Читательская компетентность младших школьников
Кудрявцева Юлиана Алексеевна,
учитель начальных классов ГБОУ школы №320
Приморского района Санкт-Петербурга
«Привить ребенку вкус к чтению –
лучший подарок, который мы можем ему сделать»
Сесиль Лупан
Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации- от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если прежде учащиеся должны были обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сейчас предполагается новый критерий измерения результатов обучения- компетенция.
Читательская компетентность- это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, предоставленную в звуко - буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Данное определение отражает информационно- когнитивный подход к чтению, чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и имеет целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию её. В этой трактовке понятие « читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. Новые ФГОС относят оба эти вида компетентности к метапредметным образовательным результатам.
Перед современным учителем стоит чёткая цель- воспитание квалифицированного, талантливого, творческого читателя. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения, это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков, умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в различных ситуациях общения, деятельности.
К сожалению, современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия. Не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики, употребление ненормативной лексики.
Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
В связи с этим возникают противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?
Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Цель уроков по литературному чтению по новым стандартам- воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
- развитие читательской компетентности учащихся через организацию урока по литературному чтению, литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
- стимулирование творчества детей.
"Нет наслаждения книгой,- говорил С.Соловейчик, - нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге- это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли,- вот чтение".
Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам.Работа учителя по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению учащиеся работают со справочной литературой, словарями, часто посещают библиотеки.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого дела.
Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций.
В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.
Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Возможные формы работы с родителями: коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник); групповая (тематическая консультация); индивидуальная (консультация).
В качестве критериев компетентности рассматриваются:активная познавательная направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы); положительное эмоционально - окрашенное отношение к чтению, творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются: положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать"); заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги"), увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги"); стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
Основным отличием читательской деятельности младших школьников является то, что она должна побуждаться адекватными мотивами, непосредственно связанными с ее содержанием. Для начальной школы данная проблема является актуальной, так как у младших школьников на первых этапах обучения очень слабые образовательные мотивы, высокая эмоциональная возбудимость, внушаемость, подражание, что требует создания на уроках чтения ситуаций для дальнейшего развития его личности как субъекта педагогической деятельности (А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская и др.).
Рассматривая младший школьный возраст как сензитивный для учебной деятельности (Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин), учитывая, что именно в этот период происходит развитие мышления, формируются необходимые знания, умения и навыки, осознание себя как субъекта учебной деятельности, способного к развитию и саморазвитию, в начальной школе имеется реальная возможность для формирования основ читательской компетентности, поскольку она выкристаллизовывается благодаря синтезу всех компонентов читательской деятельности и читательской самостоятельности. С ростом уровня сформированности читательской самостоятельности происходит становление читательских компетенций при работе с книгой и произведением, повышается интеллектуальный и творческий потенциал личности, расширяется читательский кругозор, и как результат появляется потребность в чтении, формируются основы читательской компетентности младших школьников.
Основы читательской компетентности младших школьников рассмотрены в исследованиях в рамках деятельностного, (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин идр.), личностно-ориентированного (Е.В.Бондаревская, И.С. Якиманская) и компетентностного (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, В.Г. Виненко, И.А.Зимняя, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской) подходов, что позволяет рассматривать исследуемый объект как целостную систему с учетом характерных особенностей детского чтения и возрастных особенностей обучающихся, направленную на становление личностной позиции младших школьников к читательской деятельности.
« Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер