Виды творческих работ на уроках литературного чтения
Составители: Васильева М.Л.
Волкова В.В.
Кожевникова Ю.Д
Попова Е.В.
Яковенко А.А
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Виды творческих работ на уроках чтения составлены к УМК «Школа России» для учащихся 1-4 классов школы VII вида.
Важную роль в развитии творческих способностей человека играет начальная школа. Именно в эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умение наблюдать и анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность, воспитываются самостоятельность, активность, инициатива, начинают складываться и дифференцировать интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого труда на пользу людям.
Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. Как доказано психологами, мышление возникает в уме до тех пор, пока задача е оформлена словесно.
Учёт основных особенностей детского творчества и сосредоточение на решении выделенных основных задач развития творческих способностей детей приводят к возникновению в деятельности учащихся элементов новизны и оригинальности, к усложнению, совершенствованию их творческих замыслов.
Виды творческих работ на уроках чтения.
1 класс.
№ урока |
Тема урока |
Вид творческого задания |
Подготовительный период |
||
1 |
Азбука – 1, учебная книга по родной речи |
§ Рассмотрите иллюстрацию и придумайте небольшой рассказ |
2 |
Речь устная и письменная |
Придумайте загадки о школьных принадлежностях (портфель, ручка и т.д.) |
3-4 |
Предложении |
Перескажите сказку и нарисуйте иллюстрацию к ней. |
5 |
Повторение и закрепление пройденного материала |
Иллюстрирование сказки «Теремок». Пальчиковый театр. |
6 |
Предложение и слово |
Инсценировка сказки «Репка» |
7 |
Предложение и слово |
Составьте рассказ, используя все слова на картинке (медведь, ёж, …) |
9 |
Слог, ударение |
Разыграйте сказу «Колобок» с помощью кукол |
10 |
Повторение и закрепление пройденного материала |
Используя все слова на картинке, придумать несколько предложений. |
13 |
Звуки в словах, согласные и гласные |
Придумайте загадки о птицах (куры, гуси, голуби…), нарисуйте иллюстрацию к ним |
14 |
Слияние согласного звука с гласным звуком |
Перескажите сказку «Волк и семеро козлят». Нарисуйте рисунок к сказке. |
15 |
Повторение и закрепление пройденного материала |
Составьте небольшой рассказ |
16 |
Слияние согласного звука с гласным звуком |
Подобрать загадки о насекомых, нарисовать иллюстрации к ним |
17 |
Гласный звук [а], буквы «А,а» |
Придумать несколько предложений состоящих из трёх слов |
18 |
Звук [а], буквы «А,а». Закрепление |
Перескажите сказку «Волк и семеро козлят», слепите главных героев из пластилина |
19 |
Звук [о], буквы «О,о» |
Придумайте небольшой рассказ, состоящий из 4-х, 5-ти предложений |
20 |
Повторение и закрепление пройденного материала |
Измените сказку «Маша и медведь» и слепите героев из пластилина |
22 |
Звук [и]. Буквы «И,и» |
Подобрать как можно больше загадок, отгадки которых начинаются на букву «И» |
Букварный период |
||
1 |
Звуки [н],[н’]. Буквы «Н,н» |
Придумайте несколько загадок, отгадки которых начинаются на букву «Н» |
2 |
Звуки [н],[н’]. Буквы «Н,н» Закрепление |
§ Назовите слова, противоположенные по значению, которые начинаются со звуков [н],[н’]- (налево – направо, под – над, высоко – низко …); § Слоговой аукцион На… ( -сос, -род, -ша) Но… ( -чи. –жи, -ра, -ты) Ни… ( -тки, -на, -же, -кто) |
6 |
Звуки [с],[с’]. Буквы «С,с» |
§ Рассмотрите иллюстрацию и придумайте небольшой рассказ; § Слоговой аукцион Са… (-лют, -ни, -молёт) Со… ( -чень, -нет) Си.. ( -то, -ма, -ла) |
7 |
Звуки [с],[с’]. Буквы «С,с». Закрепление |
§ Из слогов составьте как можно больше слов на СИ, С, СА, НИ, Ы, СЫ, О, У, СО, Н, НЫ, НА (сосны, оса, насос, сосна…); § Придумайте несколько загадок, отгадки которых начинаются на букву «С». |
11 |
Звуки [к],[к’]. Буквы «К,к» |
Придумайте конец к сказке Ш.Перо «Кот в сапогах» |
16 |
Звуки [т],[т’]. Буквы «Т,т» |
Сделайте аппликацию к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» |
20 |
Звуки [л],[л’]. Буквы «Л,л» |
Кто больше запомнит слов на букву «Л» (Летний лес. Лепечут ласковые листья липы. Лучи легонько ласкают лицо. Лопоухие лопухи латают лужайку. Лягушка ловит легкокрылых летуний. Лениво лает лисица. Лучший лес – летний!) |
24 |
Звуки [р],[р’]. Буквы «Р,р» |
Разыграйте сказку А.С.Пушкина «Золотая рыбка», сделайте аппликацию главных героев. |
Послебукварный период |
||
11 |
Знакомство с произведениями К.И.Чуковского «Путаница», «Телефон» |
Прочитайте по ролям |
12 |
Знакомство с произведениями В.В.Бианки |
Коллективное составление газеты «Ленные жители» |
16 |
Знакомство с произведениями М.М.Пришвина «Предмайское утро», «Глоток молока» |
Напишите изложение по рассказу М.М.Пришвина «Глоток молока» |
19 |
Знакомство с произведениями А.Барто |
К каждому стихотворению нарисуйте иллюстрацию, сделайте аппликацию. |
Виды творческих работ на уроках чтения.
2 класс.
№ урока |
Тема урока |
Вид творческого задания |
1 |
Самое великое чудо на свете. |
Рассмотреть иллюстрации стр. 4 – 8 и записать 4 вопросы по содержанию страниц. |
2 |
Русские народные песни, Потешки. |
Попробовать сочинить колыбельную песню. |
4 |
Загадки, пословицы, поговорки. |
Написать загадку (на альбомном) листе и нарисовать отгадку. Составить книгу загадок, оформленную учащимися. |
5 |
Сравнение и сопоставление малых жанров фольклора. |
· Придумать загадку или небылицу. · Придумать и оформить кроссворд, где зашифрованы слова с помощью загадок. |
7 |
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» |
Рассказать сказку по рисункам. |
8 |
Русская народная сказка «У страха глаза велики» |
Выбрать понравившийся отрывок сказки и нарисовать к нему иллюстрацию. |
12-13 |
Русская народная сказка «Гуси - лебеди» |
Сочинить собственную сказку, проиллюстрировать самый захватывающий момент. |
14 |
Русские народные сказки. Обобщение. |
Написать краткое изложение любимой сказки. |
15-20 |
Стихи Ф.И.Тютчева |
· Проиллюстрировать стихотворение (по четверостишиям или целиком). · Сочинить небольшое стихотворение об осени. |
18 |
В.Д.Берестов «Хитрые грибы» |
Нарисовать съедобные и несъедобные грибы (на альбомном листе). |
19 |
М.М. Пришвин «Осеннее утро» |
· Работа с деформированным текстом. Дан текст – описание природных явлений и изменений. Убрать лишнее. · Нарисовать к прочитанному рисунок (оформить книжную страницу). |
23-25 |
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Оформить обложку для книги «Сказка о рыбаке и рыбке», представить себя художником – оформителем. |
26-27 |
Басни А.И.Крылова |
· Нарисовать иллюстрации к понравившимся басням. · Составить кроссворд и оформить его. |
28 |
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Учёный сын» |
· Составить рассказ о своей семье. · Придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица, записать его и оформить. · Написать мини – сочинение о домашнем любимце. Подготовить пересказ. |
29-30 |
Л.Н.Толстой «Филиппок» |
|
31 |
Л.Н.Толстой «Котёнок |
|
50 |
С.В.Михалков «Новогодняя быль» |
Подготовить пересказ от лица Ёлочки. |
53 |
К.И.Чуковский «Путаница» |
Придумать свою путаницу из 8 – 12 строк |
54-55 |
К.И.Чуковский «Федорино горе» |
Оформить обложку сказки. |
62 |
Н.Н.Носов «Затейники» |
Написать сочинение «Как я пришивал заплатку» или «Самая страшная игра» |
71 |
Н.Булгаков «Анна, не грусти!» (продолжение) Ю.Ермолаев «Два пирожных» |
Написать сочинение о своём друге. Подобрать 5 пословиц о дружбе и справедливости. |
72 |
Рассказы В.Осеевой |
Придумать кроссворд, в котором была бы зашифрована фамилия писательницы. |
77 |
Обобщение по разделу «Я и мои друзья» |
Написать сочинение о себе и о своих друзьях. |
80 |
Женский день. Стихотворения |
· Подобрать (в библиотеке) и выучить стихи о мамах, бабушках. · Нарисовать их портреты. |
Виды творческих работ на уроках чтения.
3 класс.
№ урока |
Тема урока |
Вид творческого задания |
I часть |
||
5 |
Докучные сказки. |
Сочинить свою докучную сказку с иллюстрацией. |
6-7 |
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
Иллюстрация главных героев – Алёнушка. Описание по иллюстрации (обратить внимание на внешний вид). |
8-9 |
«Иван царевич и серый волк» |
Иллюстрация к каждой части, пересказ по иллюстративному плану. |
10-11 |
«Сивка – бурка» |
Иллюстрация к понравившемуся отрывку. |
14 |
Ф.И.Тютчев «Листья» |
Рассказ – составление детьми «Разговор листьев» - оформление книжки |
15 |
И. Никитин «Встреча зимы» |
Выбрать отрывок, нарисовать к нему иллюстрацию |
21 |
А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» |
Для помощи: заучивание наизусть, составление карт. плана к каждой строке. |
23 |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» |
Нарисовать царевну Лебедь. |
29 |
М.Ю.Лермонтов «Утёс» |
Иллюстрация |
30 |
М.Ю.Лермонтов «Осень» |
Иллюстрация |
32 |
Л.Н.Толстой «Акула» |
Пересказ по иллюстрированному плану. |
35 |
Л.Н.Толстой «Лев и собачка» |
Вылепить главных героев |
36 |
Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря», «Какая бывает роса на траве» |
Придумать свой рассказ с описанием или с рассуждением. Оформить книжку. |
|
Н.А.Некрасов «Славная осень!...» |
Найти в сравнения. Изобразить их в рисунках |
|
Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» |
Иллюстрация «Как Мазай спас зайчишек» |
|
И.А.Бунин «Полевые цветы» |
Перечитай подчёркнутые строки. Подумай, как они помогают представить цветы – нарисуй эти скромные полевые цветы |
|
И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…» |
Восстановить текст стиха по рифмам. Записать его. Иллюстрация к стихотворению |
|
В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница» |
Придумать свою сказку к поговорке «Хвастовство само себя наказывает». Оформить книжку. |
|
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» |
Иллюстрации к каждой части, пересказ по рисункам |
II часть |
||
|
М.Горький «Случай с Евсейкой» |
Придумай продолжение. Нарисуй иллюстрацию |
|
А.Куприн «Слон» |
Придумай свою невероятную историю с обычными вещами |
|
С. Черный «Воробей», «Слон» |
Иллюстрация к понравившемуся стиху. Можно сделать книжку – раскладушку с иллюстрациями к каждому разделу. |
|
А.Блок «Ворона» |
Аппликация: какой представляешь себе ворону? |
|
С.А.Есенин «Черёмуха» |
Иллюстрация к стихотворению – подписать выразительные слова |
|
М.М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний) |
Придумай свой рассказ о том как ты был в лесу летом. (Оформление общей газеты «Моя Родина» |
|
И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек» |
Придумай продолжение путешествия Листопадничка. Оформи книжку – малышку |
|
В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку» |
Придумай свою историю про Мальку. |
|
Б.С.Житков «Про обезьянку» |
Сочинить историю о том, как у вас в доме появилась обезьянка. Нарисуй иллюстрацию |
|
Итоговый урок «Проверь себя» по разделу «Люби живое» |
Придумай рассказ о своём домашнем любимце. Запиши его, нарисуй иллюстрацию (Оформление книги «Наши любимцы») |
|
А.П. Платонов «Цветок на Земле» |
Нарисуй цветок о котором прочитал |
|
Итоговый урок «Проверь себя» по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» |
Сочини свой рассказ о своём друге детства |
|
Г. Остер «Вредные советы» |
Придумай и запиши свой вредный совет |
|
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» |
Картинный план для пересказа |
|
Итоговый урок «Проверь себя» по разделу «Зарубежная литература» |
Сочини сказку с хорошим концом. Используй сказочные выражения: «Жили – были…»; «в тридевятом царстве в тридесятом государстве…»; «летели они в дальние края за синие моря…»; «стали они жить – поживать и добра наживать…». |
Виды творческих работ на уроках чтения.
4 класс.
№ урока |
Тема урока |
Вид творческого задания |
Летописи. Былины. Житие. |
||
4-6 |
Былина «Ильины при поездочки» |
§ Нарисуй диафильмы; § Словесное описание персонажей былины |
7-9 |
«Житие Сергия Радонежского» |
Составь рассказ с опорными словами |
10 |
«Проверь себя!» |
Расскажи о герое, который тебе Васнецова «Богатыри» |
«Чудесный мир классики» |
||
1-4 |
П.Ершов «Конёк – горбунок» |
§ Составь диафильм; § Вылепи главного героя, действующих лиц; § Нарисуй словесный портрет героя. |
8-11 |
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
§ Устно сделай иллюстрацию к части сказки; § Нарисуй иллюстрацию и сделай подпись к понравившемуся эпизоду; § Нарисуй (устно) портрет героя. |
«Поэтическая тетрадь» |
||
10 |
«Проверь себя!» |
§ Проиллюстрируй стихотворение; § Конкурс на лучшую песню (пропеть стихотворение); § Сделай аппликацию. |
«Литературные сказки» |
||
1-4 |
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» |
§ Творческий пересказ от лица Миши; § Нарисуй иллюстрацию, сделай подпись к понравившемуся эпизоду. |
5-8 |
В.М.Гришин «Сказка о жабе и розе» |
Придумай друге название сказки |
9-11 |
А.П.Бажов «Серебряное копытце» |
§ Разыграй эпизод; § Нарисуй «Серебряное копытце» |
12-15 |
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» |
§ Составь кроссворд, филворд; § Нарисуй «Аленький цветочек»; § Придумай другое название сказки. |
16 |
«Проверь себя!» |
Придумай кроссворд |
«Делу время – потехе час» |
||
1-3 |
Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» |
§ Разыграй эпизод сказки; § Расскажи историю от лица Пети Зубова. |
4-5 |
В.Ю.Драгунский «Главные реки» |
Разыграй эпизод рассказа |
9 |
«Проверь себя!» |
§ Придумай кроссворд; § Придумай свой рассказ, который можно включить в раздел. Начни со слов «Однажды я …». |
«Страна детства» |
||
6-7 |
М.М.Зощенко «Ёлка» |
Составь картинный план произведения. |
8 |
«Проверь себя!» |
§ Составь рассказ о творчестве М.М.Зощенко; § Придумай свои сравнения и олицетворения с помощью которых ты опишешь осень или зиму. |
«Поэтическая тетрадь» |
||
4 |
«Проверь себя!» |
§ Сделай устно иллюстрацию к стихам С.Есенина: § Сделай аппликацию. |
«Природа и мы» |
||
7-8 |
В.А.Астафьев «Стрижонок Скрип» |
Пересказ от имени стрижонка Скрипа. |
«Страна фантазия» |
||
3-4 |
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» |
§ Устно сделать иллюстрацию к тексту; § Составь картинный план. |
5 |
«Проверь себя!» |
§ Сделай рисунок на космическую тему; § Придумай небольшую историю о путешествии на планету, о которой ты уже что-то знаешь. |
«Зарубежная литература» |
||
1 |
Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» |
§ Пересказать текст от лица Гулливера, лица одного из лилипутов; § Вылепи героев сказки. |
2-6 |
Г.Х.Андерсен «Русалочка» |
§ Составь картинный план; § Нарисуй героев сказки. |
7-8 |
М.Твен «Приключения Тома Сойера» |
§ Придумай своё название истории; § Устно опиши герое истории. |
13 |
«Проверь себя!» |
§ Составь рассказ о творчестве Г.Х.Андерсена; § Составь кроссворд понравившегося произведения. |