ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 66
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Конспект урока по литературному чтению
по теме « В.Чаплина «Мушка»
2 класс
Автор: Ефимова Н.Н.
2012 год
Пояснительная записка
В данной разработке приведен урок литературного чтения
с использованием информационно-коммуникационных
технологий. Может использоваться на любом кроке.
Предназначено для учителей начальных классов.
Цель урока: Формирование способности к полноценному восприятию литературного текста и устойчивое желание читать доступную возрасту литературу
Задачи урока: 1) Познавательные: познакомить с биографией писателя, пополнить словарный запас, расширить кругозор
2) Развивающие: развитие умения прогнозировать содержание произведения на основе заглавия, иллюстрации
3) Воспитательные: воспитание любви к животным, сочувствия к окружающим, желания иметь друзей
Оборудование: презентация, карточки с пословицами, листы для самооценки
Технологии: технология формирования правильного типа читательской деятельности, игровые технологии
Этап урока |
Содержание |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Организационный момент |
Общая готовность детей к уроку, звучит музыка |
Проверка готовности. |
Реакция на учителя, гостей, внимание. |
Проверка домашнего задания |
Игра «Радиотеатр» |
Организует детей группами для чтения текста по ролям |
Читают по ролям текст, оценивают работу групп |
Подготовка к восприятию текста |
Знакомство с письмом неизвестного литературного героя
Слайд 1
|
-Один литературный герой очень хотел поделиться с вами своими мыслями и написал каждому из вас письмо. Прочитайте. -Как вы думаете, кто мог написать эти строки? Почему? -Нашли что-то похожее на вас? -О чём мечтает этот литературный герой? Автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся, тоже в детстве мечтал о собаке. |
Читают письмо, обдумывают его содержание Вспоминают литературного героя. Это Дениска- герой рассказов В. Драгунского. Находят много общего с ним: мечты, привычки, любимые игры. Узнают о главной мечте Дениса - собаке |
Знакомство с автором произведения |
Предугадывание характера, судьбы, увлечений писательницы по её портрету. Сравнение с действительностью
Слайд 2 |
- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать об этом человеке? - Кто из вас узнал эту женщину? Это Вера Васильевна Чаплина. В детстве она попала в детский дом. Позже она писала: «Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе. Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенчиков. -Давайте вспомним её произведения. |
Рассматривают портрет писательницы, делают предположения о её характере. Пытаются вспомнить кто она. Слушают факты биографии, сочувствуют ей.
Вспоминают, какие произведения В.Чаплиной они уже читали. Называют их. |
|
Знакомство с новым термином
Слайд 3 |
- О чём писала В.Чаплина? -Какие произведения автора вы читали? - Знаете ли вы, как называют писателей, которые пишут о животных? - Прочитаем в толковом словаре смысл слова АНИМАЛИСТ |
Сообщают, что В.Чаплина писала о животных. Читают со слайда, что таких писателей называют анималистами. |
Подготовка к чтению текста |
Антиципация |
Теперь посмотрим, с каким произведением мы познакомимся сегодня. Откройте учебники, прочитайте название. Предположите, пожалуйста, о чём оно. Что подсказывают иллюстрации? |
Читают название «Мушка». Делают свои предположения |
Знакомство с содержанием |
Самостоятельное чтение текста про себя |
- Поделитесь впечатлениями от прочитанного. |
Читают текст про себя, делятся впечатлениями |
Обсуждение прочитанного |
Беседа по содержанию |
-От чьего лица ведётся повествование? - Кто главные герои? - Как Мушка попала в дом к героям? - Какой её увидела мама Люды? |
|
Анализ текста, повторное чтение |
Беседа Слайд 4
Слайд 5 |
- Посмотрите на слайд. Какая из этих собак могла бы быть Мушкой? - Как мама отнеслась к появлению Мушки? -Как Люда ухаживала за собачкой, как она изменилась? Чему научилась? Какой танец напоминали её движения? Вспомним этот танец. |
Выбирают собаку, подтверждают словами из текста. Отвечают на вопрос и предполагают, почему собачку оставили |
Динамическая пауза |
Звучит вальс, на слайде пара танцует
Слайд 6 |
Двигается в ритме вальса |
Ученица у доски движется в ритме вальса, ребята повторяют её движения |
Анализ произведения,повторное чтение |
Беседа Слайд 7
Слайд 8 |
-А какой характер был у Мушки? -Почему мнение окружающих оказалось неверным? -Как вы думаете, какова главная мысль этого произведения? -К какому литературному жанру вы его отнесёте? Почему? К какой теме вы его отнесёте? |
Высказывают своё мнение, доказывают отрывками из текста Рассматривают слайд и оценивают поведение Мушки Показывают фигурой нужного цвета (рассказы о животных) |
|
Работа с пословицами |
Чтобы ещё точнее выразить идею произведения воспользуемся народной мудростью. Восстановите, пожалуйста, пословицы и подберите ту, которая точнее расскажет о Мушке. |
Работают в парах, восстанавливают и выбирают пословицы |
Обобщение и дополнение |
Слайд 9 мультфильм Слайд10 Слайд 11 |
- А вот ещё одна собака и ещё одна интересная история, кто-нибудь узнал её? В Японии все знают её историю, и ещё при жизни ей был поставлен памятник. Посмотрите и послушайте эту удивительную историю -Но это не единственный памятник, поставленный собаке. - В чём ещё собаки помогают людям? |
Смотрят мультфильм и слушают рассказ учителя
Рассматривают слайд и высказывают свои мнения |
Домашнее задание |
Слайд 12 |
Предлагает ученикам познакомиться с вариантами домашнего задания и выбрать подходящий: 1) Расскажи о Мушке то, что запомнилось. 2) Узнай и расскажи о любом памятнике, посвящённом собаке. 3) Расскажи историю о своей собаке. Комментирует, отвечает на вопросы. |
Читают со слайда, задают вопросы, выбирают свой вариант домашнего задания |
Рефлексия |
Слайд 13 |
Организует самооценку. Предлагает ребятам раскрасить бантик Мушки, цветом показать своё настроение и оценить свою работу. А закончить урок мне бы хотелось словами ещё одного писателя- анималиста:
« Заведите щенка и вы приобретёте самую преданную любовь на свете» |
Оценивают свою работу Читают слова Р.Киплинга |