Урок литературного чтения во 2 классе
по ОС «Школа 2100»
(УМК по литературному чтению Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой)
Валерьянова Юлия Константиновна
учитель ГБОУ СОШ №254 Санкт-Петербург
Тема урока: Джанни Родари "Приключения Чиполлино".(отрывок)
Цели урока:
- Познакомить с новым произведением; биографией писателя;
- Закрепить умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения (элементы анализа текста);
- Развивать устную речь учащихся, совершенствовать навыки чтения, обогащать словарный запас учащихся;
- Развивать творческое воображение, внимание, память.
Задача:формирование УУД.
Личностные УУД
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Познавательные УУД
1.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Ориентироваться на развороте учебника.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Уметь работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Оборудование урока:учебник, рабочая тетрадь, жетончики с изображением Чиполлино, мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Используемые образовательные технологии: элементы исследовательской деятельности, здоровьесберегающие технологии, игровые.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Ситуация успеха. Стадия вызова. Определение темы урока.
Содержание учебного материала, деятельность учителя. |
Содержание учебного материала, деятельность учащихся. |
1) - Настроимся на волну успеха и отправимся в увлекательное путешествие. Слайд 1. - На уроке мы будем:
- Приглашаю вас отправиться за чудесами. В разделе " Сказочные человечки" мы познакомились с некоторыми героями. Выберите и назовите их. - Мы будем работать в парах. Один человек из "пары" будет отвечать. Слайд 2.
- А в каких произведениях они встречались? (Продолжается слайд 2) 1. Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2. Джон Роналд Руэл Толкин "Хоббит" 3. Алан Милн "Винни-Пух" 4. А. Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино". Молодцы! Всё помним! 2) Волшебство продолжается. Смотрите, ребята, я принесла шкатулку. В ней лежит какой-то предмет. Как её открыть? А на шкатулке чт0-то написано. Кто поможет и прочитает?
- Правильно, лук. А вы знаете, как звучит слово "луковица", "луковка" по-итальянски? (Чиполлино) - Кто может сказать, о ком мы будем читать произведение? - А жанр произведения вы узнаете легко. В толковом словаре С. Ожегова о нём пишется:"Это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил". - Итак, тема сегодняшнего урока: сказка "Приключения Чиполлино". - А кто же автор? Слайд 3. Джанни Родари родился 23 октября 1920 г. в маленьком городе Оменья на севере Италии. Его отец умер, когда Джанни было только 10 лет. Мать работала служанкой и тоже рано умерла. Джанни много работал у богатых людей. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения. Любимым произведением была повесть о деревянном человечке "Приключения Пиноккио". В возрасте 17 лет Родари начал преподавать в начальных классах сельских школ. Возможно, именно тогда родилась у Джанни Родари идея создать своего сказочного человечка - Чиполлино. В 1970 году Родари получил престижную премию Ганса Христиана Андерсена. |
Учиться грамотно читать; Читать, думая; Учиться работать с текстом; Озаглавливать части.
Медведь, Муми-Троль, Буратино, Бильбо Бэггинс, Пятачок, лисица, Винни-Пух, слон, Карандаш, Дюймовочка.
- Муми-Троль. - Бильбо Бэггинс. - Винни-Пух, Пятачок. - Буратино.
- Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (дети отгадывают)
- О луковке Чиполлино.
- Сказка.
|
3. Стадия осмысления.
1) Исследование нового материала.
Содержание учебного материала, деятельность учителя. |
Содержание учебного материала, деятельность учащихся. |
- Откройте учебники на стр. 153. И с нами сегодня снова Афанасий. Прослушайте его разговор с Сашей. (Учитель читает текст). - Чем близки сказки А. Толстого про Буратино и Дж. Родари про Чиполлино? - Откройте учебники на стр. 154.
Работа до чтения. - Прочитайте имя и фамилию автора, название произведения. - Всю ли сказку мы будем читать? Как об этом узнали? - Прочитайте после названия, как называется глава. - Это 4 -я глава сказки. Во всей повести-сказке почти 30 глав, в которых вас ждут увлекательные приключения. -Кого мы видим на иллюстрации? Как выглядит Чиполлино? Почему его нельзя спутать с другими героями? Как зовут пса? - Как вы думаете, о чём будет говориться в этом отрывке? - Как это "одурачил"? Подберите синонимы к слову.
Работа с текстом во время чтения. Часть 1. Чтение 1-го предложения. - Так что же стало с домиком кума Тыквы? - Ребята, послушайте и посмотрите, что происходило в сказке до этого момента. Слайд 4 - 10. Просмотр и чтение презентации. - Кто будет главным героем? - Обратимся к учебнику. (Чтение 1 абзаца до второй красной строки про себя) - Теперь будем читать вслух с комментированием. После чтения 2-го предложения: - Почему же день был далеко не прекрасный? Обратите внимание на героев: Тыква, Помидор, Лимончики - что их объединяет? - Дюжина Лимончиков - это сколько? - Вот сколько понадобилось солдат, чтобы выгнать одного старого кума Тыкву. - Дж. Родари пишет, что кавалер Помидор прикатил в карете. Чем отличается это слово от слов приехал, прибыл? - Вот сколько важной информации только в одном предложении! После чтения 3-го предложения: - Какой же домик был у кума Тыквы, если туда поселили пса? Читаем 4-е предложение. - Что узнали об этом герое?
- Какое слово подсказало, что Помидор хочет, чтобы его боялись? - Что значит пришлый оборванец? О ком так говорит Помидор? Читаем до конца 1-й части. - Что чувствовали Чиполлино и Виноградинка? - Что чувствовал кум Тыква? - Как он выражает свои чувства?
- На какие группы можно разделить всех героев, с которыми познакомились в этой части? Назовите. - Мы прочитали 1 часть сказки. Что можем сейчас сделать? - Откройте тетрадь на стр. 20, задание № 3. Прочитайте задание. Как озаглавим 1 часть? Часть 2. Чтение вслух небольшими частями с комментариями. После чтения 1-го абзаца: - Что значит изнемогать от жажды?
После чтения 2-го и 3-го абзацев: - Что такое трактир? - Чем занимался Чиполлино, работая у сапожника Виноградинки? - Что значит вощил дратву?
- Да, Чиполлино был подмастерьем - помощником сапожного мастера. После чтения стр. 155 до последнего абзаца: - О какой особенности характера Чиполлино можно догадаться? - Чиполлино отказался помочь псу. Хорошо ли это? Что можно подумать о Чиполлино? А какой он на самом деле? Давайте читать дальше. После чтения последнего абзаца: - Так можно ли сказать, что Чиполлино равнодушен к окружающим, отказывается помочь? - Каким же ремеслом занимался пёс? Почему оно было "не по душе" нашему герою? - Что значит "проучить"?
- Смотрим в тетрадь. Как озаглавим вторую часть? Что здесь главное? |
- Эти два автора "пересказали" сказки по-своему.
- Джанни Родари. "Приключения Чиполлино". - Нет, не всю. Написано "отрывок".
Ответы детей.
Ответы детей.
- Обманул, провёл, надул...
Ответы детей.
- 12.
- Чувствуется отрицательное отношение автора к этому герою.
- Очень маленький, как сторожевая будка. Это всё, что было у кума Тыквы. - Он хотел, чтобы его уважали, но в его понимании это значит боялись. - Угрожающе.
Чиполлино из семьи бедняков.
- Сожаление, но они ничего не могли сделать. - Печаль. Дети находят в тексте и читают. - На положительных и отрицательных.
- Выполнить задание в тетради.
Ответы детей.
- Очень хотеть пить, невозможно больше терпеть.
- Небольшой ресторан.
Ответы детей. Объяснение учителя: натирал воском толстые суконные нити, которыми сшивают обувь, чтобы нитки легче проходили в отверстия.
- Любит шутки, часто подшучивает над другими.
Ответы детей.
- Нет, он от души жалел пса.
- Мастино служил кавалеру Помидору, а тот был жесток и несправедлив. - Наказать так, чтоб " впредь неповадно было." Ответы детей. |
2) Физкультминутка под музыку.
Содержание учебного материала, деятельность учителя. |
Содержание учебного материала, деятельность учащихся. |
- Продолжим работу. Часть 3. Чтение вслух. Работа с текстом после чтения. - Что же придумал Чиполлино?
- Прочитайте те реплики, из которых видно, что у него было чувство юмора. - Какой ещё Чиполлино в этой части?
- Для чего же всё это задумал наш герой? - Вспомните, каким был кум Тыква в 1 части. Изменился ли он? Прочитайте. - Чиполлино сделал доброе дело, но он испытывает чувство вины. Прочитайте слова, которые подтверждают это. - Что ещё можно сказать о характере Чиполлино? Чем он вам понравился? - Смотрим в тетрадь. Как озаглавим 3 часть? - А теперь разобьём эту часть на более мелкие части и озаглавим их.
4. Рефлексия.
- Как вы думаете, задачи урока мы выполнили? Давайте вернёмся к началу урока. - Вы дружно работали, в работе были внимательны и трудолюбивы. Кто сегодня работал лучше всех, тот получил жетончики. У кого их много, тот заслужил отметку "5". Молодцы! У остальных - всё впереди. - Поднимите руку, у кого сегодня многое получалось, кто был доволен собой и хочет так же дальше работать, Молодцы!
- Остаётся выбрать домашнее задание. - Кто хочет, может выполнить задание №5 на стр. 21 в рабочей тетрадке. Но кто хочет иметь более высокую отметку, тот должен выполнить задание №6 на стр. 21 в рабочей тетрадке. Удачи!
|
- Решил хитростью усыпить пса. Ответы детей.
- Находчивый, сострадательный. - Проучить Мастино.
Ответы детей. - Бедный пёс, прости, ласково погладил.
Ответы детей.
Работа и ответы детей.
- Мы учились читать правильно, выразительно, читать думая, учились работать с текстом, озаглавливали главы. - Да, мы всё выполнили. |