Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Формирование читательских умений младших школьников

 

Е.А. Кузьмина, учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» г. Бородино

«Описание приёмов и методов формирования

читательских умений младших школьников»

 

Каждый ребенок талантлив!

Но талантлив по своему.

За свой педагогический опыт мне приходилось наблюдать, что многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными. Пытаясь найти ответ на определение причины этого печального явления, пришла к выводу, что у детей происходит общий спад интереса к учению, а также обилие источников информации помимо чтения. Однако главной причиной такого явления думаю, следует признать несовершенство обучению чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Как же сделать так, чтобы ребёнок с помощью учителя смог раскрыть для себя все богатства литературы как вида искусства, научился получать эстетическое наслаждение от встречи с мудрыми и весёлыми книгами, умел извлекать тот духовный потенциал, который заложили в них писатели?

Очевидно, что мои усилия как педагога, а также и родителей должны быть направлены не только на формирование навыка чтения. Это необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа только над навыком чтения не может обеспечить в полной мере развитие и формирование других, не менее важных качеств читателя. Современные методисты (М. И. Оморокова, В.А. Лазарева) приходят к мысли о том, что необходимо основное внимание сосредоточить на формировании и развитии читательских умений младшего школьника. Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров. Передо мной как педагогом встала проблема: каким образом способствовать формированию читательских умений младших школьников.

Основной целью данной статьи является описание методов и приёмов, используемых мною по формированию читательских умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения.

В процессе изучения произведений с различными формами выражения авторского сознания я часто применяю всем известный методический приём – «устное словесное рисование». На моих уроках дети много рисуют, чаще всего непосредственно во время чтения произведения, и особенно при повторном чтении, когда идёт более осознанное вслушивание и уточнение первоначального восприятия. Именно через рисунки детей к литературным произведениям я могу получить очень важную информацию о том, например, представляет ли мой ученик-читатель художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу.

Очень важно и для полноценного восприятия художественного произведения, и для развития эстетических и нравственных представлений ребёнка его литературное творчество на уроке и дома. Конечно, я не думаю, что всех учеников можно научить, например, писать стихи, такой цели я не преследую. Но призвать их попытаться создать своё лирическое произведение, выразить свои чувства и «изобразить» словами картины, которые потрясли воображение – это ли не способ самовыражения и самопознания, не путь развития эмоциональной сферы ребёнка, эстетического и нравственного его развития?

«От маленького писателя – к большому читателю».

(Стихи моих учеников)

 

 

***

Вот и осень наступила –

жёлтая пора!

За окошком сыплет дождик,

Пасмурно всегда.

День за днём листва желтеет.

Скоро лес весь опустеет.

Птицы улетят на юг.

Станет грустно всем вокруг. Володько Алёна

 

***

Осень

Наступила пора золотая.

Всё одела в жёлтый наряд.

Дождик льёт за окном несмолкая.

На дорогах лужи блестят.

День стал намного короче.

Птичек не слышно уже.

Стая птиц, улетая,

чирикнули нам пока!

Пахорукова Ксения

 

***

Осень пришла.

Листья кружатся.

Как мне хочется к маме прижаться.

Как мне хочется с ней погулять,

Листья осенние снова собрать.

Бойко Оля

 

***

Наступила осень,

Облетели листья.

И с полей собрали урожай пшеницы.

Улетели птицы в дальние края,

Только солнце ясное радует глаза!

Потапов Максим

 

***

Вот и осень наступила.

Дождь стучит в окно,

И осенний лист кленовый

Кружит за окном.

Улетают птицы к югу,

Скоро холода.

И крадётся потихоньку

Белая зима.

Екимцова Лиля

 

***

Я люблю это чудное время года.

Шелест жёлтой листвы в вышине.

Посеревшее небо,

Замёрзших прохожих

И холодный туман на земле.

То, осень веет нам тоской,

Тоской по тёплым тем минутам.

Парфёнова Настя

 

Работа над развитием творческих способностей учащихся ведётся на уроках постоянно и в системе, постепенно усложняясь. Начинается эта работа с самого простого, с подбора эпитетов к «голому, неукрашенному», как определили сами дети, нехудожественному тексту. Это - подражание мастерам, «работа по образцу». Например, после того как все дети прочитали несколько стихотворений известных поэтов и поработали над изобразительными средствами, в частности над эпитетами, им даётся текст с пропущенными определениями, и надо придумать и вставить эпитеты, именно эпитеты, а не любые определения.

 

***

..избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

(А. Блок)

****

Воробей мой, воробьишка!

., ….., словно мышка.

(Саша Чёрный)

****

На ручей, … и …,

За листком летит листок,

И струёй, … и …,

Набегает холодок.

(Н.А. Некрасов)

***

Под … небесами
коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
. лес один чернеет

(А.С. Пушкин)

 

Или дописать рассказ, который прочитан без окончания. Затем степень самостоятельности увеличивается. Дети уже сами могут написать сказку, рассказ и даже придумать свой миф для объяснения явления природы, обосновать которое научно они ещё не могут. Эта работа – тоже «по образцу», поскольку сказка сочиняется после работы на уроке над волшебной сказкой, где ученики сначала выделяли постоянные элементы её сюжета, а затем придумывали свои сюжеты.

Приведу примеры творческих работ моих учеников.

 

***

Небылицы для маленьких
Ах ты, реченька-река,
Широка и глубока.
Есть и островочки,
Маленькие кочки.
День и ночь бежишь, бежишь,
Словно, сказки говоришь.
Сказки – небылички
Маленькие птички.
Морозова Настя

 

***

Считалка
Жили были мышки в чане,
Пели песни и кричали.
Чан огромный раскачали.
Вдоль по улице помчали.
Под дно камушки попали,
Мышки в озеро упали.
Дружно нас на помощь звали,
Нам всю правду рассказали,
Как они сюда попали.
Нефёдов Саша

 

Докучные сказки

***

У нашей Маши на столе каша.
У Максима – два налима,
У Алёшки – три картошки,
А Серёжка съел картошку
И налимов у Максима,
Только кашу съела Маша.
Хороша ли сказка наша?
Парфёнова Настя

***

Жили- были лиса и журавль. Встретились да решили, зачем время тянуть, друг к другу в гости ходить. Давай лучше сразу поругаемся. Миллер Дима

***

На полянке три поганки,
На опушке три волнушки,
И лисички тоже три,
По новой сказку говори…
Нефёдов Саша

 

 

 

 
 

Очень часто в начале урока на стадии «вызова» или в конце на стадии «рефлексии» использую методический приём из технологии развития критического мышления (ТРКМ) – синквейн. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Например, работая над произведением С. Есенина «Черёмуха» ещё перед первичным чтением я предлагаю детям составить синквейн.

Фрагмент урока на стадии «вызова».

- Ребята, поэты все испытанные ими чувства, впечатления от увиденного передают в своих стихах. Попытайтесь передать свои впечатления, которые вы испытываете, услышав слово «черёмуха». Напишите синквейн.

На работу было отведено 3 минуты, вот что у них получилось.

 

 


  1. Черёмуха.
  2. Белая, душистая.
  3. Стоит, красуется, пахнет.
  4. Черёмуха приятно пахнет.
  5. Невеста.
  1. Черёмуха.

  2. Ароматная, запашистая.

  3. Благоухает, цветёт, дурманит.

  4. У черёмухи белые цветочки.

  5. Красота.

 

Фрагмент урока на стадии «рефлексии».

После анализа литературной сказки И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек» ребятам предлагается составить словесный портрет зайчонка в виде синквейна.
  1. Зайчонок.
  2. Любопытный, легкомысленный.
  3. Убегает, спасается, возвращается.
  4. Любознательный зайчонок любит приключения.
  5. Путешественник.
 

Работа над повествовательным текстом, или так называемое чтение стопами. В начале урока даю установку не смотреть на текст, который будем читать и не забегать вперёд. После вступительной беседы об авторе и рассказе ученикам предлагается читать текст определёнными кусками, на которые учитель разбил текст заранее. После прочтения первого абзаца прошу ответить на вопросы, затем так же обсуждается второй кусок и т.д. После прочтения всего текста и ответов на вопросы, предлагаю ученикам какие-либо две цитаты для сравнения, подходящие по теме, таким образом, завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказать свои взгляды. И в конце такого обсуждения прошу учащихся в индивидуальном порядке поразмышлять над рассказом, то есть что-нибудь написать. При подготовке такого урока есть трудности с вопросами, которые, естественно, должны стимулировать критическое мышление. Вопросы должны быть составлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию.

Например, работая по данной технологии над литературной сказкой М. Горького «Случай с Евсейкой» мною был разработан урок, на котором поэтапно (после каждой остановки «Стоп!») ребятам задавались вопросы.

Первая остановка на смысловой стадии
Вопросы:
- Почему Евсейка задремал?
- Кого встретил Евсейка на морском дне?
Словарная работа
ЛАНГУСТЫ - семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см;
АКТИНИИ - (морские анемоны), отряд морских кишечнополостных клеточных коралловых полипов;
(Учащиеся перечисляют названия морских обитателей: морская звезда, лангусты, краб, актинии, креветки, морская черепаха, рак-отшельник, а учитель показывает на слайдах их изображения.)
Учитель: На морском дне можно встретить и других обитателей, например:
ГОЛОТУРИИ- (морские огурцы, морские кубышки), класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких мм до 2 м;
СЕПИИ - то же, что каракатицы;
СИФОНОФОРЫ - колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.
- Чему удивился Евсейка?
Учитель: хотите знать, что будет дальше? С какими морскими диковинками ему ещё предстоит встретиться?
(Продолжается чтение текста учащимися до следующей остановки.)

Конечно, это только небольшая часть представленных приёмов и методов работы на уроках литературного чтения, которые я использую. За плечами не малый опыт работы, но каждый раз, начиная с момента приёма первоклассников и до выпуска из начальной школы, я пытаюсь привить им нравственные ценности, заложить основы литературного развития.

Литературное чтение - это особый урок, поскольку сам предмет изучения – это Искусство. И цель работы на этом уроке – развить способности учеников- читателей полноценно воспринимать художественный текст.

Главная задача педагога на уроках литературного чтения – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как всё это передаёт нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки.

В заключении хочется отметить, что формирование читательских умений и навыков не должно быть самоцелью. Важнейшей целью учителя должно оставаться формирование духовной ценности и значимости для ребёнка самого процесса общения с книгой, которая позволяет ему открыть человека в мире и мир в человеке. Читательские умение в данном случае – только лишь средство для достижения этой цели.

Таким образом, формирование читательских умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения возможно только при организации системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников, через введение в преподавание учебного предмета специальных приёмов, методов и технологий.

 

Библиографический список
 
  1. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению. Оморокова М.И. – М.: Просвещение, 1990
  2. Программа по литературному чтению Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, - М.: Просвещение, 2007

  3. Родная речь 3 класс. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2007
  4. Уроки изучения лирики в школе. Беляева Н.В. -М., 2004
  5. Уроки литературного чтения в современной школе: сборник статей / Составитель В.А Лазарева. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»