Формирование читательских умений младших школьников
Е.А. Кузьмина, учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1» г. Бородино
«Описание приёмов и методов формирования
читательских умений младших школьников»
Каждый ребенок талантлив!
Но талантлив по своему.
За свой педагогический опыт мне приходилось наблюдать, что многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными. Пытаясь найти ответ на определение причины этого печального явления, пришла к выводу, что у детей происходит общий спад интереса к учению, а также обилие источников информации помимо чтения. Однако главной причиной такого явления думаю, следует признать несовершенство обучению чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Как же сделать так, чтобы ребёнок с помощью учителя смог раскрыть для себя все богатства литературы как вида искусства, научился получать эстетическое наслаждение от встречи с мудрыми и весёлыми книгами, умел извлекать тот духовный потенциал, который заложили в них писатели?
Очевидно, что мои усилия как педагога, а также и родителей должны быть направлены не только на формирование навыка чтения. Это необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа только над навыком чтения не может обеспечить в полной мере развитие и формирование других, не менее важных качеств читателя. Современные методисты (М. И. Оморокова, В.А. Лазарева) приходят к мысли о том, что необходимо основное внимание сосредоточить на формировании и развитии читательских умений младшего школьника. Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров. Передо мной как педагогом встала проблема: каким образом способствовать формированию читательских умений младших школьников.
Основной целью данной статьи является описание методов и приёмов, используемых мною по формированию читательских умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения.
В процессе изучения произведений с различными формами выражения авторского сознания я часто применяю всем известный методический приём – «устное словесное рисование». На моих уроках дети много рисуют, чаще всего непосредственно во время чтения произведения, и особенно при повторном чтении, когда идёт более осознанное вслушивание и уточнение первоначального восприятия. Именно через рисунки детей к литературным произведениям я могу получить очень важную информацию о том, например, представляет ли мой ученик-читатель художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу.
Очень важно и для полноценного восприятия художественного произведения, и для развития эстетических и нравственных представлений ребёнка его литературное творчество на уроке и дома. Конечно, я не думаю, что всех учеников можно научить, например, писать стихи, такой цели я не преследую. Но призвать их попытаться создать своё лирическое произведение, выразить свои чувства и «изобразить» словами картины, которые потрясли воображение – это ли не способ самовыражения и самопознания, не путь развития эмоциональной сферы ребёнка, эстетического и нравственного его развития?
- «От маленького писателя – к большому читателю».
-
(Стихи моих учеников)
-
-
Вот и осень наступила – жёлтая пора! За окошком сыплет дождик, Пасмурно всегда. День за днём листва желтеет. Скоро лес весь опустеет. Птицы улетят на юг. Станет грустно всем вокруг. Володько Алёна
|
*** Осень Наступила пора золотая. Всё одела в жёлтый наряд. Дождик льёт за окном несмолкая. На дорогах лужи блестят. День стал намного короче. Птичек не слышно уже. Стая птиц, улетая, чирикнули нам пока! Пахорукова Ксения
|
*** Осень пришла. Листья кружатся. Как мне хочется к маме прижаться. Как мне хочется с ней погулять, Листья осенние снова собрать. Бойко Оля
|
*** Наступила осень, Облетели листья. И с полей собрали урожай пшеницы. Улетели птицы в дальние края, Только солнце ясное радует глаза! Потапов Максим
|
*** Вот и осень наступила. Дождь стучит в окно, И осенний лист кленовый Кружит за окном. Улетают птицы к югу, Скоро холода. И крадётся потихоньку Белая зима. Екимцова Лиля
|
*** Я люблю это чудное время года. Шелест жёлтой листвы в вышине. Посеревшее небо, Замёрзших прохожих И холодный туман на земле. То, осень веет нам тоской, Тоской по тёплым тем минутам. Парфёнова Настя
|
Работа над развитием творческих способностей учащихся ведётся на уроках постоянно и в системе, постепенно усложняясь. Начинается эта работа с самого простого, с подбора эпитетов к «голому, неукрашенному», как определили сами дети, нехудожественному тексту. Это - подражание мастерам, «работа по образцу». Например, после того как все дети прочитали несколько стихотворений известных поэтов и поработали над изобразительными средствами, в частности над эпитетами, им даётся текст с пропущенными определениями, и надо придумать и вставить эпитеты, именно эпитеты, а не любые определения.
***
|
(Саша Чёрный) |
**** На ручей, … и …, За листком летит листок, И струёй, … и …, Набегает холодок. (Н.А. Некрасов) |
***
(А.С. Пушкин) |
Или дописать рассказ, который прочитан без окончания. Затем степень самостоятельности увеличивается. Дети уже сами могут написать сказку, рассказ и даже придумать свой миф для объяснения явления природы, обосновать которое научно они ещё не могут. Эта работа – тоже «по образцу», поскольку сказка сочиняется после работы на уроке над волшебной сказкой, где ученики сначала выделяли постоянные элементы её сюжета, а затем придумывали свои сюжеты.
-
Приведу примеры творческих работ моих учеников.
***
|
***
|
Докучные сказки |
|
***
*** Жили- были лиса и журавль. Встретились да решили, зачем время тянуть, друг к другу в гости ходить. Давай лучше сразу поругаемся. Миллер Дима |
***
|
Очень часто в начале урока на стадии «вызова» или в конце на стадии «рефлексии» использую методический приём из технологии развития критического мышления (ТРКМ) – синквейн. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Например, работая над произведением С. Есенина «Черёмуха» ещё перед первичным чтением я предлагаю детям составить синквейн.
Фрагмент урока на стадии «вызова».
- Ребята, поэты все испытанные ими чувства, впечатления от увиденного передают в своих стихах. Попытайтесь передать свои впечатления, которые вы испытываете, услышав слово «черёмуха». Напишите синквейн.
На работу было отведено 3 минуты, вот что у них получилось.
|
|
-
Фрагмент урока на стадии «рефлексии».
- После анализа литературной сказки И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек» ребятам предлагается составить словесный портрет зайчонка в виде синквейна.
- Зайчонок.
- Любопытный, легкомысленный.
- Убегает, спасается, возвращается.
- Любознательный зайчонок любит приключения.
- Путешественник.
Работа над повествовательным текстом, или так называемое чтение стопами. В начале урока даю установку не смотреть на текст, который будем читать и не забегать вперёд. После вступительной беседы об авторе и рассказе ученикам предлагается читать текст определёнными кусками, на которые учитель разбил текст заранее. После прочтения первого абзаца прошу ответить на вопросы, затем так же обсуждается второй кусок и т.д. После прочтения всего текста и ответов на вопросы, предлагаю ученикам какие-либо две цитаты для сравнения, подходящие по теме, таким образом, завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказать свои взгляды. И в конце такого обсуждения прошу учащихся в индивидуальном порядке поразмышлять над рассказом, то есть что-нибудь написать. При подготовке такого урока есть трудности с вопросами, которые, естественно, должны стимулировать критическое мышление. Вопросы должны быть составлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию.
Например, работая по данной технологии над литературной сказкой М. Горького «Случай с Евсейкой» мною был разработан урок, на котором поэтапно (после каждой остановки «Стоп!») ребятам задавались вопросы.
- Первая остановка на смысловой стадии
- Вопросы:
- - Почему Евсейка задремал?
- - Кого встретил Евсейка на морском дне?
- Словарная работа
- ЛАНГУСТЫ - семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см;
- АКТИНИИ - (морские анемоны), отряд морских кишечнополостных клеточных коралловых полипов;
- (Учащиеся перечисляют названия морских обитателей: морская звезда, лангусты, краб, актинии, креветки, морская черепаха, рак-отшельник, а учитель показывает на слайдах их изображения.)
- Учитель: На морском дне можно встретить и других обитателей, например:
- ГОЛОТУРИИ- (морские огурцы, морские кубышки), класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких мм до 2 м;
- СЕПИИ - то же, что каракатицы;
- СИФОНОФОРЫ - колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.
- - Чему удивился Евсейка?
- Учитель: хотите знать, что будет дальше? С какими морскими диковинками ему ещё предстоит встретиться?
- (Продолжается чтение текста учащимися до следующей остановки.)
Конечно, это только небольшая часть представленных приёмов и методов работы на уроках литературного чтения, которые я использую. За плечами не малый опыт работы, но каждый раз, начиная с момента приёма первоклассников и до выпуска из начальной школы, я пытаюсь привить им нравственные ценности, заложить основы литературного развития.
Литературное чтение - это особый урок, поскольку сам предмет изучения – это Искусство. И цель работы на этом уроке – развить способности учеников- читателей полноценно воспринимать художественный текст.
Главная задача педагога на уроках литературного чтения – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как всё это передаёт нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки.
В заключении хочется отметить, что формирование читательских умений и навыков не должно быть самоцелью. Важнейшей целью учителя должно оставаться формирование духовной ценности и значимости для ребёнка самого процесса общения с книгой, которая позволяет ему открыть человека в мире и мир в человеке. Читательские умение в данном случае – только лишь средство для достижения этой цели.
- Таким образом, формирование читательских умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения возможно только при организации системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников, через введение в преподавание учебного предмета специальных приёмов, методов и технологий.
- Библиографический список
- Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению. Оморокова М.И. – М.: Просвещение, 1990
-
Программа по литературному чтению Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, - М.: Просвещение, 2007
- Родная речь 3 класс. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2007
- Уроки изучения лирики в школе. Беляева Н.В. -М., 2004
- Уроки литературного чтения в современной школе: сборник статей / Составитель В.А Лазарева. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006