Методическая разработка урока в 3 классе
Рассказ В. Драгунского «…Бы»
Тесленко Марина Алексеевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ 471
Выборгского района Санкт-Петербурга
Цель урока: Создать условия для продолжения знакомства с творчеством В.Драгунского.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Бы», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
- продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;
- формировать читательские умения у детей при работе с текстом;
- формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.
Воспитательные:
- воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
- воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки
- воспитываем умение сотрудничать в совместном решении проблемы;
- формируем умение работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.
Развивающие
- развитие умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;
- развитие памяти, образного и логического мышления, речи, творческих способностей;
- развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать);
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер; презентация; портрет писателя; книги В. Драгунского; толковый словарь; учебник литературного чтение 3 класс, карточки с заданиями №1.2, для групповой и дифференцированной работы, разрезной материал (составь пословицу).
Структура и ход урока:
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности). |
Учитель проверяет готовность детей к уроку -Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать. -А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями Тексты будем мы …….., Информацию из текста … Точку зрения… На вопросы ……………, И, конечно, без сомненья, Речь при этом …………..! (Слова-подсказки: читать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.) (слайд)
|
Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. |
Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
Работа с портретами писателей. -Начинает работать. Что вы видите на доске? (портреты писателей) -Каких писателей вы узнали? (Виктора Драгунского, Павел Бажов, Виктора Бианки) -А как вы думаете, кто лишний? (Драгунский – писал о детях и для детей, Бианки и Пришвин – писали рассказы о природе). -Что вы знаете о Викторе Драгунском? Высказывания детей). - Настя Истягина и Настя Богослова расскажут о Драгунском. - Что нового вы узнали? (используются сигналы). -Какие произведения вы читали? (сигналы) -Назовите имя и фамилию писателя, произведения которого мы будем изучать? -Прочитайте надпись на доске(карточка). -Предположите что это? Почему? -Что необычного вы заметили? (многоточие - Что оно означает? (пропущенное слово) - Какое слово может быть пропущено? Предположите? - О чем пойдет речь в тексте. Предположите? Что бы вы хотели узнать? |
Вспоминают и отвечают на поставленный воп-рос. Формулируют тему и цель урока. Самостоятельно работают с карточками «Биография Виктора Драгунского». При чтении биографии карандашом выстав-ляют пометки на полях. Дают ответы, доказы-вая словами из текста. Комментируют слайды. |
Регулятивные(умение самостоятельно формулировать тему и цели деятельности на уроке) Познавательные (умение извлекать информацию). Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы.) Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ) Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации) |
3. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация
|
- Сформулируйте тему урока. - А какую цель и задачи мы поставим для урока? - Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение. Откройте учебник на с.106. - Рассмотрите иллюстрацию. Что могло произойти?
Знакомство с текстом. - Прочитайте начало текста. (молча засекает время 1 мин) - Дочитайте до точки. О чем успели узнать в отрывке, который прочитали? (о том, что Дениска захотел стать взрослым и командовать родителями, как они им?) - А как вы думаете, что будет дальше? - Давайте узнаем. Читаем внимательно, правильно, соблюдаем знаки препинания. Со 2 абзаца.(Читают дети по цепочке) -Понравился вам рассказ? Верными были наши предположения о содержании текста? -От чьего лица идет повествование? ( от лица персонажа) -Назовите жанр текста. Согласны?(сигналы) Докажите. -Какой это рассказ по настроению? (веселый, смешной) - Как называются такие рассказы? (юмористические рассказы) -Почему автор выбрал такое странное название?
|
Обучающиеся строят предположения.
Фронтальная работа.
Продолжают чтение хорошо читающие дети Учитель комментирует чтение детей. |
Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.) |
|
Словарная работа. - Какие слова в рассказе были непонятны? Для работы со словами используем групповую работу. -Назовите правила работы в группе. -Объединитесь в группы. -Возьмите карточку № 1.. Прочитайте задание и выполните его -Как называются устойчивые словосочетания, придающие языку яркую эмоциональную окраску. (фразеологизмы) Соедините слова или словосочетания с их значениями. -Какие словари нам понадобились? (Толковый словарь и словарь фразеологизмов).
- Прочитайте ответы. (ответы детей. 6 групп по 1 ответу. Остальные группы используют сигналы)
|
Предполагают, обсуждают.
Обучающиеся работают в группе, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.
Дают ответы. Дети высказывают свои мнения, аргументируют их.
|
Коммуникативные (умение в совместной деятельности договариваться, при-ходить к общему решению).
|
4. Физминутка. |
Учитель предлагает отдохнуть: - Сегодня мы читаем рассказ о семье Дениски. -Мы с вами тоже школьная семья. Давайте проверим, как мы понимаем друг друга. (игра «Класс!») |
Обучающиеся выполняют двигательные упражнения |
Коммуникативные (осуществление совместной двигательной деятельности ). |
5. Решение проблемной ситуации |
Проверяет понимание учащимися текста. Первичное закрепление. - О чём мечтал мальчик?
- Зачем он хотел быть взрослым? (Хотел быть главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им). - В какой последовательности Дениска примерял на себя роли родителей? - Возьмите на своей парте карточку № 2. Прочитайте задание. Выполняем. -Давайте проверим. -Прочитайте задание 1 ряд -Найди и прочитай слова, которые хотел адресовать Денис маме. Научись читать правильно и выразительно.(каждый, сидящий на ряду сигнализирует о правильности) 2 ряд – слова, которые хотел адресовать Денис папе. 3 ряд – слова, которые хотел адресовать Денис бабушке. Итог: -Вы правильно нашли и прочитали слова достаточно выразительно.
|
Высказывают свои предположения.
Дают ответы. Зачитывают отрывки.
Дети зачитывают только слова мальчика.
Отвечают на вопросы, а затем зачитывают. Работа в парах.
|
Личностные (учиться высказывать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения другого.) Коммуникативные (умение слушать, осмысливать). Личностные (формирование интереса к чтению, потребности в чтении).
Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)
Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник). |
6. Обобщение.
|
- Почему мальчик именно в таком тоне обращается к родителям? Где он слышал такие слова и интонации? (потому что они к нему так обращаются, у родителей)Зачитайте. -Как вы думаете любят ли Дениску родители? -А почему тогда ворчат на него? (потому что тревожатся, заботятся, переживают за него) -А чего же не хватает Дениске, если его все-таки любят родители? (уважения, понимания) -А давайте попробуем перефразировать команды, которые мы сейчас прочитали, так, чтобы их можно было воспринять без обид. -Легко ли вам было перефразировать эти жесткие обращения? (легко. Трудно) -А вообще, легко ли быть взрослым? -Дениске кажется, что взрослым все можно, а как кажется вам? (не очень легко. Ответственность за детей, пропитание, жилье, пожилых родителей и т.д.) -Понимает ли Дениска это? -А родители всегда ли понимают Дениску? -Чего не хватает в отношениях между Дениской и родителями, бабушкой? (взаимопонимания) -Ребята. а всегда ли вас понимали родители? Ответьте сигналами. -Подумайте, что можно сделать, чтобы достичь понимания и взаимопонимания в семье.
-Какова же главная мысль этого рассказа Драгунского?
- Возьмите на парте задание. Скрепленное скрепкой. Составьте предложение. У доски составит предложение… (Кто родителей почитает, тот вовек не погибает) - Как вы ее понимаете? (Когда человек почитает своих родителей, т он прислушивается к их советам, что помогает ему прожить без бед. Почитать – значит, помогать и слушаться маму, не огорчать ее своим поведением, хорошо учиться, у мамы на душе будет спокойно, ее сердечко не болит.) -Эта пословица подходит к сегодняшнему уроку? Докажите. - Итак, какой рассказ мы читали сегодня? Кто автор? В чем особенность этого рассказа? |
Дают ответ, аргументируя и доказывая свою точку зрения. Делают вывод. Решают проблему, поставленную в начале урока.
При наличии резервного времени |
(умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения)
|
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке -Имеем мы право обижаться на своих родителей? (сигналы) Все ли вы делаете для того чтобы вас мама с папой поняли? (сигналы) К какому выводу вы пришли? -Молодцы! Вы понимаете своих родителей и уважаете их! Пусть в ваших семьях царит любовь и взаимопонимание!
- Оцените свою работу на уроке: Мне было интересно… Я сегодня узнал … Мне было трудно…
Оцените свою работу на уроке сигналами. + доволен своей работой - не доволен
|
Отвечают на вопросы учителя.
Ответы детей. Делают вывод.
Определяют меру своего продвижения вперёд.
Осуществляют самооценку усвоения материала и работы на уроке в целом; формулируют конечный результат. |
Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответст-вии с поставленной задачей) Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности). |
8.Домашнее задание.
|
Поясняет домашнее задание 1.Протать текст. Подготовиться к чтению по ролям. 2.По желанию: составить рассказ на тему «Если бы я был взрослый, то…» |
Записывают в дневник |
|
Список литературы.
- О . В . Кубасова. Литературное чтение «Любимые страницы» 3 класс (1,2, 3 ,4 части) – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010
- С.И. Ожегов. Словарь русского языка Под редакцией Н.Ю. Шведовой.-23 изд..испр.-М:Рус.яз,.1991
- О . В . Кубасова Методические рекомендации к учебнику «Любимые страницы 3 класс » - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
- Н.Н.Дорогинина. Поурочные планы по учебнику О . В . Кубасовой «Любимые страницы 3 класс » - Волгоград: «Учитель», 2010