Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Конспект открытого урока

 

 

УРОК: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

КЛАСС 4 «И»

 

Тема: «Защита проекта «Эзопов язык» И.А.Крылов

«Лебедь, щука и рак».

 

 

Учитель: Рублевская Марина Сергеевна

 

 

 

Санкт – Петербург

 

 

 

Описание работы

 

           1.    Название работы: Конспект  урока- Защита проекта «Эзопов язык» И.А.Крылов «Лебедь, щука и рак»

2.    Предметная область: литература                

 3.    Участники (возраст, класс): учащиеся 4 класса (10 лет)

4.     Цели и задачи:

1.  Подвести итог работы по проекту «Эзопов язык».

2.  Расширить знания учащихся о жизни и творчестве И.А Крылова.

3.  Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак».

4.  Закрепить умение находить в баснях мораль, уметь объяснять её.

5. Развивать умение выразительного чтения, логического мышления.

6.  Воспитание любви к чтению, дружелюбия и коллективизма.

 

5.    Аннотация: Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Проект  Эзопов язык проходил в нашем классе в 3 этапа

I этап (с 3 по 10 ноября)

1)      Узнать:

·        что такое басня, кто является её героями;

·        имена баснописцев;

·        значение слов: мораль, порок.

 

2)      Читать басни И.А.Крылова:

«Чиж и голубь»

«Ворона и лисица»

«Кукушка и петух»

«Квартет»

«Кот и повар»

«Мартышка и очки»

«Зеркало и обезьяна»

«Лиса и виноград»

«Слон и Моська» и другие.

 

3)      Принести в класс книги с баснями, с рассказами о жизни и творчестве баснописцев.

II этап (с 11 по 19 ноября)

1)      Нарисовать иллюстрации к басням.

2)      Выучить понравившиеся басни.

3)      Выучить крылатые выражения из басен И.А.Крылова.

III этап (20 ноября)

 Открытый урок.  Защита проекта «Эзопов язык»

1 группа «Басни и баснописцы»

2 группа Чтение басен наизусть.

3 группа  Создание презентации о творчестве И.А.Крылова

4 группа Организация выставки книг, рисунков, викторины по басням

Дети работали по заданиям в группах и самостоятельно, посетив школьную библиотеку. Искали фотографии и сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова в справочной литературе и сети Интернет. Рисовали рисунки по басням Крылова.

Все сведения приносили в класс, обменивались ими друг с другом, приносили учителю материал к презентации. Каждый ученик как – то проявил себя в поиске информации и защите проекта, проходившем на открытом уроке 20 ноября 2008 года.  Присутствующие на уроке учителя отметили заинтересованность и высокую активность учащихся по обсуждаемой проблеме.

Большую роль в решении поставленных перед уроком задач сыграла, созданная мной с помощью учащихся, презентация о Крылове, в которой красной нитью проходит связь великого баснописца с нашим городом Санкт-Петербургом.

 

 

 

Цель:

1.  Подвести итог работы по проекту «Эзопов язык».

2.  Расширить знания учащихся о жизни и творчестве И.А Крылова.

3.  Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак».

4.  Закрепить умение находить в баснях мораль, уметь объяснять её.

5. Развивать умение выразительного чтения, логического мышления.

6.  Воспитание любви к чтению, дружелюбия и коллективизма.

Оборудование:

·        Книги с баснями И.А.Крылова

·        Толковый словарь русского языка

·        Компьютер

·        Мультимедийный проектор

·        Презентация «И.А.Крылов»

·        Аудио запись басни «Лебедь, щука и рак» в исполнении И.Ильинского

 

 

 

IПроверка домашнего задания:

 

Мы участвуем в проекте «Эзопов язык»

 

Защита проекта:

1 группа Тема «Басни и баснописцы»

 

Рассказ учащихся:

А) Мы знаем, что басня – один из древнейших жанров литературы. Это короткий рассказ с простым сюжетом, моралью.

 

Мораль:

1 - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу; нравственность.

2 – нравственный вывод, урок из чего – либо

3 – нравоучение, наставление.

(4)

 

Чаще всего персонажи басни – животные.

Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание.

«Порок – предосудительный недостаток кого, чего – либо». (4)

Пороки человека – это зависть, глупость, лень, жадность, хвастовство, лесть, грубость и др.

 

Б) Рассказ учащихся о баснописцах:

Как известно первым автором басни называют древнегреческого хромого раба Эзопа. Жил он примерно в VI веке до нашей эры (с 620 по 560 год). Эзоп славился своим остроумием. Он был интересным собеседником и прекрасным рассказчиком. Благодаря своему остроумию Эзоп получил свободу. На воле Эзоп написал басню, которая разозлила правителей города. И они грозили ему за это тюрьмой. В ответ на это Эзоп бросился со скалы в море и разбился.

Басни Эзопа дошли до нас в прозаическом изложении. В коротких историях Эзопа животные говорят, думают, действуют как люди. Они были узнаваемы. Среди них многие покажутся нам знакомыми. Такой литературный приём назвали по имени “изобретателя” - эзоповым языком.

Позднее этим басням придавали стихотворную форму: Федр – в Древнем Риме, Бабрий – в Греции, Лафонтен – во Франции, Лессинг – в Германии.

Кстати, Эзоп и является учителем баснописцев француза Жана де Лафонтена, русского Крылова и многих других.

Учитель: Посмотрите, какая интересная цепочка получается у нас.

Эзоп

______________

Жан де Лафонтен

_______________

И.А. Крылов

Древняя Греция

Франция, XVII век

Россия, XIX век

 

- Три великих баснописца: греческий, французский и русский.

Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы – классики. В XIX веке писал басни в прозе Лев Николаевич Толстой. А в XX интересные басни писал Сергей Владимирович Михалков.

Учитель: Подведём итог. Что же мы узнали из защиты проекта 1 группы?

Учащиеся: Мы узнали, что такое басня. Кто был её первым автором. Кто были великие последователи Эзопа.

Учитель: Оцените защиту проекта 1 группы.

Дети: Они хорошо выполнили своё задание.

Учитель: Я с вами согласна. Спасибо.

Учитель: 2 группа подготовила чтение басен. Передаю им слово.

А) Мы прочитаем басни разных авторов. А вы сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?

Чтение басни Эзопа «Лиса и виноград»: «Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было её достать, но не могла. Ушла она  и говорит: «Он ещё не дозрел». (3)

Мораль: Иной не может доделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

- Какая вам известна басня Крылова с такими же героями и такой же моралью?

Иван Андреевич Крылов  “Лиса и виноград”.

Голодная кума – Лиса залезла в сад;
В нём винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты горят;
Лишь то беда. Висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдёт,
Хоть видит око,
Да зуб неймёт.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: “Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тот час оскомину набьёшь”.

(2)

- В чем же их различие?

1) Разные по форме изложения.

2)Были написаны в разные времена.

Б) Чтение наизусть басен И.А.Крылова

-Как называется басня, одним из героев которой является чиж?

«Чиж и голубь» (учащийся рассказывает наизусть)

-Назови крылатое выражение из неё, объясни. («Вперёд чужой беде не смейся, Голубок»)

Итог защиты 2 группы.

- Как прочитали по ролям?

- Правильную ли историю придумали к морали этой басни?

-Как прочитали наизусть басню «Чиж и голубь»?

- Правильно ли объясняли мораль басен?

IIФизкультминутка (Гимнастика для глаз)

3 группа ребят помогала мне делать презентацию об И. А. Крылове.

Посмотрим её. Далее следует просмотр презентации (Приложение №1, слайд №1 по 14)

- Понравилась презентация? Что нового узнали?

IIIОбъявление темы

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной басней Крылова.

-Посмотрите на этих животных (рис. лебедя, рака, щуки) (Приложение №1, слайд №15)

-Что можете о них сказать? (Их жизнь связана с водой).

-Кто лишний? (Лебедь, т.к. он летает, а щука и рак нет)

- Что общего у них? (Все не могут жить без воды).

- Как двигаются? (Лебедь летает, рак ползает назад, щука плавает).

- Об этих животных и написал басню Крылов. Она так и называется

« Лебедь, Рак и Щука».

 

IVАнализ басни

1) Первичное знакомство:

- Послушайте басню.

Учитель наизусть рассказывает басню.

- На что похожа басня? (На сказку).

- Что здесь сказочного? (В жизни эти животные не тянут воз).

Словарная работа:

- Что такое поклажа? (Груз в телеге).

- Как вы понимаете слова « Из кожи лезут вон» (Стараются изо всех сил, но ничего не получается).

3) Чтение учащимися.

- Давайте зачитаем, какой случай описал Крылов.

« Однажды…»

- Почему же возу нет ходу?

-Найдем в тексте и прочитаем (с карандашом в руках):

строчки о лебеде;

- Лебедь рвется в облака (стремительный, упрямый).

строчки о раке;

- Рак пятится назад (неповоротливый, нерасторопный).

строчки о щуке;

- Щука тянет в воду (упрямо делает свое дело).

- Дети, как бы вы читали басню? (не торопясь, как сказку).

- Прочитайте последние слова. (Мы не вправе осуждать чьи-то поступки, можно только понаблюдать и посмеяться).

- А почему же воз и ныне там? (Нет согласия, нет единой цели).

- А сейчас прочитайте басню про себя и найдите слово, которое подсказывает, что воз они могли свезти, отметьте это слово.

(Дети читают басню про себя).

- Какое это слово? (Товарищ).

- Подтвердите словами из басни («Когда в товарищах…»).

- А можно ли героев басни назвать товарищами?

- А могли ли подружиться герои басни? (Нет, они совершенно разные, разная среда обитания).

- Бывают ли похожие случаи среди людей? (Да, когда работают недружно).

- Прочитайте  главную мысль басни?

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт…»

 

 Эти слова - мораль басни.

 -Чему учит басня.

- Согласию в работе, дружбе.

- Найдите в басне слова, которые вы слышали раньше.

«А воз и ныне там».

- Когда так говорят?

- Работа  (дело) не двигается, остановилась.

Ответы на задания учебника (1) с.189№2

4)  Выразительное чтение басни

1. Прослушивание аудиозаписи  басни артистами.

2. Как будем читать басню?

(Неторопливо, делая логические ударения – выделяя голосом), не забывать паузы.

 3) Работа по карточкам. (На карточках напечатан текст басни)

Подчеркните слова, на которых будете ставить логическое ударение

3.  Чтение басни учащимися (2-3 чел)

Вернемся к защите проекта.

4группа Организация выставки книг и рисунков, викторины по басням.

 -  Некоторые книги мы взяли в школьной библиотеке, некоторые принесли из дома, другие взяли из классной библиотеки.

Рассматривание рисунков учащихся к басням (Приложение №1 слайд 16-17)

- Составьте целое крылатое  выражение из басен Крылова с помощью  слов на карточках.

А Васька

Ай, Моська! Знать она сильна,

что лает на слона

слушает, да ест.

Чем кумушек считать трудиться,

Да только воз

и ныне там.

не лучше ль на себя, кума, оборотиться.

 

VИтог

- Что такое басня? Что обязательно есть в басне?

- Назови первого баснописца.

- С каким новым произведением познакомились?

VI Домашнее задание  Выучить басню «Лебедь, щука и рак» наизусть.

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы. Издательство «Ассоциация ХХI век», 2008. с. 189
  2. Крылов И.А. Басни. Издательство «Детская литература», 1984. с.11
  3. Басни Эзопа; пер. с древнегреческого М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1968. – 319 с. – (Литературные памятники).
  4. Толковый словарь русского языка: В 4 т./под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.», ОГИЗ; Гос. Изд-во иностр. И нац. Слов, 1935 – 1940.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»