Конспект открытого урока
УРОК: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
КЛАСС 4 «И»
Тема: «Защита проекта «Эзопов язык» И.А.Крылов
«Лебедь, щука и рак».
Учитель: Рублевская Марина Сергеевна
Санкт – Петербург
Описание работы
1. Название работы: Конспект урока- Защита проекта «Эзопов язык» И.А.Крылов «Лебедь, щука и рак»
2. Предметная область: литература
3. Участники (возраст, класс): учащиеся 4 класса (10 лет)
4. Цели и задачи:
1. Подвести итог работы по проекту «Эзопов язык».
2. Расширить знания учащихся о жизни и творчестве И.А Крылова.
3. Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак».
4. Закрепить умение находить в баснях мораль, уметь объяснять её.
5. Развивать умение выразительного чтения, логического мышления.
6. Воспитание любви к чтению, дружелюбия и коллективизма.
5. Аннотация: Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Проект Эзопов язык проходил в нашем классе в 3 этапа
I этап (с 3 по 10 ноября)
1) Узнать:
· что такое басня, кто является её героями;
· имена баснописцев;
· значение слов: мораль, порок.
2) Читать басни И.А.Крылова:
«Чиж и голубь»
«Ворона и лисица»
«Кукушка и петух»
«Квартет»
«Кот и повар»
«Мартышка и очки»
«Зеркало и обезьяна»
«Лиса и виноград»
«Слон и Моська» и другие.
3) Принести в класс книги с баснями, с рассказами о жизни и творчестве баснописцев.
II этап (с 11 по 19 ноября)
1) Нарисовать иллюстрации к басням.
2) Выучить понравившиеся басни.
3) Выучить крылатые выражения из басен И.А.Крылова.
III этап (20 ноября)
Открытый урок. Защита проекта «Эзопов язык»
1 группа «Басни и баснописцы»
2 группа Чтение басен наизусть.
3 группа Создание презентации о творчестве И.А.Крылова
4 группа Организация выставки книг, рисунков, викторины по басням
Дети работали по заданиям в группах и самостоятельно, посетив школьную библиотеку. Искали фотографии и сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова в справочной литературе и сети Интернет. Рисовали рисунки по басням Крылова.
Все сведения приносили в класс, обменивались ими друг с другом, приносили учителю материал к презентации. Каждый ученик как – то проявил себя в поиске информации и защите проекта, проходившем на открытом уроке 20 ноября 2008 года. Присутствующие на уроке учителя отметили заинтересованность и высокую активность учащихся по обсуждаемой проблеме.
Большую роль в решении поставленных перед уроком задач сыграла, созданная мной с помощью учащихся, презентация о Крылове, в которой красной нитью проходит связь великого баснописца с нашим городом Санкт-Петербургом.
Цель:
1. Подвести итог работы по проекту «Эзопов язык».
2. Расширить знания учащихся о жизни и творчестве И.А Крылова.
3. Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак».
4. Закрепить умение находить в баснях мораль, уметь объяснять её.
5. Развивать умение выразительного чтения, логического мышления.
6. Воспитание любви к чтению, дружелюбия и коллективизма.
Оборудование:
· Книги с баснями И.А.Крылова
· Толковый словарь русского языка
· Компьютер
· Мультимедийный проектор
· Презентация «И.А.Крылов»
· Аудио запись басни «Лебедь, щука и рак» в исполнении И.Ильинского
IПроверка домашнего задания:
Мы участвуем в проекте «Эзопов язык»
Защита проекта:
1 группа Тема «Басни и баснописцы»
Рассказ учащихся:
А) Мы знаем, что басня – один из древнейших жанров литературы. Это короткий рассказ с простым сюжетом, моралью.
Мораль:
1 - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу; нравственность.
2 – нравственный вывод, урок из чего – либо
3 – нравоучение, наставление.
(4)
Чаще всего персонажи басни – животные.
Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание.
«Порок – предосудительный недостаток кого, чего – либо». (4)
Пороки человека – это зависть, глупость, лень, жадность, хвастовство, лесть, грубость и др.
Б) Рассказ учащихся о баснописцах:
Как известно первым автором басни называют древнегреческого хромого раба Эзопа. Жил он примерно в VI веке до нашей эры (с 620 по 560 год). Эзоп славился своим остроумием. Он был интересным собеседником и прекрасным рассказчиком. Благодаря своему остроумию Эзоп получил свободу. На воле Эзоп написал басню, которая разозлила правителей города. И они грозили ему за это тюрьмой. В ответ на это Эзоп бросился со скалы в море и разбился.
Басни Эзопа дошли до нас в прозаическом изложении. В коротких историях Эзопа животные говорят, думают, действуют как люди. Они были узнаваемы. Среди них многие покажутся нам знакомыми. Такой литературный приём назвали по имени “изобретателя” - эзоповым языком.
Позднее этим басням придавали стихотворную форму: Федр – в Древнем Риме, Бабрий – в Греции, Лафонтен – во Франции, Лессинг – в Германии.
Кстати, Эзоп и является учителем баснописцев француза Жана де Лафонтена, русского Крылова и многих других.
Учитель: Посмотрите, какая интересная цепочка получается у нас.
Эзоп |
______________ |
Жан де Лафонтен |
_______________ |
И.А. Крылов |
Древняя Греция |
Франция, XVII век |
Россия, XIX век |
- Три великих баснописца: греческий, французский и русский.
Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы – классики. В XIX веке писал басни в прозе Лев Николаевич Толстой. А в XX интересные басни писал Сергей Владимирович Михалков.
Учитель: Подведём итог. Что же мы узнали из защиты проекта 1 группы?
Учащиеся: Мы узнали, что такое басня. Кто был её первым автором. Кто были великие последователи Эзопа.
Учитель: Оцените защиту проекта 1 группы.
Дети: Они хорошо выполнили своё задание.
Учитель: Я с вами согласна. Спасибо.
Учитель: 2 группа подготовила чтение басен. Передаю им слово.
А) Мы прочитаем басни разных авторов. А вы сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?
Чтение басни Эзопа «Лиса и виноград»: «Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было её достать, но не могла. Ушла она и говорит: «Он ещё не дозрел». (3)
Мораль: Иной не может доделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
- Какая вам известна басня Крылова с такими же героями и такой же моралью?
Иван Андреевич Крылов “Лиса и виноград”.
Голодная кума – Лиса залезла в сад;
В нём винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты горят;
Лишь то беда. Висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдёт,
Хоть видит око,
Да зуб неймёт.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: “Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тот час оскомину набьёшь”.
(2)
- В чем же их различие?
1) Разные по форме изложения.
2)Были написаны в разные времена.
Б) Чтение наизусть басен И.А.Крылова
-Как называется басня, одним из героев которой является чиж?
«Чиж и голубь» (учащийся рассказывает наизусть)
-Назови крылатое выражение из неё, объясни. («Вперёд чужой беде не смейся, Голубок»)
Итог защиты 2 группы.
- Как прочитали по ролям?
- Правильную ли историю придумали к морали этой басни?
-Как прочитали наизусть басню «Чиж и голубь»?
- Правильно ли объясняли мораль басен?
IIФизкультминутка (Гимнастика для глаз)
3 группа ребят помогала мне делать презентацию об И. А. Крылове.
Посмотрим её. Далее следует просмотр презентации (Приложение №1, слайд №1 по 14)
- Понравилась презентация? Что нового узнали?
IIIОбъявление темы
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной басней Крылова.
-Посмотрите на этих животных (рис. лебедя, рака, щуки) (Приложение №1, слайд №15)
-Что можете о них сказать? (Их жизнь связана с водой).
-Кто лишний? (Лебедь, т.к. он летает, а щука и рак нет)
- Что общего у них? (Все не могут жить без воды).
- Как двигаются? (Лебедь летает, рак ползает назад, щука плавает).
- Об этих животных и написал басню Крылов. Она так и называется
« Лебедь, Рак и Щука».
IVАнализ басни
1) Первичное знакомство:
- Послушайте басню.
Учитель наизусть рассказывает басню.
- На что похожа басня? (На сказку).
- Что здесь сказочного? (В жизни эти животные не тянут воз).
Словарная работа:
- Что такое поклажа? (Груз в телеге).
- Как вы понимаете слова « Из кожи лезут вон» (Стараются изо всех сил, но ничего не получается).
3) Чтение учащимися.
- Давайте зачитаем, какой случай описал Крылов.
« Однажды…»
- Почему же возу нет ходу?
-Найдем в тексте и прочитаем (с карандашом в руках):
строчки о лебеде;
- Лебедь рвется в облака (стремительный, упрямый).
строчки о раке;
- Рак пятится назад (неповоротливый, нерасторопный).
строчки о щуке;
- Щука тянет в воду (упрямо делает свое дело).
- Дети, как бы вы читали басню? (не торопясь, как сказку).
- Прочитайте последние слова. (Мы не вправе осуждать чьи-то поступки, можно только понаблюдать и посмеяться).
- А почему же воз и ныне там? (Нет согласия, нет единой цели).
- А сейчас прочитайте басню про себя и найдите слово, которое подсказывает, что воз они могли свезти, отметьте это слово.
(Дети читают басню про себя).
- Какое это слово? (Товарищ).
- Подтвердите словами из басни («Когда в товарищах…»).
- А можно ли героев басни назвать товарищами?
- А могли ли подружиться герои басни? (Нет, они совершенно разные, разная среда обитания).
- Бывают ли похожие случаи среди людей? (Да, когда работают недружно).
- Прочитайте главную мысль басни?
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт…»
Эти слова - мораль басни.
-Чему учит басня.
- Согласию в работе, дружбе.
- Найдите в басне слова, которые вы слышали раньше.
«А воз и ныне там».
- Когда так говорят?
- Работа (дело) не двигается, остановилась.
Ответы на задания учебника (1) с.189№2
4) Выразительное чтение басни
1. Прослушивание аудиозаписи басни артистами.
2. Как будем читать басню?
(Неторопливо, делая логические ударения – выделяя голосом), не забывать паузы.
3) Работа по карточкам. (На карточках напечатан текст басни)
Подчеркните слова, на которых будете ставить логическое ударение
3. Чтение басни учащимися (2-3 чел)
Вернемся к защите проекта.
4группа Организация выставки книг и рисунков, викторины по басням.
- Некоторые книги мы взяли в школьной библиотеке, некоторые принесли из дома, другие взяли из классной библиотеки.
Рассматривание рисунков учащихся к басням (Приложение №1 слайд 16-17)
- Составьте целое крылатое выражение из басен Крылова с помощью слов на карточках.
А Васька |
Ай, Моська! Знать она сильна, |
что лает на слона |
слушает, да ест. |
Чем кумушек считать трудиться, |
Да только воз |
и ныне там. |
не лучше ль на себя, кума, оборотиться. |
VИтог
- Что такое басня? Что обязательно есть в басне?
- Назови первого баснописца.
- С каким новым произведением познакомились?
VI Домашнее задание Выучить басню «Лебедь, щука и рак» наизусть.
Список использованных источников:
- Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы. Издательство «Ассоциация ХХI век», 2008. с. 189
- Крылов И.А. Басни. Издательство «Детская литература», 1984. с.11
- Басни Эзопа; пер. с древнегреческого М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1968. – 319 с. – (Литературные памятники).
- Толковый словарь русского языка: В 4 т./под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.», ОГИЗ; Гос. Изд-во иностр. И нац. Слов, 1935 – 1940.