Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе
Н.Н. Носов "Затейники"
Арсентьева Елена Леонидовна,
учитель первой категории ГБОУ СОШ №317
Тип урока: урок изучения нового материала.
Введение
Ни для кого не секрет, что современные дети стали меньше читать. Для учителя начальных классов стоит очень важная задача: привить любовь к чтению. Это можно сделать, только применяя что-то интересное и нетрадиционное. Детям должно быть интересно. На мой взгляд, работа над текстом по методике М. П. Воюшиной создаёт именно такой интерес. Причём, ту часть урока, в которой дети работают над составлением фильма (кадрами фильма) можно использовать во внеклассной работе, устраивая соревнования и конкурсы. Этот приём оказался детям очень интересен. Кроме того в это время развиваем речь и навыки фантазирования, умение видеть главное, умение анализировать события и условия в которых происходят действия. Кроме того происходит знакомство с профессиями людей, создающих фильм. Это первый шаг к съёмке настоящего фильма.
В составлении урока использовались материалы урока:
1)Метелёвой Е.В. учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 619 Калининского района на тему «Рассказ Н.Н.Носова «Фантазёры»
2) материалы сайта: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/nnosov-zateyniki-urok-s-prezentatsiey
Главная дидактическая цель урока:
Создать условия для развития читательских и речевых умений в процессе чтения рассказа Н.Н.Носова «Затейники»
Используемое ПО: PowerPoint.
Знать:
- название рассказа «Затейники»;
- Фамилию, имя, отчество автора рассказа «Затейники»;
Понимать:
- почему так назван рассказ;
- что такое затея.
Применять (Уметь):
- выразительно читать по ролям отрывки из рассказа;
- самостоятельно отвечать на вопросы, поставленные учителем, авторами учебника.
Анализ:
- выразительность текста (интонация)
- образы детей и их затея;
- анализ слова «затея».
Синтез:
- написание затеи с использованием письменного круглого стола с креслом писателя.
Оценка:
- степени затеи Вали и Пети.
Восприятие:
- проявлять добросовестность и интерес к предмету.
Реагирование:
- выполнять самостоятельно задания данные учителем;
- принимать активное участие в обсуждении вопросов, возникающих в группе, классе.
Усвоение ценностных ориентаций:
- нести ответственность за своё поведение.
Распространение ориентации или их комплекса на деятельность:
- проявлять стремление к сотрудничеству в групповой деятельности.
План урока.
Фазы. |
Этапы урока |
Время |
Фаза вызова |
Организация класса Подготовительная работа.
|
1 мин. |
Фаза осмысления. |
Первичное чтение Постановка учебной задачи Вторичное чтение самостоятельное ( при работе по составлению фильма по отдельным кадрам – отрывкам текста). |
24 мин. |
Фазы рефлексии |
Обобщающая беседа. Итоги урока. Домашнее задание. |
10 мин. 10 мин. |
|
|
|
|
|
|
Планируемые результаты:
- учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;
- объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;
- высказывать своё мнение;
- рассказывать о героях, выражая своё к ним отношение;
- составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана;
- воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД-
- ориентироваться в учебнике, в словаре;
- находить ответы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- подробно пересказывать текст;
- познакомить с профессиями в театре, кино.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учитемем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в группах. Выполнять различные роли (лидера и исполнителя)
Оборудование урока:
- книги Н.Н.Носова, презентация PowerPoint;
- медиа-проектор.
Ход урока.
Этапы урока. |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Фаза вызова. 1.Организация класса. 2. Подготовительная работа. |
Сегодня на уроке мы будем читать рассказ - Какого писателя? (показ слайда с портретом писателя) - А какой рассказ? (показ слайда) - Какие рассказы Н.Н.Носова вы уже знаете? (показ слайда)
- О ком эти рассказы?
- Что означает слово «затейники»? Кого называют затейниками?
- А что такое затея? (слайд 6)
|
Ответы детей.
Дети называют по рисункам и по книгам на выставке знакомые им рассказы.
- О детях, смешных человечках, похожих на людей. Ответы детей.
Затейник – это организатор веселья. Пробные ответы. Ищут в толковом словаре. 1. Задуманное дело. 2. Занятие для развлечения.
|
3.Работа по теме урока. Фаза осмысления. Первичное восприятие текста Постановка учебной задачи.(слайд 2)
Часть рефлексии.
Проверка выполненного задания. |
- Откройте учебники на стр.50. Рассмотрите иллюстрацию(слайд 12) - Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или весёлым? Почему вы так считаете? Чтение рассказа учителем. - Какое впечатление произвёл на вас рассказ? - Как называли себя дети? - В какую игру они играли? - Кого изображали? - Почему игра прервалась? - Что вы можете сказать о ребятах? - Что вы можете им посоветовать?(слайд14) - А теперь нас ждёт важная и интересная работа, с которой мы обязательно справимся. - Вспомните, кто был Н.Н.Носов? - А кто такой драматург? Вот и мы сегодня попробуем создать фильм. Ученики разделены на группы с равными возможностями. Используйте для составления кадров изобразительно-выразительные средства: план общий, крупный или средний; Ракурс сверху, снизу или сбоку; Цвет тёплый, холодный, яркий; Свет яркий или слабый; Звук тихий или громкий. 1.Каждой команде определён отрывок, который вы должны сделать кадром фильма. Распределите, кто будет ответственный за план, за звук, за свет и цвет, за ракурс кадра. И конечно вам нужен главный режиссёр, который следит за всем происходящим и может вносить изменения во всё происходящее, но учитывает пожелания своей съёмочной группы. - Не забудьте, что вы единая команда. Уважайте мнения своих товарищей.
Все группы готовы. Сейчас мы узнаем, какой же фильм у нас получился.
|
Анализируют и объясняют
Следят по учебнику(стр.50 - - 53)
Отвечают на вопросы с помощью учебника.
Русский писатель, драматург. Пробуют ответить. - Писатель, который пишет литературные произведения для театра и кино(кинодраматург).
Дети записывают все свои предложения по постановке кадров, аргументируя свои решения. Могут показать на рисунке.
Каждая группа читает свой отрывок и рассказывает, что у них получилось.
|
Рефлексия ( слайд16). |
Узнали вы новое на уроке? За что вы похвалили бы себя? Что у вас особенно получилось? Какие у вас есть вопросы по прошедшему уроку? |
Ответы детей. |
Домашнее задание. |
Прочитайте ещё раз рассказ и составьте план. После нашей сегодняшней работы это будет не сложно. Почему? |
Текст уже разделён на части. |
|
|
|
|
|
|