Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Анализ художественного произведения
на уроках литературного чтения

Кузнецова Светлана Александровна,
«Почетный работник общего образования Российской Федерации»,
учитель начальных классов высшей категории ГБОУ СОШ № 634 с углублённым изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга

 

Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения один из важнейших видов работы над текстом.

Основная цель литературного чтения как учебного предмета способствовать развитию личности ребёнка средствами искусства слова, воспитывать потребность в общении с искусством, ввести школьника в мир художественной литературы, приобщая его к духовному опыту человечества.

Одной из главных задач на начальном этапе литературного образования младших школьников является обучение приёмам анализа художественного произведения.

Принято выделять следующие принципы анализа художественного произведения:

1.Принцип целенаправленности. Цель анализа состоит в том, чтобы углубить восприятие прочитанного детьми.

2.Принцип опоры на непосредственное эмоциональное восприятие  целостного текста.

3.Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей восприятия текста.

4.Принцип учёта потребностей ребёнка.

5. Принцип внимательного отношения к тексту произведения.

6.Принцип единства формы и содержания.

7.Принцип избирательности и целостности.

8.Принцип направленности анализа на литературное развитие ребёнка, на формирование читательских умений и совершенствование навыка чтения.

Приёмом  анализа художественного произведения является конкретная операция, совершаемая читателем в процессе овладения идеей литературного текста.

В своей работе я использую различные приёмы анализа:

- словесное и графическое рисование;

-анализ иллюстрации;

-составление плана текста;

-стилистический эксперимент;

-подбор синонимов с обоснованием авторского выбора;

-составление и иллюстрация диафильма и киносценария;

-чтение по ролям с предварительной подготовкой;

-инсценировка произведения;

- составление рассказа о герое и рассказа от лица героя;

-воспитание маленького писателя;

Остановлюсь на некоторых из них и приведу примеры работы с часто используемыми мной приёмами.

В первого класса наиболее распространённым и любимым детьми приёмом является графическое рисование, которое имеет целью проиллюстрировать произведение таким образом, чтобы отразить в своих рисунках авторский замысел.

Дети с удовольствием и большой долей фантазии иллюстрируют небольшие фрагменты сказок, рассказов, стихотворений, отражая в рисунках содержание произведений, своё отношение к ним и героям. Часто подобные работы оформляются в виде небольших книжек-раскладушек, которые выполняются детьми сначала под руководством учителя, затем самостоятельно. Это также является первым опытом проектной деятельности.

Групповой работой по иллюстрированию литературных произведений является создание диафильмов. Маленький читатель, работая в группе, в соавторстве со своими одноклассниками воплощает свой художественный замысел, опираясь на текст. Учится разбивать его на части (фрагменты), затем  иллюстрирует его и подписывает строчкой из текста, наиболее точно подходящей к рисунку. Современные технологии дают возможность не только увидеть ребёнку свои рисунки к эпизодам, но и озвучить их музыкальным сопровождением.  А затем, просматривая созданный  совместный диафильм на электронной доске, испытать чувство полного удовлетворения своим трудом.

Приём составления киносценария также помогает в более точном восприятии художественного произведения, где ребёнок учится обосновывать авторский выбор.

Примером служит фрагмент мультфильма к рассказу А.П.Чехова «Белолобый», составленный Никитиной Юлией.

План: общий - чтобы видно было  щенка, волчиху и дорогу.

Ракурс: сбоку - чтобы было видно, как бежит волчиха и напрягает зрение, чтобы увидеть щенка.

Цвет: серый снег, волчиха со щенком чёрные. Была ночь. Персонажи были не цветные.

Звук: тихий, чтобы были слышны мерные шаги щенка.

Свет: тусклый - плохое освещение. Было темно.

Камера: подвижная, чтобы показать действия героев мультфильмов.

Следующий приём анализа текста, используемый на уроках литературного чтения стилистический эксперимент. Это намеренное искажение авторского текста, целью которого является дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору.

Приведу пример фрагмента урока по теме: « Стихотворение С.Есенина «С добрым утром!»»

-Почему стихотворение, которое имеет название «С добрым утром!» начинается со слова «задремали»?

Дети: утро только начинается, звёзды меркнут, они «задремали».

- Вслушайтесь, как звучат первые строки стихотворения:

«Задремали звёзды золотые

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона».

- С какого звука начинаются  все слова в первых двух строчках и почему?

Дети: звук [з ] повторяется, язык дрожит, строчки дрожащие, робкие.

- Я немного изменю третью строчку, вместо слова «брезжит» вставлю «льётся».

Прочитайте, как зазвучит строка теперь.

Дети: «Льётся свет на заводи речные»

-Что изменилось? Когда можно сказать, что свет «льётся»?

Дети: так можно сказать, когда солнце уже совсем встало, а сейчас свет только пробивается, он именно «брезжит».

Из данного фрагмента видно, как дети, сравнивая два слова, могут увидеть, насколько автор точно подбирает слова для выражения своих мыслей.

С анализом художественного произведения теснейшим образом связано направление литературного развития младшего школьника- воспитание маленького писателя.

В ходе работы над произведением дети учатся видеть как оно «сделано». Знакомятся с тем, как выражены эмоции, характеристикой персонажей, с назначением отдельных элементов текста. При этом постоянно ведется работа над разными сторонами текста. А именно: над содержанием. Структурой, языком.

Сначала дети придумывают свои  тексты по аналогии с тем, что прочитали. В третьем классе мы с детьми создали свой «Сборник сказок», где разбили все сказки на виды. Расположили их по определённым разделам. Дети  выступили в роли авторов и иллюстраторов своих произведений.

Вот несколько примеров:

Береги честь смолоду.

В одном русском селении жил мужик с двумя сыновьями. Был он кузнецом. Жена его давно умерла, и он один воспитывал своих сыновей. Хотел он видеть их трудолюбивыми и честными.

Когда сыновья подросли, мужик стал их учить кузнечному делу. Велел  он сыновьям подковать по коню.

Старший сын встал рано, пошёл в кузницу и подковал коня. Отец одобрил работу сына, похвалил его.

Пришла очередь младшего. Но он, придя в кузницу, завалился спать. И коня не подковал, и огонь в печи не сберёг. Отцу же сказал, что всё исполнил. Но правда вышла наружу. Кузнец, узнав об обмане, прогнал  младшего сына со двора. Береги честь смолоду!

Лиманская   Татьяна

Сказка о прекрасной принцессе.

Жили-были король с королевой, и была у них дочь- принцесса Виолетта. Девушка была добрая и очень красивая, поэтому её всю любили.  Недалеко от дворца жила злая волшебница.

Однажды она встретила прекрасную принцессу, позавидовала её красоте и заколдовала девушку, сделала её лицо безобразным.

Бедная  Виолетта надела  на голову капюшон, чтобы не пугать прохожих и отправилась в лес. Там она набрела на избушку, в которой жила добрая старушка. Девушка рассказала ей о своём горе. Старушка объяснила, что может помочь. Для этого нужно, чтобы принцесса принесла: перо фазана, лепестки белой розы, капли утренней росы.

Девушка отправилась в путь и вскоре встретила охотника, шляпу которого украшали перья фазана. Виолетта попросила подарить ей одно перо, сказав, что от него зависит судьба принцессы. Охотник сразу согласился помочь Виолетте  и отдал перо. Дальше девушка отправилась в королевский сад. Там она попросила у садовника лепестков белой розы, сказав, что от них зависит жизнь принцессы. Садовник был рад помочь Виолетте и вскоре принёс нужные лепестки.

Утром, по дороге к доброй старушке, девушка собрала капли росы. Старушка взяла у принцессы принесённое и стала готовить зелье. Виолетта взяла зелье и отправилась к дому злой волшебницы. Там девушка предложила хозяйке чудо-зелье и сказала, что оно поможет стать ей самой красивой и могущественной. Волшебница с радостью согласилась и выпила зелье. И тут произошло чудо! Злая волшебница стала доброй и расколдовала Виолетту.  Принцесса вернулась к родителям  живая и здоровая .Король с королевой были счастливы.

С тех пор жили они в мире и согласии.

Колесникова А.

Интересны задания творческого характера, где дети должны сами придумать продолжение заданного текста.

Оканчивая начальную школу, ребёнок должен владеть не только хорошей техникой чтения, но и быть «вдумчивым читателем», уметь высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, эмоционально его переживать,  чему и способствует обучение литературному анализу художественного текста.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»