Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие речи младших школьников
на уроках литературного чтения

Иванова Ирина Семеновна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №145 Санкт-Петербурга

 

Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделен человек, - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать… Нам, учителям, хочется видеть выпускника школы, который умел бы общаться, умел говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь.

Работа по развитию речи учащихся многогранна. Одно из ее направлений – развитие орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова.

Внимание к орфоэпической стороне речи детей определяется множеством факторов, среди которых первое место занимают социальные. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества.

Велика и эстетическая ценность правильного произношения, так как это своеобразное зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека.

Начинать это приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше,  в самом раннем детстве. В школе эту заботу о культуре произношения призвана взять на себя начальная ступень обучения. Действующие программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов обязывают вести работу над звуковой стороной речи детей на протяжении всего начального этапа обучения. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для становления и совершенствования произносительной культуры. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы по развитию речи на произносительном уровне в начальных классах.

Литературное чтение – это начальная ступень единого и непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Курс литературного чтения преследует две важнейшие и взаимосвязанные цели. Первая из них заключается в том, чтобы, говоря словами К. Д. Ушинского, научить «ребенка учиться», «возбуждать у него интерес к учению», «развивать в нем способность внимания, устную речь, рассудок, обогащать его память живыми образами и меткими словами для выражения этих образов». Вторая цель состоит в том, чтобы научить детей осознанно воспринимать содержание произведений словесного искусства, заключенное в художественных образах, созданных силой писательского таланта, развить в юном читателе творческую фантазию, способность к ассоциативному мышлению.

В решении образовательно-воспитательных и развивающих задач, стоящих перед начальным обучение, на долю литературного чтения выпадают огромные трудности, и справиться  с ними можно тем успешнее, чем полнее окажутся реализованными важнейшие функции, свойственные чтению как крайне специфическому психофизиологическому процессу, - речевая, познавательная, инструментальная и эстетическая.

Речевая функция чтения очевидна: оно является одним из основных видов речевой деятельности и прямо связано с языковыми способностями ребенка, с его мыслительной и эмоциональной сферами, с речевым общением, которое устанавливается между читателем и автором текста.

Познавательная функция, присущая чтению, проявляется с самых первых шагов в обучении этому виду речевой деятельности. Первостепенное значение придается улавливанию и осознанию ребенком смысловой, содержательной стороны читаемого текста. Важнейшим показателем познавательной результативности чтения, как, впрочем, всего начального обучения в целом, выступает понимание. Одну из центральных задач начального обучения К. Д. Ушинский связывал с принципиальной значимостью приучения ученика «к сознательному, обдуманному чтению».

Инструментальная функция чтения прямо вытекает из той особой роли, которую играет этот вид речевой и познавательной деятельности в учебном процессе. Таким образом, чтение – это и предмет изучения, и средство, инструмент обучения.

Среди функций, свойственных чтению, особое значение имеет и эстетическая. Она в наибольшей мере связывается с чтением произведений художественной литературы и проявляется в том, что побуждает читателя воспринимать их как явления словесного искусства, возможно, наиболее трудного и сложного из всех видов искусства.

Учитель начальных классов по сравнению с учителем-словесником среднего звена школы обладает большими преимуществами в деле совершенствования звуковой стороны речи детей. Это объясняется по крайне мере двумя причинами. Первая – это огромный, непререкаемый авторитет учителя в глазах младших школьников, особенно первоклассников. Авторитет педагога подчас превышает авторитет окружающих ребенка членов семьи, а это значит, что образцы произношения, предъявляемые учителем, будут усваиваться детьми особенно тщательно, даже ревностно.

Второе обстоятельство, объясняющее огромные возможности учителя младших классов в повышении произносительной культуры учащихся, - сама специфика процесса начального обучения. Почти все предметы ведет один преподаватель, следовательно, в начальных классах легко осуществим орфоэпический режим при условии владения учителем нормами русского литературного языка.

Ответственность преподавателя за культуру собственной речи чрезвычайно велика. Живое слово учителя по-прежнему остается главным средством обучения в школе, поэтому именно учителю принадлежит право демонстрировать перед детьми образцы верного произношения. Постоянно имея перед собой образец, ребенок невольно начинает подражать всему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного языка. Известно, какую громадную роль в формировании звуковой стороны речи детей играет подражание.

На уроках литературного чтения в школе у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности.  Отличие учебной речевой деятельности от речевой деятельности в естественных условиях состоит в том, что цели, мотивы, содержание учебной речи задаются искусственно. Поэтому правильно задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в ее обсуждении, активизировать работу школьников – одна из главных проблем совершенствования системы развития речи.

Сформулируем общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

1)    обеспечить для них хорошую речевую (языковую) среду (восприятие речи взрослых, чтение книг и т. д.);

2)    создавать на уроке ситуацию общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи;

3)    обеспечить правильное усвоение учениками достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активировать употребление слов, образование форм, построение конструкций;

4)    вести постоянную специальную работу по развитию речи на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне связной речи;

5)    создать в классе атмосферу требований к хорошей, правильной речи;

6)    развивать не только речь-говорение, но и аудирование.

Следуя требованиям современной методики преподавания литературного чтения в начальной школе, я организую работу над простейшими типами текста. Редкий урок проходит без пересказа. При этом учитель поясняет учащимся, что в пересказе должна звучать живая речь самого школьника, а не заучен или зазубрен образец, но следует использовать лексику, обороты речи и синтаксические конструкции, взятые из образца. Ведется работа над следующими видами пересказов: подробный, близкий к тексту, краткий или сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческим дополнением. При этом соблюдается последовательность: от подробного пересказа (и выборочного) к пересказу сжатому (он связан с составлением плана).

Еще одним интересным видом работы на уроках литературного чтения является сообщения (доклад).  Сообщения являются видом устного монолога учащихся на уроках. Работа по выработке умений готовить такие выступления способствует усилению практической направленности преподавания детской литературы, вооружению школьников интеллектуально-речевыми умениями, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности. Сообщения помогают учащимся глубоко осваивать литературу как искусство слова, развивать устную и письменную речь во взаимосвязи.

Разумеется, проблема развития речи у младших школьников остается актуальной. Осуществление мониторинга за развитием речи младших школьников путем систематической диагностики приводит к эффективным показателям обученности и развитию речи на уроках литературного чтения в начальных классах.

Литература:

1.    Ушинский  К. Д. Собр. Соч.: В IIт.- М.; Л., 1948-1952.- Т. 6.- С. 250, 253, 278.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»