Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

УМК « Школа России»

Литературное чтение (2 класс)

Технологическая карта темы

Воробко Наталья Васильевна
учитель начальных классов ГБОУ школы №471

Тема

Ф.Тютчев. «Чародейкою Зимою…»

 

Цели

Познакомить с произведением Ф.И. Тютчева « Чародейкою Зимою…»

Развивать и обогащать речь учащихся, творческое воображение.

Формировать навыки работы учащихся в группах.

Научить использовать приобретённые знания при оформлении творческой  работы.

 

Основное содержание темы

Познакомить с понятием  «метафора», формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности.

 

Термины и понятия

Метафора; чародейка, чудное, бахрома, мещет, околдован.

 

                                                      Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять :

- интерес к процессу чтения и  к изучению темы;

- позитивное отношение к работе на уроке;

-  осознание собственных достижений при освоении темы

 

Метапредметные умения

Познавательные:

- работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями;

- строить логическое рассуждение;

- определять в тексте средства выразительности;

- выразительно читать стихотворение

- использовать приобретённые знания при оформлении творческих работ

Регулятивные:

- выполнять задание в соответствии с целью;

- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

- уметь организовывать своё рабочее место и работу;

- обнаруживать и формулировать учебную проблему

Коммуникативные

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- использовать речевые средства для представления результата;

- адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога

 

 

Предметные умения

- читать стихотворение выразительно;

- находить в тексте  средства художественной выразительности

                                        Организация образовательного пространства

Метапредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Русский язык                

Темы: Р.Р. Обучающее сочинение по картине; Сочинение – миниатюра; Синонимы

Изобразительное искусство

Тема : Как и чем работает художник? Белая и черная краски.

Информационный материал:

- Учебник «Литературное чтение»,  2 класс, ч.1, Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова  и др.

Демонстрационный материал:

- карточки с текстом «Волшебница – зима», портрет Ф.И. Тютчева, листочки для сочинения- миниатюры, зубная паста и тёмные листы для рисования, белые снежинки для каждого ученика

Интерактивный материал:

- электронная презентация «Ф. Тютчев. Чародейкою Зимою…»

 

Фронтальная

Другие формы работы:

- индивидуальная

- работа в группах

                                                      Технология изучения темы

                                                      Iэтап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

                     Ситуативное задание

      Результат                                                                деятельности

- мотивировать учащихся к изучению темы;

- стимулировать эмоционально- ценностное отношение к проблеме героя

1 слайд. Речевая разминка

Мчусь, как ветер, на коньках

Вдоль лесной опушки…

Рукавицы на руках, шапка не макушке.

Раз –два! Вот и поскользнулся.

Раз –два! Чуть не кувыркнулся…

Раз – два! Крепче на ногах! ( С. Чёрный )

- Прочитайте:

- медленно;

- с ускорением;

- грустно;

- быстро;

- весело

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание выразительно читать

                                                      IIэтап. Учебно – познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания на знания, понимания, умения

Результат деятельности

- научить различать народные приметы и пословицы, объяснять их смысл;

- обучать выразительному чтению;

 - формулировать высказывание;

- адекватно взаимодействовать

в рамках учебного диалога

 

 Проверка д.з.( Пословицы, эагадки о зиме)

Слайд 2. Прочитайте пословицу и приметы и объясните их смысл.

- Белый снег на чёрную землю, и то к лицу.

- Больше снега на полях –больше хлеба в закромах.

- Первый снег выпадет-

40 дней до зимы.

- Какую из них можно отнести к следующему стихотворению:

Городу ночью холодно стало,

Ночь для него одеяло достала.

Снегом заботливо город одела

И просветлела от доброго дела.

                                         ( Е. Аксельрод).

- Кто догадался,  о каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке?

 

Диагностические задания:

- Какую из пословиц мы можем отнести к данному стихотворению?

Познавательные умения:

- различать пословицы и народные приметы;

Обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

- выполнять задание в соответствии с целью

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание

  Предметные умения:

- выразительное чтение пословиц и примет

                                                              Физкультминутка.

                                                            Работа по теме урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый промежуточный результат

Работа по картине И.И.Шишкина «Зима»

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником с .194.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения хорошо подготовленными детьми. Анализ.(Ответы на вопросы)

 

 

 

 

 

Знакомство с метафорами: «под снежной бахромой», «опутан, весь окован лёгкой цепью»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах. (проходит под музыкальное сопровождение . П. И.Чайковский. «Зима» из цикла «Времена года»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рассмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина.

- Что хотел нам сказать художник?

- Как думаете, как называется эта картина?( «Зима»).

Чтение стихотворения «Чародейкою Зимою…» учителем.

- Какие слова были непонятны?

 

Ф.И. Тютчев (1803-1873 г.г.)

Родился в культурной стародворянской семье среднего достатка. Отец,  Иван Николаевич Тютчев , был радушным, гостеприимным и добросердечным хозяином. Мать, Екатерина Львовна,

была женщиной умной и впечатлительной. Они рано обнаружили необыкновенные способности сына к учению. Учителя на дому дали ему хорошее образование. Под влиянием своего учителя Тютчев с 12 лет успешно переводил Горация (древнеримский поэт)

 

Повторное чтение стихотворения.

 

- Какое настроение создаёт стихотворение?

- Какими красками вы бы нарисовали иллюстрацию?

Почему зиму поэт называет чародейкой?

Какое волшебство она совершала?

- Почему слово «Зима» в стихотворении написано с заглавной буквы?

- Почему в этом стихотворении Зима, лес и солнце обрисованы как живые существа?

 

- Как вы думаете, почему поэт Ф. И.Тютчев и художник И.И.Шишкин рассказали нам о зимнем лесе?

- Какие строчки из стихотворения можно использовать как название картины? ( «Чародейкою Зимою околдован лес стоит…»)

 

1 группа: рисуют рисунки на тёмном фоне зубной пастой «Зима. Зимние пейзажи»

2 группа: работают над выразительностью чтения стихотворения, постановкой пауз (пауза /, короткая пауза: , длинная пауза//)

3 группа: дополняют текст образными словами и выражениями:

Волшебница-зима.

В лес пришла …зима.

Сосны и ели она нарядила в … шубы.

На верхушки деревьев до самых бровей надела… шапки. На рябину накинула …покрывало. Веточки берёз украшены … инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами …снег. … картина кругом!

4 группа пишет сочинение- миниатюру «Зима в лесу» ( на доске вопросы)

 

Адекватно взаимодействуют в рамках учебного диалога

 

 

 

 

 

Словарь:

- чародейка- волшебница, колдунья (синонимы);

- чудное –что-то очень красивое, прекрасное, удивительное, волшебное (синонимы);

- бахрома- это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями;

- снежная бахрома-

Это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры;

- мещет- бросает, кидает, мечет ( от слова «метать»);

 - затрепещет- задрожит

Проблемная ситуация. Прогнозирование

названия картины.

 

 

 

 

 

Знакомство с автором стихотворения. Биография Ф.И. Тютчева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к работе в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы 4 группе:

- Как выглядит лес зимой?

- Как зима украсила деревья?

- Как выглядит иней на ветках берёз и осинок?

- На что похожи маленькие ёлочки?

- Какое чувство вызывает у вас зимнее убранство леса?

                      III этап. Интеллектуально - преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты задания

Результат деятельности

- стимулировать интерес и желание работать в группах;

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

 - использовать речевые средства для представления результата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целидеятельности:

Научить школьников :

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

Цели деятельности:

 

- соотнести  полученный результат с поставленной целью;

- оценить результат своей деятельности

 

 

 

 

 

 

Проверяем, как группы выполнили своё задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализи самооценка ученика:

- С помощью « светофора» оцените свою работу на уроке

- зелёный: всё понял, остался доволен собой;

- жёлтый: ещё допускаю ошибки, надо поработать над собой;

- красный: стоп! Нужна помощь старших.

 

Самоанализ и самооценка учителя:

 Цели темы:

- Ознакомить учеников со стихотворением Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…»;

- формировать навыки чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить чувствовать и понимать язык произведения;

 - прививать любовь к природе

Личностные умения:

- проявлять желание рассказать о работе своей группы;

 Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания при диалоге с учителем, с одноклассниками

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Коммуникативные умения:

- использовать речевые средства при представлении результата;

Предметные умения:

- выразительно читать свои работы

Результатдеятельности:

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности

Регулятивные  умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности

 

 

 

 

 

Результат деятельности:

 

 

                                                            Ключевые умения:

Личностные:

- проявлять позитивное отношение к процессу выполнения заданий на уроке;

Познавательные :

- использовать приобретённые знания при выполнении творческих работ;

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в соответствии с целью;

Коммуникативные:

- формулировать высказывания, мнения;

Предметные:

- прогнозировать содержание стихотворения;

- выразительно читать, передавая содержание читаемого;

- соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»