Программа по предмету "Устное народное творчество"
Воронова Галина Николаевна,
учитель высшей категории
Программа составлена для детей младшего школьного возраста.
Целевое назначение программы.
" Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, - говорил А.М.Горький. Чем лучшее мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего".
Из произведений русского народного творчества мы узнаём о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших далёких предков, о том как они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, к чему они стремились и о чём боролись.
И детям, и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная "шумиха", которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих весёлых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи обращённой к нему. Детский фольклор в игре незаметно учит родной речи, заставляет вслушаться в каждое слово, в его звучание, задумавыться над способами, правилами создания слов, над грамматическим строем языка. Детский фольклор мудрён. Он необходим для физического и нравственного развития ребёнка. Дети должны узнать, что слагая песни, былины и сказки, человек не только выражал свою мечту о счастье, о торжестве справедливости и победе над злом, он воспевал в них быт и нравы людей, смену времён года, законы животного и растительного миров, крестьянский календарь. Из произведений русского народного творчества мы узнаём о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших далёких предков, о том, как они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, к чему они стремились и о чём боролись.
Цель программы: Воспитание эстетического вкуса учащихся, развитие творческих способностей, раскрытие индивидуальных способностей учащихся.
Задачи:1. Познакомить учащихся с видами народного творчества больших и малых жанров.
2. Формирование представлений об историческом прошлом народного творчества.
3. Воспитание у учащихся нравственных качеств: доброты, сочувствия, гордости за народных героев.
Специальной общеобразовательной программы по устному народному творчеству нет. В общеобразовательной программе по чтению есть раздел устного народного творчества, в объёме 5-6 часов.
Тематический курс проводится с использованием диафильмов, музыкальных произведений народного творчества.
Итогом курса будут творческие работы учащихся:
а) лепка, рисунок, поделки, изделия народного творчества;
б) сценическое искусство ( фрагменты );
в) приёмы драматизации
Информационная программа.
Произведения устного художественного творчества создавались всем народам. Народные песни и сказки не могли складываться сами собой, без авторов. Каждая сказка и песня в основе своей создавалась каким-нибудь первоначальным певцом или рассказчиком, имя которого обычно не запоминалось никем. Но если это произведение безызвестного поэта из народа бывало удачным, художественным, правильно передавало народные мысли и чувства, оно тотчас же подхватывалось, запоминалось, передавалась из уст в уста.
По дороге случалось, что-то или другое место в песне или в сказке менялось, исполнитель мог забыть какое-нибудь слово или ему казалось, что одно место надо рассказывать подробнее, а другое сократить. И поэтому пел песню и рассказывал подробнее, а другое сокращал. И поэтому пел песню и рассказывал сказку каждый по-своему, как помнил, как хотел. И катилась песня или сказка всё дальше, изменялась и украшалась в устах каждого исполнителя.
О сказке ( песне ), прошедшей такой путь, мы говорим: " Она народная ", потому что множество исполнителей внесло в неё что-то своё, освоило её как родную.
"Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки русские , былины, сборники песен,- советовал А.М.Горький. – Вникайте в прелесть просто народной речи, в строение фразы в песне, в сказке…Вы увидите тут поразительное богатство образов, мягкость сравнений, простоту, чарующую силу, изумительную красоту. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя – тремя словами ".
Вот почему мы изучаем народное творчество.
Большой раздел русского народного поэтического творчества носит название народной календарной поэзии. Это те песни, обряды поверья, которые издавна были связаны с земледельческим календарём наших предков.
Для нас календарная поэзия и её обряды давно уже стали пережитком, игрой, и в эту игру сегодня играют только ребятишки.
Радуга – дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко
Колокольчику
Мы знаем, что Снегурочка, Весна, идущая по полям и оживляющая землю, говорящие птицы, волшебные травы и цветы - это вымыслы народной фантазии. Но в этих вымыслах много поэзии, прекрасной и глубокой.
Недаром древние календарные песни и обряды интересовали величайших русских поэтов, художников, композиторов: Римского-Корсакова, Чайковского, Пушкина, Гоголя, Некрасова и многих других.
Изучая « Сказку о царе Салтане….», можно рассказать детям сказку про царевича Нехитёра – Немудрена и сравнить, что общего в этих сказках. А как много дало А.С.Пушкину для его творческого развития общение с няней и местными крестьянами!
В старой деревне сказки умели рассказывать многие.
Были и мастера – сказочники, которые знали немало народных сказок и умели передавать их интересно, талантливо, художественно.
Хорошие сказочники ещё в детстве усваивают свои сказки от родителей или от других старших родственников. Самых талантливых сказочников знает вся страна.
Обычно принято считать, что сказка – это отдых, развлечение. Но умная и глубокая народная сказка не только развлекает и веселит, в сказках русского народа издавна отражались свои наблюдения над жизнью, свои думы, чувства и надежды. Сказки учили и воспитывали, заставляли задумываться над сложными вопросами жизни. Народная сказка учит тому, каким должен быть человек.
Кроме сказок, песен, живут в народе пословицы и поговорки. В них обобщение, житейская мудрость, выработанная веками и закреплённая в краткой, меткой словесной форме.
« Поговорка – цветочек, пословица – ягодка» - так говорили предки, приписывая пословице важное значение как выразительнице народной мудрости.
Тысячи русских народных пословиц раскрывают нам духовный мир, идеалы, взгляды на жизнь наших предков.
Русские загадки очень разнообразны и по содержанию, и по происхождению.
В основе древнейших загадок лежало желание человека познать мир. Объяснить себе явление при роды. Гром, молния, дождь, радуга, звёздное небо, ветер – всё это было непонятно, пугало или радовало человека своим величием, всему этому нужно было найти объяснения. И пытливый ум человека старался в художественных образах представить себе сущность всех этих явлений.
Сегодня загадка служит для развлечения, для весёлой игры ума.
На своих уроках учу детей составлять свои загадки. Мы отправляемся с ними в « город загадочных частей», «Пропуск в страну загадок».
В программе присутствуют «элементы интегрирования» ( с музыкой, рисованием ).
Ведущие творческие идеи программы.
Знания фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа.
Фольклор даёт возможность познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа. Много веков человечество передавало накопленные знания и умения последующему поколению. Пословицы, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение, но одновременно и определённый объём жизненно необходимой информацией.
В дошедших до нас со времён язычества календарных обрядах и сейчас можно проследить главенствующую линию поколения человека труду как основному средству своего существования.
Заботы о хлебе насущном , о продолжении рода заставляли людей устраивать свою жизнь, придерживаясь годового календаря, ориентированного на погодные и природные условия.
Фольклор отражает особенности исторического развития народа.
Создатели народных песен воспевают добро, мужество, человеколюбие, справедливость. В их творчестве, полном жизни, энергии, простоты и искренности, отражается нравственное здоровье народа.
Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. С его помощью в крестьянской избе в наиболее доступной форме осуществлялась передача молодым поколениям сложившихся в течение веков эстетических, нравственных и трудовых идеалов, понятий об окружающим мире.
Пройдя так называемую материнскую школу, ребёнок далее рос в среде своих сверстников, где он начинал воспроизводить простейшие напевы – жеребьёвка, считалка. игровые приговорки и игровые припевки.
Некоторые из них живы и по сей день, они несут в себе следы древних обрядов, культа солнца, огня и т.п. Обращения к силам природы – солнцу, дождю, воде, ветру, которое часто встречается в детских играх, свидетельствуют именно об их традиционности, о преемственности наиболее древних форм художественного творчества взрослых.
Включение детей в творческий процесс на занятиях происходит постепенно, Этому способствует внимание к каждому ребёнку, поддержание в коллективе творческого настроя, игра. Ознакомление учащихся с неизвестным материалом, воспроизведение его, повторение, закрепление, поиск новых вариантов – всё это происходит в игровых формах, вызывающих у детей интерес, а значит повышающих эффективность усвоения.
Ключевые понятия.
Действующая программа по устному народному творчеству для начальных классов позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов. В процессе наблюдений за особенностями употребления слова, школьники могут увидеть « волшебство знакомых слов, понять, что обычные слова достойны изучения и внимания , как неизведанные страны».
Воспитание интереса к изучению мира слов, побуждает детей совершенствовать свою речь. У каждого ребёнка на уроке есть словарик, где он аккуратно записывает новые слова и смысл этих слов.
Задачи и задания, решаемые по образцу.
На своих уроках я часто использую – ТРИЗ ( теория решения изобретательных задач ). Дети изготовляют книжки-самоделки, где составляют загадки, пословицы, рисуют рисунки, сочиняют сказки, отгадывают кроссворды. На интегрированных уроках с учителем рисования – делают игрушки «В мастерской глиняной игрушки» - сказочная птица и др.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам:
Формирование и совершенствование навыка чтения, умения работать с текстом и книгой; расширение знаний учащихся об окружающем мире, развитие речи, мышления, нравственно-эстетических чувств и художественного вкуса; достижение воспитательных целей.
Знание приёмов выбора нужной книги для чтения на определённую тему; умение самостоятельно выбрать и прочитать детскую книгу, привлекая книги-справочники, интернет. Отработка умения кратко передать содержание прочитанного ( в целом, отдельных эпизодах ), а также составить рассказ о герое, пользуясь планом, предложенным учителем, или по самостоятельно составленному плану. Умение пользоваться доступными справочниками. Отработка навыка самостоятельного определения содержания незнакомой книги по её элементам ( титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации ).
Умение пользоваться игровой детской книгой для самостоятельной организации занимательного досуга.
Проблемный вопрос теоретического характера.
У ребёнка должна быть потребность общения, или коммуникации. На своих уроках учу выразительному чтению, инсценировки по ролям / звук, голос движение. Дети играют в игру «Поэт», где сами сочиняют по 4-5 строчек стихов.
Пособия предлагаемые детям в изучении предмета по программе: подбора произведений устного народного творчества.
Наглядный материал, используемый в программе: репродукции, картины, фильмы.
Курс рассчитан на 32 часа, с учётом 1час в неделю.
В программе присутствуют « элементы интегрирования»- с музыкой, рисованием. Сотрудничество с детской филармонией.