Конспект открытого урока по предмету «Чтение» в 4 классе
Однажды утром. М. Пляцковский
Янькова Анна Сергеевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: познакомить учащихся с произведением М. Пляцковского «Однажды утром».
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- познакомить с некоторыми фактами творчества автора;
- познакомить с содержанием сказки;
- закрепить умение анализировать литературное произведение;
- закрепить умение читать по ролям.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать санитарно-гигиенические навыки работы за партой;
- воспитывать самостоятельность.
Коррекционно - развивающие:
- развивать умение работать с дидактическим материалом;
- развивать умение работать по словесной и наглядной инструкции;
- развивать умение работать в коллективе;
- развивать и обогащать словарный запас;
-развивать внимание, память, мышление, связную речь с помощью инсценировки сказки;
- развивать общую и мелкую моторику.
Технологии:
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- информационно - коммуникативные;
- личностно - ориентированные.
Оборудование: презентация, стаканчики с карандашами и ручками, шаблоны геометрических фигур, тетради по чтению, книги автора для выставки, большая книга (муляж), распечатки с загадками, плакат, геометрические фигуры, магнит, листы с текстом сказки для каждого ученика, маски с изображением животных (героев сказки), смайлики (весёлый, грустный).
Ход урока:
I Организационный этапПриветствие. Рассаживание детей за партами.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
- Проверим готовность к уроку. На столе стоят стаканчики с карандашами и ручками.
II Мотивирование учебной деятельности учащихся
- Ребята, сегодня на уроке чтения мы познакомимся со сказкой Михаила Пляцковского и каждый из вас побывает в качестве сказочного героя в инсценировке этой сказки. (1 слайд)
III Открытие нового знания
- Итак, несколько слов об авторе сказки. Михаи́л Спартакович Пляцко́вский (1935 - 1991) - русский поэт-песенник, писатель, сказочник. Автор многих детских песен. Например: «Дважды два – четыре», «Дружат дети на планете», «Улыбка», «Учат в школе», «Вместе весело шагать» и другие. (2 слайд)
- Автор написал для детей не только песни, но и чудесные сказки. Например: «Я на облаке летал», «Ребятам о зверятах», «Галоша», «Ромашки в январе» и другие. (3 слайд)
- Посмотрите какие чудесные книги этого писателя. Яркие, красочные! А заголовки так и вызывают интерес прочитать эти книги. Мы обязательно это сделаем на уроках внеклассного чтения. (показать книги)
- Ребята, а хотите узнать кто будут герои сказки, с которой мы сегодня познакомимся? В этом нам помогут загадки. У меня есть необычная книга, в которой находятся эти загадки. Вы будете доставать листочки с загадками, я буду читать, а вы разгадывать.
- Носик лопаткой,
Плавает, ныряет,
Крякать обожает. (утка)
2. Мамы – уточки ребёнок.
Как зовут его? (утёнок)
3. Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы – ребёнок,
А зовут меня - … (цыплёнок)
4. То вертелся, как волчок,
То улёгся на бочок.
Лаек громко, как звонок.
Это маленький - … (щенок)
- Вот мы и познакомились с героями сказки.
- А сейчас я вам прочитаю эту сказку. (4 – 7 слайды)
IV Первичная проверка понимания
- Ребята, а почему утёнка назвали Крячиком? (похож был на мячик и крякал)
- Почему мама утка ругала утёнка? (ходил неряхой и грязнулей)
- А почему утёнок ходил грязный? (не любил умываться)
- А как вы понимаете выражение «Не то, что к речке, а к обыкновенной луже силком не затащишь»? (не хотел мыться вообще, через силу)
- Как решили проучить утёнка его друзья щенок и цыплёнок? (не стали с ним здороваться, сделали вид, что не узнают его)
- А что помогло вдруг утёнку стать чистым и узнаваемым? (начался дождик, утёнок не успел спрятаться от дождя)
-Утёнок удивился, что цыплёнок его похвалил «Какой ты чистый и симпатичный!»? Удивился? (да)
- Что он у них спросил? («Почему вы со мной не здоровались?»)
- Что ответили друзья? («К нам подходил какой – то грязнуля.»)
- Какой совет дал щенок? («На дождик не надеяться.»)
- Что сказал цыплёнок? («Дождик не каждый день бывает.»)
- Как вы думаете, совет правильный дали друзья? (да)
- Ребята, а чему вас научила эта сказка? Какой вывод можно сделать? (если не уделять внимание чистоте, то и близкие друзья перестанут тебя узнавать; приятнее общаться с чистым и опрятным другом, чем с грязнулей)
V Первичное закрепление
- Скажите, а к какому жанру относится это произведение? Загадка, стих, сказка?.. (сказка) – у доски 1 ученик
- Найди на плакате условный знак. (круг)
- На какую тему сказка? (о животных)
- Каким цветом обозначаем? (коричневым)
- Значит, какую фигуру и каким цветом берём? (коричневый круг)
- Открываем свои тетради и пишем…
- Справились. Закройте тетради и положите их на край стола.
VI Работа по новой теме
- А сейчас мы с вами прочитаем эту сказку по ролям. Текст сказки распечатан на листах. (листы у каждого на парте)
- Помним про интонацию. Делаем паузы на точках и запятых. Если стоит знак вопроса, то читаем с вопросительной интонацией. Если стоит восклицательный знак, то голос чуть повышаем.
- Слова героев (утки, утёнка, цыплёнка и щенка) обозначены соответствующим рисунком. Слова автора обозначены буквой «А».
- Слова автора читает …, покажи на листке эту букву. Слова утки читает …, покажи пальчиком на изображение утки и т. д. В помощь стоят галочки. Ещё раз проговорим. Кто читает слова за щенка? Кто – за утёнка?.. Читаем внимательно и вдумчиво. Это пригодится для инсценировки сказки.
- Итак, приступаем!
- Молодцы! Вы очень старались.
VII Вторичное закрепление
- Ребята, а сейчас мы с вами обыграем эту сказку. Я надеюсь, что вы внимательно читали и запомнили свои слова. Слова автора читал …. Ему дадим книгу со словами, чтобы лучше воплотиться в роль сказочника. А герои сказки оденут маски с изображением животным. У нас получится настоящий спектакль. Удачи!
- Все большие молодцы! Получилось очень здорово!
VIII Итог урока
- Как называется сказка, которую мы читали на уроке?
- Кто автор сказки?
- Понравилась вам эта сказка?
- Есть желание прочитать и другие произведения этого автора?
- Что вам запомнилось с этого урока?
IX Рефлексия
- Оцените своё настроение после урока. Довольны ли вы, как он прошёл? Покажите смайлик (грустный или весёлый).
- Мне тоже очень понравился сегодняшний урок. Спасибо за работу. Урок окончен.