Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование читательской грамотности младших школьников

Кириллова Ольга Алексеевна
       Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Грамотность - успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в жизни общества. 
Содержание понятия читательская грамотность включает:
  • понимание прочитанного;
  • рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания);
  • использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).
Анализируя современные учебники начальной школы, можно сделать вывод, что в них, по-прежнему, представлены преимущественно «сплошные» тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию и из «несплошных» текстов. 
Сплошные тексты:
1) описание (художественное и техническое);
2) повествование (рассказ, репортаж);
3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование
слова, резюме/выводы, интерпретация);
4) аргументация (комментарий, обоснование);
5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). 
Несплошные тексты – это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.
Несплошные тексты:
1) графики;
2) диаграммы;
3) таблицы;
4) карты, схемы;
5) рисунки, фотографии,
6) формы (анкеты и др.);
7) информационные листы и объявления.
В современной российской начальной школе читательская грамотность рассматривается не только как предметный, но и как метапредметный результат. В концепции формирования функциональной грамотности читательская грамотность рассматривается не как предметный, а как интегративный компонент.
     Вопросы теста PIRLS позволяют оценить основные читательские действия, направленные на понимание учащимися текста (как художественного, так и информационного). Читательские действия включают в себя умения: 
Находить и извлекать информацию.
  • Выбирать источник получения информации.
  • Находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
  • Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста, расположенных в разных фрагментах текста.
  • Определять наличие/отсутствие информации.  
Интегрировать и интерпретировать информацию.
  • Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.).
  • Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль).
  • Сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений.
  • Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста и по словарю.
  • Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.). 
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
  • Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.
  • Анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма), находить в тексте сравнения, эпитеты, слова в переносном значении.
  • Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста.
  • Соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности.
  • Оценивать полноту, достоверность информации.
  • Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
  • Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.  
           Использовать информацию из текста.
  • Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.).
  • Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу.
  • Прогнозировать события на основе заголовка.
  • Использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
  • Формулировать вопросы по основным событиям текста.
  • Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).
  • Создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование).
  • Составлять устные рассказы по репродукции картины.
  • Составлять устные рассказы по личным наблюдениям и вопросам.
  • Составлять аннотации.
  • Самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
  • Готовить небольшие публичные выступления.
  • На основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.  
         Разработчиками теста PIRLS так же выработаны представления об уровнях читательской грамотности, которые связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования. 
Требования ФГОС к уровню освоения учащимися читательской грамотности
    В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.
1 класс
Находить и извлекать информацию.
Находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
Интегрировать и интерпретировать информацию.
Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.).
Понимать смысловую структуру текста (определять тему).
Соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации.
Использовать информацию из текста
Формулировать вопросы по основным событиям текста. 
2 класс
Находить и извлекать информацию.
Определять наличие/отсутствие информации.
Интегрировать и интерпретировать информацию.
Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.).
Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль).
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста.
Использовать информацию из текста
Прогнозировать события на основе заголовка.
Составлять план текста (вопросный, номинативный). 
3 класс
Находить и извлекать информацию.
Выбирать источник получения информации.
Интегрировать и интерпретировать информацию.
Сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений.
Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста и по словарю.
Характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев.
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
Анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма), находить в тексте сравнения, эпитеты, слова в переносном значении.
Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста.
Использовать информацию из текста
Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.).
Использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).
Создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование).
Составлять устные рассказы по репродукции картины.
Составлять устные рассказы по личным наблюдениям и вопросам.
Составлять аннотации. 
4 класс
Находить и извлекать информацию.
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста, расположенных в разных фрагментах текста.
Интегрировать и интерпретировать информацию.
Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.).
Сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту).
Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию).
Анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.
Соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности.
Оценивать полноту, достоверность информации.
Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Использовать информацию из текста
Готовить небольшие публичные выступления.
На основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»