Проектная технология на уроках литературного чтения
Поварова Евгения Валерьевна
1.Теоретические основы технологии проектного обучения.1.1. Проектная технология: понятие и структура.
1.2.Технология проектного обучения в современной общеобразовательной школе.
2. Организация проектной деятельности на уроках литературы.
2.1.Использование основных типов проектов на уроках литературы.
2.2. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.
2.3. Правила успешной проектной деятельности.
2.4.Общие подходы к структурированию проекта.
2.5.План действий учащихся в проекте.
2.6. Критерии оценивания работ учащихся.
2.7. Опыт организации проектной деятельности по литературе при изучении поэмы Гоголя «Мёртвые души»
3.Список литературы
1. Теоретические основы технологии проектного обучения.
1.1 Проектная технология: понятие и структура.
Метод проектов – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.[1]
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению[2].
Прежде всего, определимся с типологическими признаками:
-доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентированная и т.д;
-предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;
-характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);
- характер контактов (среди участников одной школы, класса, региона и т.д.)
количество участников проекта;
- продолжительность выполнения проекта.
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:
– исследовательские – эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
– творческие – следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Здесь очень тщательно следует продумать о представлении планируемых результатов (статья в газету, спектакль, праздник, видеофильм и т.д.);
– ролевые, игровые – в таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями;
– ознакомительно-ориентированнные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.[3]
Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:
– цель проекта, его актуальность.
– источники информации.
– обработка информации.
– результат.
– презентация.
– практико-ориентированные (прикладные) – эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования – по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, проект зимнего сада и т.д.). Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта.
По второму признаку – предметно-содержательной области можно выделить следующие два типа.
– Монопроекты – как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.
Типы проектов: литературно-творческие, естественнонаучные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные.
- Межпредметные – как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: «Единое речевое пространство», «Культура общения», «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX -XX веков и т.д.)/ Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
По количеству участников проектов можно выделить проекты:
-личностные;
-парные;
-групповые.
По продолжительности выполнения проекты бывают:
-краткосрочными;
-средней продолжительности;
-долгосрочными.[4]
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
1.Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2.Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
3.Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4.Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5.Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или заседаниях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке и т.д.)
6.Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
7.Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.[5]
Структура учебного проекта:
Таблица 1
Проект
Этапы деятельности: | |
Этап 1: Основная проблема, компоненты которой требуют решения |
Постановка проблемы Выдвижение гипотез – путей решения проблемы Планирование деятельности по реализации проекта |
Этап 2: Практически значимый материальный или культурный продукт, подготовка продукта |
Сбор информации Структурирование информации Изготовление продукта Оформление продукта |
Этап 3: Презентация продукта |
Выбор формы презентации Подготовка презентации Презентация Самооценка и самоанализ |
1.2.Технология проектного обучения в современной общеобразовательной школе.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных технологий проектной деятельности. Наибольший интерес представляют, несомненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность. Вот некоторые из них:
Модель №1
Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя (1 – 2 месяца).
Выполнение работы (2 – 3 месяца).
Предзащита работы в своем или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них
Собственно защита на экспертном совете школы (2 месяца)
Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года
Предложенная схема работы заимствована из практики работы научного общества учащихся (НОУ), которые получили широкое распространение в отечественной школе на рубеже 1980 – 1990-х гг.
Однако, в отличие от проектной деятельности, работа НОУ ограничивалась чисто исследовательским кругом тем, предпочтением монопредметных проблем, не всегда заметной связью с практической внешкольной жизнью учащихся, а также невниманием к творческой форме продукта исследования.
Модель № 2
Работа над проектом начинается с решения школьного парламента о защите проекта. Затем заведующие кафедр обозначают проблемы, создают «мастерские», в которые имеют право включиться любой ученик школы, интересующийся этими вопросами. Группа разработчиков (заведующие кафедрами) выстраивают концепцию, выделяют приоритетные задачи проекта. Дети намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятельность.
Предметные индивидуальные проекты приравниваются к сдаче предметного экзамена.[6]
Модель № 3
В течение учебного года выполняется 4 масштабных, долгосрочных и, как правило, межпредметных проекта (в течение учебной четверти реализуется один проект). Приводим циклограмму работы в каждой четверти.
Педсовет, посвященный проектной работе. Выбор направления и тем. Уточнение руководителей проектов. Планирование проектной работы школы на четверть (для административного контроля) (1-я неделя четверти).
Формирование состава проектных групп. Обсуждение принципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах (2-я неделя четверти).
Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта (3-я неделя четверти).
Выполнение практической части проектов, оформление продукта и портфолио проекта (4-я и последующие недели четверти).
Презентация проектов. Торжественный заключительный вечер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти. (Предпоследняя неделя четверти.)
Оценка преподавателями деятельности участников проектных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте (по 100-балльной шкале.) Педсовет по подведению итогов проектной работы в данной четверти. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта. (Последняя неделя четверти.)
Модель № 4
Базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е. С. Полат.
Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
Стендовая информация о проектной работе.
Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.).
Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
Формирование проектных групп.
Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.
Поисковый этап.
Промежуточные отчеты учащихся
Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
Обобщающий этап: оформление результатов.
Предзащита проектов.
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений
Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
Подготовка к публичной защите проектов
Генеральная репетиция публичной защиты проектов
Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие
Заключительный этап: публичная защита проектов
Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Итоговый этап: Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе .[7]
2. Организация проектной деятельности на уроках литературы.
2.1.Использование основных типов проектов на уроках литературы.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью .
Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом
Цель проектного обучения , в том числе и по литературе, состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. Можно выделить несколько видов проектной деятельности на уроках литературы:
- исследовательский проект,
-информационный проект,
- ролево- игровой проект,
- практико- ориентированный проект,
- творческий проект.
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения. В качестве примера такого проекта можно предложить учащимся десятого класса исследовать следующую тему: «Проблема выбора в произведениях русских писателей 19-го века». Данная тема может быть продолжена и в одиннадцатом классе, причем можно расширить рамки темы, включив в исследование произведения и зарубежных писателей 20-го века.
Информационный проект изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение на конференции). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, история создания книги.
В ролево- игровых проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Например, инсценировка эпизода любого произведения.
Практико- ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования языкового, литературоведческого, исторического характера; программа действий и т.д.)
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определение функций каждого из них, четких результатов совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.
Например, проект « Роль книги в жизни современного подростка».
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, драматизации). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.
Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.
Например, « Устное народное творчество в нашей жизни».
Проектная деятельность по литературе включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
Проекты по литературе распределяются и по продолжительности.
Мини- проекты можно создать за один урок, например, « Слово о писателе», « Мой любимый писатель». Над такими проектами работа ведётся в группах в составе не более 3-4 человек.
Краткосрочные проекты по литературе занимают от 2 до 4 уроков. Например, « Уроки доброты»( по произведению В.Распутина 2 Уроки французского»).
Среднесрочные (недельные) проекты выполняются в группах. Работа идёт под руководством учителя, возможно сочетание классных форм работы( лекции, мастерские) с внеклассными формами. Например, проект « Адресаты любовной лирики Лермонтова».
Долгосрочные (годичные) проекты по литературе могут выполняться как лично, так и индивидуально. Весь годичный проект- от определения проблемы, темы до презентации- выполняется во внеурочное время. Это серьезное исследование, защита которого чаще всего проводится на научно- практических конференциях. Например, «Быт и нравы симбирских дворян в произведениях писателей XIX века».
Таблица 2 .
Примеры проектов по литературе.
Типы проектов | Исследовательские | Творческие | Ролево- игровые |
Краткосрочные | 5 кл. «Басни Крылова в сопоставлении с притчами Леонардо до Винчи» 6 кл. « Исследование образа русалки в русской литературе XIX века» |
5 кл. «Создание книжек- малышек». 9 кл. «Создание герба помещиков Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина» |
5 кл. «В гостях у сказки» ( урок инсценирования сказки» 7 кл. Урок- суд по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник». 10 кл. Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли: что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы (разыграйте беседу по ролям) |
Среднесрочные | 9-10 кл. «Образ русской женщины в русской литературе XIX века». 10 кл. Феврония Муромская и Соня Мармеладова « ( сопоставительный анализ женских образов на христианской основе) |
8 кл. « История земли Симбирской» ( по материалам литературного краеведения) 10 кл. Представьте себе, что вы – художники. Нарисуйте отношения Сони Мармеладовой и Раскольникова. |
11 кл. «Кто мы? Как жить?» ( воображаемый диалог подростка начала 20 века и подростка начала 21 века) |
Долгосрочные | 5-11 кл. «Живой голос эпохи» ( к юбилею писателя, поэта) |
Необычные по форме, такие проекты вызывают особый интерес учащихся, при этом учитель решает серьезные образовательные задачи. Например, в 5 классе учим детей работать с текстом: видеть особенности жанра, структуру произведения, вычленять эпизоды. Эти задачи решаем, предлагая такой творческий проект: создать комиксы по произведению (небольшого объема, хорошо известного жанра). Сама форма «приказывает» ученикам внимательно прочитать произведение, выделить самые важные эпизоды, отобрать текст, в рисунках попытаться выразить характер персонажей. Работа проходит в группах, где роли распределяют сами ученики.
Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее проектные задания. Так, в 7 классе ученики не только самостоятельно изучают произведение, но и рассматривают его в контексте эпохи. При изучении раздела «Духовная литература» ученики получают задание: создать сценарий лекции для Виртуального литературного музея по «Житию Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Этот проект опирается на ролевую игру, и работа организуется следующим образом: после обсуждения класс делится на творческие группы «историков», «литературоведов», «искусствоведов». Ребята самостоятельно находят исторические сведения об эпохе, в которую жил Сергий, дают комментарии к тексту, подбирают музыкальное и художественное оформление, отрывки для выразительного чтения.
Традиционные сочинения на литературную тему можно легко превратить в проект, если придать работе практическую направленность: написать статьи для хрестоматии, литературного альманаха. «Значительность» такого задания вызывает в среднем звене желание выполнить работу как можно лучше.
Программа А.Г. Кутузова в большой степени способствует претворению в жизнь литературно-творческих проектов. Программа особую роль отводит творческим работам и заданиям, ориентированным на развитие творческого потенциала учащихся и на формирование у них литературно-художественных умений. Содержание творческой деятельности, которую можно осуществить в форме проектов, заложено в самой программе: изучение каждого раздела заканчивается созданием целостного текста определенного жанра, где мир и специфика художественного произведения определяются законами этого жанра. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, рассказы, сценки и т.д. индивидуально или, если работа вызывает затруднения, в группах. В этом случае дети не только пишут литературные произведения, но и создают к ним иллюстрации. А задания для творческих проектов можно найти в хрестоматии в разделах «Творческая мастерская», «Проба пера».
2.2. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.
Как организовать проектную деятельность на уроке? Любой проект включает следующие этапы:
Этапы работы | Содержание работы |
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
1. Подготовительный | Определение темы и целей проекта | Обсуждение и выбор темы | Предлагает темы проектов |
Выделение подтем в теме проекта |
Выбор подтемы или предложение новой подтемы | Совместное обсуждение подтем проекта | |
Формирование творческих групп |
Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды | Организационная работа по объединению школьников в группы |
|
Подготовка материалов к исследовательской работе | Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы |
||
Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса | Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания |
Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания |
|
2. Планирование |
Определение источников, способов сбора и анализа информации | Корректировка и дополнение предложений учителя | Предлагает основную литературу, способы сбора информации |
3. Разработка проекта |
Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение | Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации |
Консультации, координирование работы обучающихся |
4. Оформление результатов |
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета | Оформление результатов согласно выбранной форме отчета | Консультации, координирование работы обучающихся |
5. Презентация |
Предоставление выполненной работы |
Доклад о результатах работы | Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников |
6. Оценивание |
Оценка работ согласно разработанным критериям |
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы |
Применение метода проектов на уроках литературы повышает практическую, навыкообразующую направленность содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.
2.3.Правила успешной проектной деятельности .
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
2.4. Общие подходы к структурированию проекта.
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.
2.5. План действий учащихся в проекте.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы:
Учебный проект
Проблема проекта |
"Почему?" | Актуальность проблемы - мотивация |
Цель проекта |
"Зачем?" (мы делаем проект) | Целеполагание |
Задачи проекта |
"Что?" (для этого мы делаем) | Постановка задач |
Методы и способы |
"Как?" (мы это можем делать) | Выбор способ и методов, планирование |
Результат &nbs |