Виды работ с пословицами и поговорками
на уроках в начальной школе
Тарчевская Анна Васильевна
Пословицы и поговорки – это жанр устного народного творчества, это уникальное явление народного ума, меткие речения, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений. Русский народ обладает живой разговорной речью, которая необычайно богата образными выражениями. Он в своём фольклоре прославляет свет знаний, человеческую мудрость и клеймит смехом невежество, глупость. Пословицы касаются различных областей человеческой жизни. Они учат, советуют, наставляют, предупреждают.Простой народ сохранил в пословицах свой жизненный опыт и наблюдения, образными выражениями раскрывал своё отношение к окружающему миру, к своей жизни, быту, труду, использовал в сказках, песнях, былинах, загадках. Он так же как и сказки, песни передавал их из поколения в поколение.
Люди с уважением относятся к пословицам: в них накоплена народная мудрость. Короткие, простые, но богатые по мысли выражения так складно сложены, что запоминаются сами собой. Они дошли до нас от давних времён, живут в нашем родном языке, украшая речь, делая её более яркой, выразительной, поэтичной.
Пословицы создаются всем народом, это выражение коллективного мнения. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять на уроках больше внимания.
При работе с пословицами на уроках ставятся следующие цели:
- пробудить интерес к русскому языку;
- привить учащимся любовь к родному языку;
- обогащать словарный запас;
- научить детей использовать русские пословицы в своей речи;
- развивать память, логическое мышление;
- учить рассуждать, делать выводы;
- развивать орфографическую зоркость.
Варианты применения пословиц и поговорок на различных уроках в начальной школе очень разнообразны. Представляю отдельные варианты применения пословиц и поговорок на уроках.
1. В процессе обучения очень часто возникают педагогические ситуации, в ходе которых пословица может настроить на работу, способствовать активизации познавательной деятельности детей.
2. Окружающий мир.
Пословицы и поговорки используются при изучении сезонных изменений в природе.
Причем большой интерес у ребят вызывает задание не просто объяснить смысл
пословицы и поговорки, а самим подобрать пословицы, приметы, поговорки, характеризующие то или иное время года.
3. Чтение.
В период обучения грамоте в Азбуке, начиная с первых страниц, почти на каждом
уроке знакомимся с мудрыми русскими пословицами о труде, ученье, дружбе, мире,
семье, взаимоотношениях между людьми. Обязательно выясняем, чему учит каждая
пословица. Периодически проводятся игры: «Закончи пословицу» (Век живи, …) или
«Восстанови пословицу» (час, время, а, потехе, Делу), «Соедини части пословиц» ( Чтение, Старый друг, Береги землю родимую, лучше новых двух, как мать любимую, лучшее учение).
При изучении литературных произведений различных жанров заранее составляется
набор пословиц, предлагается ученикам выбрать наиболее близкие к основной мысли произведения, более точно характеризующие того или иного героя. В 3-4 классах ребята знают уже достаточно много пословиц и поговорок и вполне могут
самостоятельно подобрать их к произведению. Особенно интересно проходит эта работа при изучении сказок (как народных, так и авторских). Такие задания помимо всего прочего способствуют обогащению словарного запаса, развитию речи учащихся.
4. Русский язык.
На уроках русского языка диапазон применения пословиц и поговорок очень широк.
Вот некоторые примеры:
1)Использование пословиц при изучении словарных слов.
Обобщенный вид задания: - Знаешь ли ты пословицы с изучаемым словом? Какие? Что означает та или иная пословица (поговорка)? Когда мы так говорим? Запиши пословицу,
комментируя орфограммы, которые тебе встретились.
ДОРОГА Удороги конца нет. Знающий дорогу не устает. С хорошим попутчиком —
половина дороги.
ЯЗЫК Не спеши языком, торопись делом. Языком капусту не шинкуют. Язык до Киева
доведёт
УРОЖАЙ Больше землю удобряй, выше будет урожай. Хороший снежок урожай
сбережет.
Упустишь время — потеряешь урожай.
2) Использование пословиц на минутках чистописания.
Подбирается пословица, которая начинается с буквы, чаще всего встречающейся на предстоящем уроке, и содержит изучаемую орфограмму. Всегда разбирается смысл пословицы, в каком случае её можно использовать в своей речи.
Пример.4 класс.
Окончания глаголов 2-го лица в ед. числе (-ешь, -ишь)
а) прописываем строчку букву ш;
б) на второй строчке – пословицу, включающую новую орфограмму:
Шила в мешке не утаишь.
в) выделение окончания глагола, определение и обозначение лица глагола.
Спряжение глаголов.
а) прописываем буквы ет те ит ти;
б) И комар лошадь свалит, коли медведь подсобит.
в) выделяем окончания, определяем и обозначаем время и спряжение глаголов.
Или:
а) прописываем строчку заглавных и строчных букв: З, В, зв, вз;
б) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
в) обозначение спряжения, лица, числа и времени над глаголами;
3) Использование пословиц и поговорок при повторении отдельных тем или целых
разделов грамматики. Например, при повторении темы «Правописание падежных
окончаний имен существительных». Учитель накануне дает задание подобрать две-три пословицы со словом труд и записать их.
На уроке используется слайд с пословицами:
• Каков мастер, такова и работа.
• Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
• На работу с радостью, а с работы с гордостью.
• По работе и мастера знать.
Учащиеся читают пословицы, находят слово, которое повторяется во всех пословицах, устно ставят вопрос, выделяют окончание, определяют падеж имени существительного.
Использование пословиц и поговорок эффективно при повторении правописания
глаголов 3-го лица с частицей -ся и неопределенной формы глаголов с частицей -ся. Для этого каждый ученик готовит две карточки, на одной из которых крупными буквами пишет -тся, а на другой пишет -ться. На уроке учитель читает пословицы, а учащиеся, определив форму глагола, поднимают соответствующую карточку.
Примеры пословиц, которые могут быть использованы на этом уроке.
• Пшеница боится позднего дождя.
• Цветок не распустится — плод не завяжется.
• Науке учиться — старости нет.
• Железо без употребления покрывается ржавчиной.
• Золото и в болоте светится.
• Чтобы овладеть высоким мастерством, надо много трудиться.
• Нет реки, через которую нельзя было бы переправиться.
• Сталь ломается, но не гнется.
• Лиса дважды в капкан не попадается.
Использование пословиц и поговорок, в которых встречаются различные
орфограммы русского языка, способствует совершенствованию навыка грамотного
письма, развитию орфографической зоркости.
Список литературы:
1.Берсеньева Е.А. Русские пословицы и поговорки. М., Центрполиграф, 2010.
2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., Эксмо-Пресс, 2000.
3. Каланов Н.А. Словарь пословиц и поговорок о море. Пословицы и поговорки народов
мира о море, моряках и рыбаках. М., Моркнига, 2010.
4. Кузнецов Н.А. Пословицы и поговорки народов мира. М., АСТ, 2009.
5. Лаврентьева Е. Весёлые пословицы и поговорки, М., РОССА, 2013.
6. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. Электронная библиотека ЛитМир,
www.litmir.co/bd/?b=137894