Осознанное чтение в начальной школе
Тарадейко Инесса Витальевна
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Без чтения нет учения. Уметь учиться - это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением. Планируемые результаты освоения программного материала средствами смыслового чтения разработаны на основе системно-деятельностного подхода и определяют как уровень актуального развития этого навыка(выпускник научится), так и его ближайшую перспективу(ученик получит возможность научиться) прописаны в наших рабочих программах. Посредством смыслового чтения на каждом уроке школьники учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах. Так смысловое чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей. Учитывая важность данной работы, определена цель нашего- выявить наиболее эффективные технологии формирования смыслового чтения у младших школьников. Отсюда вытекают следующие задачи: 1. Определить эффективные методы и приемы работы по формированию смыслового чтения. 2. Раскрыть некоторые приемы работы на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: Одной из технологий смыслового чтения является - Технология продуктивного чтения Технология продуктивного чтения направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД), умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения(личностные УУД) Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом: (слайд) - Какие же приёмы можно использовать на 1 этапе чтения?
Приём «Ассоциация» - Какие ассоциации возникают у вас, когда вы читаете слово 2? (пара, кол-во) - А когда слышите слово двойка? (отметка) - Сегодня мы познакомимся с рассказом, автора которого вы узнаете, расшифровав анаграмму - Как вы думаете, по названию, о чем пойдет речь? - А если на иллюстрацию посмотреть. Предположите, о чем может быть рассказ? (связано со школой) - Скажите, захотелось ли вам узнать, почему автор назвал рассказ именно так? Я вызвала желание у детей читать. Значит, я решила задачу 1 этапа, используя приём Ассоциация, Анаграмма и тут же может быть использован приём Антиципация - прогнозирование содержания текста по иллюстрации, по заглавию, по фамилии автора.
2 этап - на данном этапе используется диалог с автором, необходимо найти скрытые вопросы, спрогнозировать ответы и сверится по ходу чтения с предположениями детей.
Я хочу привести пример диалога с автором на примере очень известного стих-я А.Л. Барто Представьте, что вы его никогда не слышали и не читали НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ
- Понятно ли вам кто герой произведения?
- А знакома ли она автору?
- Как вы догадались?
- В этой строчке известен ли возраст героини? (т.е. Таня может быть…)
- Что происходит с Таней?
- Предположите причину слёз маленькой Тани? Большой Тани?
- Таня плачет громко.
А можно ли плакать тихо?
- Почему же она плачет громко? (привлечь внимание, просит о помощи) УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК
- Что становится теперь понятным?
- Какая же перед нами Таня?
- Барто спрятала информацию м/ у строк
- Где происходит действие?
- Когда происходит событие?
Нам становится теперь понятно, что маленькая Таня, знакомая автору гуляла по берегу речки, играла с мячиком и уронила его в воду.
- А что же из-за этого плакать то?
Почему она плачет? (игрушка любимая) ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ
- Кому могут принадлежать эти слова?
- Как автор относится к девочке? (с любовью) Как вы это поняли?
- А теперь обратим внимание на слово - тише! Что оно значит - ты плачь, но не громко или вообще не плачь? (эти слова говорят, чтобы успокоить)
- Почему человек может её успокоить? Значит он что-то знает? (что с игрушкой ничего не случится) Давайте проверим свои предположения НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ
- Как же автор помог девочке? Он что ей объяснил?
- Значит мы узнаём о мячике какую информацию? (резиновый)
- А что мы можем сказать о человеке, который пришел на помощь? (человечный, добрый, любящий) И так, мы провели диалог с автором и подходим к вычитыванию концепта, к главной мысли.
- В чем по вашему заключается главная мысль произведения, урок, который преподнесла нам Барто? (сочувствию, сопереживанию, умению прийти на помощь в трудной ситуации) Каждый человек понимает конец произведения по своему в силу своего внутреннего духовного мира и глубокого прочтения произведения. НАША ТАНЯ….. Всего 4 строчки, всего 17 слов, а на них выросла вся Россия, а мы прочитали это произведение, как будто в первый раз и помогла нам в этом технология осознанного чтения.
3 этап - творческих заданий Детский кубик, на котором написаны начальные слова для заданий
-Придумай
-Назови
-Предложи
-Почему
-Объясни
-Поделись
-Придумайте продолжение истории с Таней.
Методы и приемы формирования смыслового чтения в начальной школе В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех уроках используются следующие приёмы и способы работы: анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в самоинструкцию, в алгоритм действий; вычитывание и обобщение информации, перевод информации в таблицы, диаграммы, рисунки, схемы, чертежи и т.п. выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы); высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст. Рассмотрим несколько методических приемов, которые можно использовать на любом уроке. 1. Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы «Тонкие» вопросы - вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы - вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
2. Приём «Составление краткой записи задачи» Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе. 3. Приём «Составление вопросов к задаче» Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные. 4. Приём «Вопросы к тексту учебника» Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в паре. 5. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» - «Ромашка Блума» Шесть лепестков - шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяются на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно - как принуждение к оправданию. В других случаях - направлены на установление причинно-следственных связей. Если
учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д. Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?». 6. Приём «Инсерт» Прием «Инсерт» - это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V - уже знал;
+ - новое;
- - думал иначе;
? - не понял, есть вопросы. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. 7. Приём «Кластер» Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер - способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
8. Приём «Ключевые слова» Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.
9. Приём «Верные и неверные утверждения» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно - «+», не верно - «-». 10. Приём «Верите ли вы…» Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы. 11. Приём «Синквейн» Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы)
Заключение Ученые установили, что на успеваемость школьников влияет более двухсот факторов. Фактором номер один является овладение навыками осознанного чтения. Смысловое чтение - это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов. При формировании смыслового чтения выступают не только художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация учебников, дополнительной литературы по всем учебным дисциплинам в начальной школе. Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям следующее:
выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала; формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником; предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности; повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах.