Проект (1 класс)
Наша Азбука
Сапунова Татьяна Валерьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 172 Санкт-Петербурга
Проект «Наша Азбука» рассчитан на три недели, проводится в 1 классе в конце периода обучения грамоте (март).
Все этапы проекта логически связаны между собой – от изучения отдельных букв до чтения книг.
Завершающим этапом проекта является открытое мероприятие (проводится учителем совместно с учениками и их родителями).
Цель проекта:
- подведение итогов работы по Букварю.
Задачи:
-
развитие познавательной активности и творческих способностей детей,
-
развитие коммуникативных навыков, умения работать сообща и дружно с одноклассниками, формирование коллектива,
-
воспитание у учащихся интереса к учебе, к чтению.
Оборудование:
-мультимедийный проектор, экран для проектора, диск с компьютерной презентацией,
-творческие работы детей (рисунки, сочинения),
-выставка детских книг (энциклопедии, сборники сказок).
ПЛАН ПРОЕКТА
Действия учеников |
Действия учителя |
Организационный этап |
|
|
-организует классный час, на котором совместно с учениками принимает решение об участии в проекте, предлагает детям примерный план этапов. |
Основные этапы |
|
1.Знакомство с Азбукой |
|
-каждый ученик выполняет творческую работу «Портрет буквы» -совместно с учителем дети выбирают из «Букваря» сказку для инсценировки, распределяют роли |
-стимулирует детей на выполнение творческих работ, -помогает детям в инсценировке выбранной сказки, проводит репетиции |
2.Конкурс чистописания |
|
-готовятся к конкурсу, отрабатывают написание букв и слов |
-подбирает для конкурса цитаты о русском языке из классических произведений |
3.Посещение школьной библиотеки |
|
-знакомятся с библиотекарем, -участвуют в беседе о правилах обращения с книгами, делятся своими знаниями о литературе, рассматривают книги, -выполняют творческую работу по итогам посещения библиотеки |
-договаривается со школьным библиотекарем о времени посещения, -сопровождает учеников, -нацеливает детей на выполнение творческой работы по итогам посещения |
4.Наши любимые книги |
|
-подбирают загадки и пословицы о книгах, -приносят в класс свою любимую книгу, -учат наизусть стихи о книгах |
-подбирает стихи о книгах и предлагает детям выучить их для праздника, -помогает детям организовать в классе выставку любимых книг -создает компьютерную презентацию для заключительного этапа проекта |
Заключительный этап «Праздник Букваря» Презентация проекта |
|
В мероприятии принимают участие учитель, ученики и их родители. Подведение итогов проекта, вручение наград и памятных дипломов об окончании «Букваря». |
Планируемые результаты
В проекте участвуют все дети, каждый ученик находит для себя интересное задание, имеет возможность проявить свои способности, почувствовать себя успешным ( кто-то впервые отважится прочитать свою творческую работу перед аудиторией, кто-то сам впервые сочинит стихи).
В процессе подготовки и проведения проекта дети лучше узнают друг друга, работа над проектом способствует созданию дружного коллектива, что особенно важно в первом классе.
План проведения мероприятия
«ПРАЗДНИК БУКВАРЯ»
(презентация итогов проекта)
Вступление.
Учитель:
- Совсем недавно вы стали первоклассниками, а сегодня у нас большой школьный праздник. Сегодня мы завершаем работу по нашему первому учебнику и подводим итоги проекта под названием «Наша азбука» (слайд 2).
Ученик :
- Агния Барто «Я выросла»
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой -
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
Ученик:
Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Мы прочтем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Учитель:
-Я вижу, что к нам на праздник пришла необычная гостья. Кто же это? (Азбука)
Итак, первый этап нашего проекта – знакомство с азбукой (слайд 3)
Ученица:
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про все, про все:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз.
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
-Я пришла сегодня к вам, чтобы проводить в волшебный мир знаний. А помогут мне в этом мои верные помощники - буквы.
Инсценировка сказки А.Шибаева с участием всех учеников класса (слайды 4, 5).
Всегда вместе
Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак. Кашлянули, потом чихнули:
– Кх! Пчх!
Зачем-то позвали кошку:
– Кс, кс, кс!
И заскучали… Вдруг: «Тсс!» Показалось им, что кто-то где-то рыдает. Прислушались.
– А-а-а! О-о-о! – кричали гласные. Они плакали, как малые дети, и аукались:
– Уа! Уа! Ау! Ау!..
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание): «БДМ ВСГД ВМСТ».
И услышали радостное, но тоже непонятное: «УЕ, ЕА, ЕЕ!»
Заключили буквы мир, снова встали рядом, внятно сказали:
«БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!»
И с тех пор никогда больше не разлучались.
Учитель:
-Все наши ученики выполняли творческое задание – создавали портрет буквы. Посмотрите, какими разными и интересными получились рисунки! Дети использовали краски, карандаши, выполнили яркие аппликации (портреты букв на доске + слайды 6,7,8).
Ученик:
Самуил Яковлевич Маршак
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от "А" до "Я".
Учитель:
-Второй этап нашего проекта – конкурс чистописания (слайд 9).
Ученик:
Мы теперь ученики, нам не до гулянья.
На дом задали писать первое задание!
Вот мы с мамой над столом
Дружно распеваем:
Вниз ведем, ведем, ведем –
Пла-авно закругляем!
Но противные крючки с острыми носами
У меня из-под руки выползают сами!
Телевизор не глядим, сказки не читаем,
Три часа сидим, сидим –
Пла-авно закругляем!
Вечер. Поздно. Спать идем.
Сразу засыпаем.
И во сне ведем, ведем - пла-авно закругляем…
Учитель:
-Писать красиво и аккуратно – это очень трудно! Наши ребята очень старались! Это было трудное задание: написать без ошибок вот это предложение: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.» ( К. Г. Паустовский )
-Давайте обсудим, как вы понимаете смысл этой фразы? (слайд 10)
-Победителями конкурса стали… (награждение победителей грамотами).
-Посмотрите, как красиво выполнили задание победители! (слайды 11, 12)
Ученик:
Сергей Михалков «Чистописание»
Писать красиво не легко:
"Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко".
За буквой буква, к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка, -
А я сижу, в тетрадь гляжу –
За буквой букву вывожу:
"Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко"...
Да! Стать учёным нелегко!
Учитель:
-Третий этап нашего проекта – посещение школьной библиотеки .
Ученик :
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых новостей ...?
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ!
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
Учитель:
-Давайте посмотрим фотографии и вспомним, о чем нам рассказала библиотекарь (слайды 13,14 ).
Ребята выполнили творческие работы, в которых поделились своими впечатлениями и нарисовали рисунки. Кто хочет озвучить и показать свою работу?
Выступления детей (слайды 15,16,17,18)
Учитель:
-Четвертый этап нашего проекта называется «Любимые книги» (слайд 19).
Ученик:
Валентин Берестов
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Учитель:
-Ребята, вы принесли сегодня свою любимую книгу. Объединитесь в группы по 4 человека, покажите ребятам свою книгу и расскажите о ней (слайд 20).
А к нам, ребята, в школу сегодня пришло письмо. На нем написано: «Ученикам 1 «в» класса ». Интересно, кто нам пишет? Давайте прочитаем! Кто из вас умеет хорошо читать? (слайд 21)
«Ребята!
1.Пожалуйста, обращайтесь с нами бережно! Не трогайте нас грязными руками.
2.Не пишите и не рисуйте на наших страницах ни ручкой, ни карандашом – это так некрасиво! 3.Обязательно при чтении пользуйтесь закладками.
4.Пожалуйста, помогите нам оставаться чистыми, а мы поможем вам стать умными и образованными.
Ваши друзья - книги».
Учитель:
-Какие еще правила обращения с книгами вы знаете?
-Русский народ сложил много загадок и пословиц о книгах. Какие вы знаете загадки о книгах?
«Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает».
«Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь в сотню раз умней!»
-Давайте обсудим - как вы понимаете смысл данных пословиц (слайд 22).
«Хлеб питает тело, а книга – разум».
«Золото добывают из земли, а знания – из книги».
-Почему знания сравнивают с золотом?
Заключение.
Учитель:
-Вы хорошо потрудились, научились читать и писать, впереди вас ждет много открытий на уроках русского языка и литературного чтения. Я поздравляю вас и хочу вручить каждому ученику памятный диплом об окончании Букваря! (слайды 23, 24)
Ученик:
Хорошая книга-
Мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично
Проводим вдвоем
И наш разговор
Потихоньку ведем.
С тобою дорога
Моя далека –
В любую страну
И в любые века.
Ты мне говоришь
Про дела смельчаков,
Про злобных врагов
И смешных чудаков,
Про тайны Земли
И движенье планет…
С тобой ничего
Непонятного нет!
Ты учишь правдивым
И доблестным быть,
Природу, людей
Понимать и любить.
Тобой дорожу я,
Тебя берегу,
Без книги хорошей
Я жить не могу!
Список литературы
1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Букварь» - М., Баласс, 2011
1.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» - М., Просвещение, 1991
2.Волина В. «Праздник букваря» - М., Просвещение, 1996г
3.Журналы «Начальная школа»