1 раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Концепции учебно-методического комплекса «Школа России», Примерной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2010), Рабочих программ Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной по литературному чтению, утверждённых Министерством образования и науки РФ (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2011), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
Ø овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора.
Ø развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
Ø обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информации* в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности дли своего самообразования.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
2раздел.
Общая характеристика курса.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы басни, драматические произведения.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка).
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.
Раздел «Внеурочная деятельность по литературному чтению» ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся, связанного с их читательской деятельностью: на создание проектов по литературным темам, обеспечивающих развитие литературно-творческих способностей учащихся; расширение круга чтения младших школьников в связи с проведением книжных выставок, литературных викторин, конкурсов чтецов и др. Подготовка проектов осуществляется детьми вместе с родителями под руководством учителя. Важно, чтобы учащиеся во 2 классе научились из большого количества информации выделять главное, необходимое. Проект выполняется во внеурочное время индивидуально, в парах или в группах. На уроках проводится защита проектов.
Темы проектов:
Ø О чём может рассказать школьная библиотека.
Ø Любимый детский журнал.
Ø Газета «День Победы – 9 Мая».
Ø Экскурсия к памятнику Славы в нашем городе.
Ø Подготовка к выставке книг «Мой любимый писатель – сказочник».
Ø Создание справочника «Зарубежные писатели – детям».
3 раздел.
Место курса в учебном плане.
Предмет литературного чтения в учебном плане определён 136 ч. (по 4 ч. в неделю). Курс рассчитан на 34 учебные недели.
4 раздел.
Результаты изучения курса.
Данная программа обеспечивает достижение следующих личностных, метопредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
Ø Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
Ø Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
Ø Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
Ø Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
Ø Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
Ø Формирование привычки к рефлексии.
Ø Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
Ø Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
Ø Развитие мышления, внимания, памяти.
Ø Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные результаты
Ø Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
Ø Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
Ø Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
Ø Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
Ø Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
Ø Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
Ø Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
Ø Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.
Ø Овладение навыками смыслового чтения текстов, умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Ø Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям.
Предметные результаты
Формирование умений:
Ø читать целыми словами с соблюдением литературных произносительных норм (скорость чтения не менее 60 слов в минуту);
Ø правильно ставить ударение в словах, четко произносить окончания слов, соблюдать необходимые паузы;
Ø читать про себя небольшие тексты с постепенным увеличением объема текста;
Ø выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
Ø слышать звучание стихотворения (мелодичность, ритмичность, особенности звукозаписи), понимать интонационный рисунок стихотворного произведения;
Ø читать в лицах небольшие диалоги из литературного текста;
Ø создавать монологи небольшого объема, связанные с прочитанным произведением;
Ø произносить в нужном темпе скороговорки, чистоговорки;
Ø сравнивать поступки героев прочитанных произведений и давать им свою оценку;
Ø находить в оглавлении учебника произведение по фамилии его автора и названию.
5 раздел.
Содержание курса.
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний, художественных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух
Планомерный переход от слогового к плавному осмысленному беглому чтению целыми словами. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Формирование способа чтения «по догадке».
Воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.
Выразительное чтение с соблюдением логических ударений и пауз, мелодики, верного темпоритма; передача эмоционального тона реплик персонажей, эмоционального характера произведения в целом.
Чтение «про себя»
Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте и в книге необходимую информацию.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текстов: художественных и научно-познавательных, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
Развитие способности к антиципации.
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным и вербальным планом.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение заглавия с содержанием текста. Определение темы и идеи произведения.
Определение, от какого лица ведется повествование (осознание образа рассказчика), способность представлять образ автора на основе его произведения.Выявление роли авторского присутствия в произведении.
Осознание роли пейзажа и портрета в художественном произведении.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств читаемого текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Определение собственного отношения к поступкам персонажей.
Выявление особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средства языка, структура (композиция), жанр, народное или авторское произведение.
Выделение опорных (ключевых) слов. Деление текста на части, озаглавливание, составление картинного и вербального плана. Воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: пересказ (частичный, подробный, творческий), рассказ по иллюстрациям.
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с научно-познавательными текстами
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей научно-познавательного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.Опорные (ключевые) слова. Выделение главного в содержании текста. Схема, модель текста. Воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему. Подробный, частичный и выборочный пересказ текста.
Библиографическая культура
Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и источник знаний. Элементы книги: содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Умение составлять представление о книге по обложке (прогнозировать тему, жанр, характер текста); умение ориентироваться в одной книге и в группе книг (5–6 книг).
Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание и освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: способность понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.
Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
Построение плана собственного высказывания с помощью учителя. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания (монолога).
Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в устном сообщении (описание, рассуждение, повествование).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по картине либо на заданную тему.
Круг чтения
Второклассники знакомятся с литературными произведениями по всем основным темам детского чтения: о родине, о подвигах, о детях, о природе (о растениях и животных, о временах года).
Во втором классе, где приоритетным является формирование навыка чтения, литературные произведения сгруппированы по методической цели обучения.
Те тексты, при работе над которыми основное внимание уделяется формированию осознанности чтения, входят в раздел под названием «Читая — думаем».
Произведения, при чтении которых необходима специальная работа над правильностью чтения (по предупреждению орфоэпических ошибок, а также на искажение звукобуквенного состава), включены в раздел под названием «Читаем правильно».
В раздел «Читаем быстро» входят такие произведения, при чтении которых целесообразно применение беглого чтения. Это, например, скороговорки (народные и литературные), «бесконечные» стихи и небольшие по объему и доступные по содержанию прозаические произведения, в основном, современных авторов, написанные в разговорном стиле.
При чтении произведений, расположенных в разделе «Читаем выразительно», проводится целенаправленная работа над интонационной выразительностью речи. В силу этого сюда, в первую очередь, включены эмоционально окрашенные стихотворения и басни, а также сказки и рассказы, содержащие диалоги.
Таким образом, во втором классе при акценте на активном формировании навыка чтения дети накапливают разнообразные литературные впечатления - о темах, жанрах, авторах.
6 раздел.
Тематическое планирование.
Тематическое планирование по литературному чтению.
№ п/п |
Дата
|
Тема |
Характеристика Деятельности обучающегося |
Страни-цы учебника |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) |
||||
1 |
|
Введение. Знакомство с учебником.
|
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотноситьих содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Пользоваться словарём в конце учебника. |
|
|
|
|
Самое великое чудо на свете (4 ч) |
|
2 |
|
Игра «Крестики-нолики» |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанных летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в школьной библиотеке. |
|
3 |
|
Самое великое чудо на свете.
|
Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в прочитанных произведениях. Объяснять пословицы по изучаемой теме. Предполагать содержание главы на основе названия. Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. |
3-5 |
4 |
|
Библиотеки. Проект «Почему интересно ходить в библиотеку?». |
Участвовать в коллективном проекте. Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. |
6-7 |
5 |
|
Книги.
|
Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану. Составлять рекомендательный список по темам. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении. |
8-12 |
Устное народное творчество (15 ч) |
||||
6 |
|
Устное народное творчество. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. |
14-15 |
7 |
|
Русские народные песни. |
Определять русские народные песни. Находить созвучные окончания слов в песне. Понимать образ деревьев в песне. Выразительно читать тексты русских песен. Сочинять колыбельные песни, опираясь на опыт создания народного творчества. |
16-19 |
8 |
|
Русские народные потешки и прибаутки. |
Различатьмалые жанры устного народного творчества. Находитьразличия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находитьслова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Сочинятьпотешки, прибаутки. |
20-21 |
9 |
|
Скороговорки, считалки, небылицы. |
Различатьмалые жанры устного народного творчества. Находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения. |
22-23 |
10 |
|
Загадки, пословицы, поговорки. |
Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице, соотносить содержание рассказа с пословицей. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределять пословицы и загадки по тематическим группам. |
24-27 |
11 |
|
Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…» |
Различатьмалые жанры устного народного творчества. Находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения. |
28-31 |
12 |
|
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». |
Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказки. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки. Придумывать собственные сказочные сюжеты. |
32-35 |
13 |
|
Сказка «У страха глаза велики». |
Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказки. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки. |
35-38 |
14 |
|
Сказка «Лиса и тетерев». |
Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказки. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки. |
39-41 |
15 |
|
Сказка «Лиса и журавль». |
Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказки. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки. |
42-44 |
16 |
|
Сказка «Каша из топора». |
Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказки. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки. |
44-47 |
17-18 |
|
Сказка «Гуси-лебеди». |
Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказки. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки. |
48-53 |
19 |
|
Викторина по сказкам КВН «Обожаемые сказки» |
Различатьмалые жанры устного народного творчества. Читать, выражая настроение произведения, опираясь на его ритм. Работать в группе. |
54-55 |
20 |
|
Обобщение по разделу. Проверим себя. |
Различатьмалые жанры устного народного творчества. Читать, выражая настроение произведения, опираясь на его ритм. Работать в группе. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. |
56-64 |
|
|
|
Люблю природу русскую. Осень (8 ч) |
|
21 |
|
Люблю природу русскую. Осень. |
Прогнозировать содержание раздела. Находить образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки. |
66-67 |
22 |
|
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…». |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Различать стихотворный и прозаический тексты. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
68 |
23 |
|
К.Бальмонт «Поспевает брусника…». А Плещеев «Осень наступила…». |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения. Представлять картины осенней природы. |
69-70 |
24 |
|
А Фет «Ласточки пропали…». |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Различать стихотворный и прозаический тексты. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
71 |
25 |
|
«Осенние листья» – тема для поэтов. |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте. Представлять картины осенней природы. Наблюдать за ритмом и рифмой стихотворного текста. |
72-75 |
26 |
|
В.Берестов «Хитрые грибы». |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Различать стихотворный и прозаический тексты. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
76-77 |
27 |
|
М.Пришвин «Осеннее утро». И.Бунин «Сегодня так светло кругом…» |
Читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя. Различать стихотворный и прозаический тексты. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Находить средства художественной выразительности. |
78-79 |
28 |
|
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». Проверим себя. |
Самостоятельновыполнять задания различного уровня сложности. Контролировать и оценивать свои достижения. |
80-82 |
Русские писатели (14 ч) |
||||
29 |
|
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» |
Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Называть волшебные события и предметы в сказках. |
84-87 |
30 |
|
Стихи А.Пушкина. |
Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать лирические произведения и чувствовать выраженное в них настроение. Находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение). |
88-89 |
31 |
|
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки. |
Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Называть волшебные события и предметы в сказках. Прогнозировать содержание сказки. |
90-99 |
32-33 |
|
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Называть волшебные события и предметы в сказках. Прогнозировать содержание сказки. |
90-99 |
34 |
|
Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина» |
Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Называть волшебные события и предметы в сказках. Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое. |
100-101 |
35 |
|
И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука». |
Отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру и модель басни. Понимать нравственный смысл басни, характер героев. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. |
102-105 |
36 |
|
И.Крылов «Стрекоза и Муравей». |
Отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру и модель басни. Понимать нравственный смысл басни, характер героев. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. |
106-107 |
37 |
|
Л.Толстой «Старый дед и внучек». |
Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить смысл пословицы и прозаического произведения. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое. |
108-111 |
38-39 |
|
Л.Толстой «Филиппок». |
Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить смысл пословицы и прозаического произведения. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое. |
112-116 |
40 |
|
Л.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже». |
Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить смысл пословицы и прозаического произведения. Составлять план рассказа. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое. |
116-119 |
41 |
|
Весёлые стихи. |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Различать стихотворный и прозаический текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
120-121 |
42 |
|
Обобщение по разделу «Русские писатели». Проверим себя. |
Выбирать книги по авторам и темам. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. |
122-124 |
О братьях наших меньших (12 ч) |
||||
43 |
|
О братьях наших меньших. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
126-127 |
44 |
|
Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…». И.Пивоварова «Жила-была собака…». |
Прогнозировать содержание текстов. Выбирать виды деятельности на уроке. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. |
128-129 |
45 |
|
В.Берестов «Кошкин щенок». |
Прогнозировать содержание текстов. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Определять героев произведения, характеризовать их. |
130-131 |
46 |
|
Домашние животные. |
Прогнозировать содержание текстов. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Определять последовательность событий. Выражать отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. |
|
47-48 |
|
М.Пришвин «Ребята и утята». |
Прогнозировать содержание текстов. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Составлять план, пересказывать подробно по плану. |
132-135 |
49-50 |
|
Е.Чарушин «Страшный рассказ». |
Прогнозировать содержание текстов. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. |
136-138 |
51 |
|
Б.Житков «Храбрый утёнок». |
Прогнозировать содержание текстов. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану. |
139-141 |
52 |
|
В.Бианки «Музыкант». |
Прогнозировать содержание текстов. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. |
142-145 |
53 |
|
В.Бианки «Сова». |
Прогнозировать содержание текстов. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. |
146-150 |
54 |
|
Обобщение и оценка достижений по разделу «О братьях наших меньших». Проверим себя. |
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. 151-156 |
151-157 |
Из детских журналов (9 ч) |
||||
55 |
|
Из детских журналов. |
Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке. Придумывать вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Отличать журнал от книги. |
158-159 |
56 |
|
Д.Хармс «Игра». |
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. |
160-164 |
57 |
|
Д.Хармс «Вы знаете?..» |
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. |
165-169 |
58 |
|
Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи». |
Прогнозировать содержание произведения. Придумывать вопросы по содержанию. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. |
170-173 |
59 |
|
Д.Хармс «Что это было?» |
Прогнозировать содержание произведения. Придумывать вопросы по содержанию. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. |
174 |
60 |
|
Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» |
Прогнозировать содержание произведения. Придумывать вопросы по содержанию. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. |
175 |
61 |
|
Ю.Владимиров «Чудаки». |
Прогнозировать содержание произведения. Придумывать вопросы по содержанию. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. |
176-177 |
62 |
|
А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». Подготовка к выполнению проекта «Мой любимый детский журнал». |
Прогнозировать содержание произведения. Придумывать вопросы по содержанию. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Распределять роли, находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать свой собственный журнал. |
177-180, 182-183
181 |
63 |
|
Обобщение по разделу «Из детских журналов». Проверим себя. Проект «Мой любимый детский журнал». |
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Участвовать в защите проекта «Мой любимый детский журнал».
|
184-186 |
Люблю природу русскую. Зима (9 ч) |
||||
64 |
|
Люблю природу русскую. Зима. |
Анализировать самостоятельно выполненную работу. Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборников. Соотносить загадки и отгадки. |
188-189 |
65 |
|
Стихи о первом снеге. |
Прогнозировать содержание произведений. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию. Читать выразительно, отражая настроение стихотворение. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. |
190-193 |
66 |
|
Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…». |
Прогнозировать содержание произведений. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию. Читать выразительно, отражая настроение стихотворение. Соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. |
194 |
67 |
|
С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза».
|
Прогнозировать содержание произведений. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. |
195-197 |
68 |
|
Сказка «Два Мороза». |
Прогнозировать содержание произведений. Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики. Читать выразительно. Соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения. |
198-202 |
69 |
|
С.Михалков «Новогодняя быль». |
Прогнозировать содержание произведений. Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики. Читать выразительно. Соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения. |
203-207 |
70 |
|
А.Барто «Дело было в январе…». С.Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз…». |
Прогнозировать содержание произведений. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. |
208-209 |
71 |
|
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». Проверим себя. |
Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
210-212 |
72 |
|
Игра «Поле чудес» |
Обобщить знания по разделу. |
|
Писатели – детям (17 ч) |
||||
73 |
|
Писатели – детям. |
Прогнозировать содержание раздела Воспринимать на слух художественный текст. Читать выразительно, выражая настроение произведения. |
4-5 |
74 |
|
К.Чуковский «Путаница». |
Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественный текст. Читать выразительно по ролям, выражая настроение произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения. |
6-10 |
75 |
|
К.Чуковский «Радость». |
Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественный текст. Читать выразительно, выражая настроение произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. |
11-12 |
76-77 |
|
К.Чуковский «Федорино горе». |
Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественный текст. Читать выразительно, выражая настроение произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения. Характеризовать героя, используя антонимы. |
13-23 |
78 |
|
С.Маршак «Кот и лодыри». |
Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественный текст. Читать выразительно, выражая настроение произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения. Характеризовать героя, используя антонимы. |
24-29 |
79 |
|
С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли». |
Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественный текст. Читать выразительно, выражая настроение произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. |
30-34 |
80 |
|
С.Михалков «Мой щенок». |
Прогнозировать содержание произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Воспринимать на слух художественный текст. Читать выразительно, выражая настроение произведения. Рассказывать о героях, выражая собственное отношение к ним. Соотносить смысл пословиц и содержание текста. |
35-37 |
81 |
|
А. Барто «Верёвочка». |
Прогнозировать содержание произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Воспринимать на слух художественный текст. Читать выразительно, выражая настроение произведения. Рассказывать о героях, выражая собственное отношение к ним. |
38-43 |
82 |
|
А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». |
Прогнозировать содержание произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Читать выразительно, выражая настроение произведения. Рассказывать о героях, выражая собственное отношение к ним. Осуществлять взаимоконтроль. |
44-46 |
83 |
|
А.Барто «Вовка – добрая душа». |
Прогнозировать содержание произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Читать выразительно, выражая настроение произведения. Рассказывать о героях, выражая собственное отношение к ним. Осуществлять взаимоконтроль. |
46-47 |
84 |
|
Н.Носов «Затейники». |
Прогнозировать содержание произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Рассказывать о героях, выражая собственное отношение к ним. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана и картинного плана. |
48-53 |
85 |
|
Н.Носов «Живая шляпа». |
Прогнозировать содержание произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Рассказывать о героях, выражая собственное отношение к ним. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана и картинного плана. |
54-59 |
87-88 |
|
Н.Носов «На горке». |
Прогнозировать содержание произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Рассказывать о героях, выражая собственное отношение к ним. Характеризовать героя, используя антонимы. Соотносить смысл пословиц и содержание текста. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. |
60-65 |
89 |
|
Обобщение по разделу «Писатели – детям». Проверим себя. |
Ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов, узнавать произведение по отрывку. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
66-70 |
Я и мои друзья (10 ч) |
||||
90 |
|
Я и мои друзья. |
Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. |
72-73 |
91 |
|
Стихи о дружбе и обидах. |
Прогнозировать содержание произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Соотносить смысл пословицы и основную мысль стихотворения. |
74-78 |
92 |
|
Н.Булгаков «Анна, не грусти!». |
Прогнозировать содержание произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа. Делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему. |
79-84 |
93 |
|
Ю.Ермолаев «Два пирожных». |
Прогнозировать содержание произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. |
85-86 |
94-95 |
|
В.Осеева «Волшебное слово». |
Прогнозировать содержание произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объяснять нравственный смысл рассказа. Понимать и объяснять поступки героев. Составлять план рассказа, пересказывать по нему. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. |
87-92 |
96 |
|
В.Осеева «Хорошее». |
Прогнозировать содержание произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объяснять нравственный смысл рассказа. Понимать и объяснять поступки героев. Составлять план рассказа, пересказывать по нему. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. |
93-95 |
97-98 |
|
В.Осеева «Почему?» |
Прогнозировать содержание произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объяснять нравственный смысл рассказа. Понимать и объяснять поступки героев. Составлять план рассказа, пересказывать по нему. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. |
96-103 |
99 |
|
Обобщение «Я и мои друзья». Проверим себя. |
Ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов, узнавать произведение по отрывку. Соотносить пословицы и содержание текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
104-106 |
Люблю природу русскую. Весна (10ч) |
||||
100 |
|
Люблю природу русскую. Весна». |
Анализировать самостоятельно выполненную работу. Прогнозироватьсодержание раздела. Выразительночитать стихотворения и загадки. Соотноситьзагадки и отгадки; сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. |
108-109 |
101 |
|
Стихи Ф.Тютчева о весне. |
Прогнозироватьсодержание произведения. Выразительночитать стихотворения. Представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины. Объяснятьотдельные выражения в лирическом тексте. |
110-112 |
102 |
|
Стихи А.Плещеева о весне. |
Прогнозироватьсодержание произведения. Выразительночитать стихотворения. Представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины. Объяснятьотдельные выражения в лирическом тексте. |
112-113 |
103 |
|
А.Блок «На лугу». |
Прогнозироватьсодержание произведения. Выразительночитать стихотворения. Представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины. Объяснятьотдельные выражения в лирическом тексте. |
114 |
104 |
|
С.Маршак «Снег теперь уже не тот…». |
Прогнозироватьсодержание произведения. Выразительночитать стихотворения. Представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины. Объяснятьотдельные выражения в лирическом тексте. Сравниватьстихотворения о весне разных поэтов. |
115 |
105 |
|
И.Бунин «Матери». |
Прогнозироватьсодержание произведения. Выразительночитать стихотворения. Находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев. Объяснятьотдельные выражения в лирическом тексте. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. |
116 |
106 |
|
А.Плещеев «В бурю». |
Прогнозироватьсодержание произведения. Выразительночитать стихотворения. Находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев. Объяснятьотдельные выражения в лирическом тексте. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. |
117-118 |
107 |
|
Е.Благинина «Посидим в тишине». |
Прогнозироватьсодержание произведения. Выразительночитать стихотворения. Находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев. Объяснятьотдельные выражения в лирическом тексте. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. |
119-120 |
108 |
|
Э.Мошковская «Я маму мою обидел». |
Прогнозироватьсодержание произведения. Выразительночитать стихотворения. Находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев. Объяснятьотдельные выражения в лирическом тексте. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. |
120-121 |
109 |
|
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Проверим себя. Подготовка к выполнению проекта «День Победы». |
Хорошо знать содержание и авторов прочитанных произведений. Читать стихотворения выразительно. Находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев, картины природы. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Ставить вопросы к стихотворениям. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения. |
122-126 |
И в шутку и всерьёз (10 ч) |
||||
110 |
|
И в шутку и всерьёз. |
Прогнозировать содержание раздела, планировать виды работ с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. |
128-129 |
111
|
|
Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?». |
Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. |
130-133 |
112-113 |
|
Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха. |
Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Восстанавливатьпоследовательность событий на основе вопросов. |
134-138 |
114 |
|
Э.Успенский «Чебурашка». |
Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливатьпоследовательность событий на основе вопросов. |
139-142 |
115 |
|
Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…». |
Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливатьпоследовательность событий на основе вопросов. |
142-145 |
116 |
|
Стихи Э.Успенского. |
Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливатьпоследовательность событий на основе вопросов. |
146-149 |
117 |
|
Стихи В.Берестова. |
Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки. |
150-152 |
118 |
|
Стихи И.Токмаковой. |
Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать произведения; характеризовать их героев. Придумывать собственные весёлые истории. |
153-154 |
119-120 |
|
Г.Остер «Будем знакомы» |
Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя антонимы. Восстанавливать последовательность событий по вопросам. Придумывать собственные весёлые истории. |
155-160 |
121-122 |
|
В.Драгунский «Тайное становится явным». |
Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя антонимы. Восстанавливать последовательность событий по вопросам. Инсценировать фрагменты рассказа. Придумывать собственные весёлые истории. |
161-167 |
123 |
|
Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». Проверим себя. |
Хорошо знать содержание и авторов прочитанных произведений. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения. |
168-170 |
124 |
|
Проект «День Победы». |
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Участвоватьв защите проекта. |
|
Литература зарубежных стран (12 ч) |
||||
125 |
|
Литература зарубежных стран. Подготовка к выполнению проекта «Мой любимый писатель-сказочник» |
Прогнозироватьсодержание раздела. Выбиратькнигу для самостоятельного чтения. Читатьвслух с постепенным переходом на чтение про себя. Восприниматьна слух художественное произведение. Участвоватьв проектной деятельности. |
172-173
219 |
126 |
|
Американские и английские народные песенки. |
Прогнозироватьсодержание произведения. Сравниватьпесенки разных народов с русскими песенками, находить сходства и различия. Объяснятьзначение незнакомых слов. |
174-178 |
127 |
|
Французские и немецкие народные песенки. |
Прогнозироватьсодержание произведения. Сравниватьпесенки разных народов с русскими песенками, находить сходства и различия. Объяснятьзначение незнакомых слов. |
178-181 |
128-129 |
|
Ш.Перро «Кот в сапогах». |
Прогнозироватьсодержание произведения. Объяснятьзначение незнакомых слов. Сравниватьгероев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходства и различия. Даватьхарактеристику героев произведения. Придумыватьокончание сказки. |
182-193 |
130 |
|
Ш.Перро «Красная шапочка». |
Прогнозироватьсодержание произведения. Объяснятьзначение незнакомых слов. Подробнопересказывать сказку на основе составленного плана. Придумыватьокончание сказки. Инсценироватьлитературные сказки зарубежных писателей. |
194-196 |
131 |
|
Г.-Х.Андерсен «Принцесса на горошине». |
Прогнозироватьсодержание произведения. Объяснятьзначение незнакомых слов. Определятьгероев произведения. Сравниватьгероев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходства и различия. Подробнопересказывать сказку на основе составленного плана. Инсценироватьлитературные сказки зарубежных писателей. |
197-199 |
132-133 |
|
Э.Хогарт «Мафин и паук». |
Прогнозироватьсодержание произведения. Объяснятьзначение незнакомых слов. Определятьгероев произведения. Сравниватьгероев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходства и различия. Подробнопересказывать сказку на основе составленного плана. Инсценироватьлитературные сказки зарубежных писателей. |
200-208 |
134 |
|
Проект «Мой любимый писатель-сказочник». |
Создавать свой собственный проект. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Участвоватьв защите проекта. |
|
135 |
|
Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Проверим себя. |
Хорошо знать содержание и авторов прочитанных произведений. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения. |
209-213 |
136 |
|
КВН «Цветик-семицветик». |
Хорошо знать прочитанные произведения, их авторов. Ориентироватьсяв тексте изученного произведения Восприниматьна слух художественное произведение. Определятьи характеризовать героев произведений. Придумыватьокончание произведения. Пересказыватьпроизведение по составленному плану. Инсценироватьпроизведение. |
|
7 раздел.
Материально-техническое обеспечение.
а) Книгопечатные.
Ø Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
Ø Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2013.
Ø Литературное чтение. 2 класс. Тетрадь для общеобразоват. Учреждений. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2013.
Ø Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011
Ø Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2011.
Ø Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Ø Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Ø Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Ø Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
б) Печатные пособия.
Ø Комплект портретов писателей и поэтов для начальной школы.
Комплект таблиц с репродукциями картин русских художников.
в) Технические средства обучения.
Ø Интерактивная доска «Смарт»
Ø Магнитофон
Ø DVD– диски: аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др. литературного чтения. М.: Просвещение, 2013.
Контрольные работы
I четверть
Контрольная работа по теме «Люблю природу русскую. Осень»
Вариант 1
А1. Определи жанр произведения.
У Сашки в кармашке шишки да шашки.
1 – частушка 3 – загадка
2 – скороговорка 4 – пословица
А2. В какой сказке один из персонажей – лиса?
1 –«Гуси-лебеди» 3 – «У страха глаза велики»
2 – «Колобок» 4 – «Каша из топора»
А3. Найди пословицу о труде.
1 – Близок локоть, да не укусишь.
2 – Всяк паучок знай свой уголок.
3 – Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
4 – Своя земля и в горсти мила.
А4. Какое утверждение соответствует описанию осени?
1 – Поспела в лесу земляника.
2 – Птицы собираются в стаи и улетают на юг.
3 – На снегу лисьи и волчьи следы.
4 – Трава выросла высокая-высокая.
А5. Определи жанр текста «Грибы» (с. 77 учебника).
1 – рассказ 3 – научная статья
2 – стихотворение 4 – сказка
В1. Найди героя сказки «Теремок».
1 – Иванушка 3 – Курочка Ряба
2 – Баба-Яга 4 – мышка-норушка
В2. Подбери рифму к слову «холоднее».
1 – холодно 3 – тёплый
2 – грустнее 4 – ветер
В3. Прочитай отрывок из стихотворения, вставь пропущенное слово.
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года … зовётся.
1 – солнечным 3 – грустненьким
2 – пасмурным 4 – осенью
С1. Допиши названия прочитанных сказок. Подчеркни ту, которая тебе больше всего понравилась.
1) «У страха ».
2) «Каша из ».
3) «Лиса и ».
С2. По нескольким словам догадайся, что это за стихотворение и кто его автор.
Запиши.
1) холоднее, грустнее, улетают, блистают, смеётся, проснётся
2) спится, темно, злится, окно
Вариант 2
А1. Определи жанр произведения.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи пойди-ка ты!
1 – считалка 3 – колыбельная песня
2 – загадка 4 – небылица
А2. Найди пословицу о Родине.
1 – Горька работа, да сладок хлеб.
2 – Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
3 – Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
4 – Друг в беде – настоящий друг.
А3. В какой сказке среди персонажей есть волк?
1 – «Гуси-лебеди» 3 – «Каша из топора»
2 – «Теремок» 4 – «Лиса и журавль»
А4. Какое утверждение соответствует описанию осени?
1 – С огородов и полей убрали последние овощи.
2 – Снег одел деревья в тёплые шубки.
3 – Весело распевают птицы.
4 – Трава блестит от росы
А5. Определи жанр текста М.Пришвина «Осеннее утро» (с. 78-79 учебника).
1 – рассказ 3 – научная статья
2 – стихотворение 4 – сказка
В1. Найди героя сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
1 – лиса 3 – волк
2 – курочка 4 – медведь
В2. Подбери рифму к слову «золотая».
1 – золото 3 – жёлтенькая
2 – осень 4 – стая
В3. Отгадай загадку.
Без крыл летит, без ног бежит,
Рукавом махнул – дерево погнул.
1 – дождь 3 – луч солнца
2 – ветер 4 – град
С1. Допиши названия прочитанных сказок. Подчеркни ту, которая тебе больше всего понравилась.
1) «Петушок и ».
2) «Гуси- ».
3) «Лиса и ».
С2. По нескольким словам догадайся, что это за стихотворение и кто его автор. Запиши.
а) цветы, кусты, на лугах, на полях
б) короткая, дивная, бодрый, паутины, праздной
II четверть
Контрольная работа по теме «Из детских журналов»
Вариант 1
А1. Кто автор сказки о рыбаке и рыбке?
1 – Л.Н.Толстой 3 – А.С.Пушкин
2 – И.А.Крылов 4 – В.Д.Берестов
А2. К какому произведению подходит пословица?
Учиться – всегда пригодится.
1 – «Филиппок» 3 – «Стрекоза и Муравей»
2 – «Сказка о рыбаке и рыбке» 4 – «Лебедь, Рак и Щука»
А3. Узнай название рассказа по этим словам:
скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь
1 – «Страшный рассказ» 3 – «Музыкант»
2 – «Храбрый утёнок» 4 – «Ребята и утята»
А4. Как звали храброго утёнка?
1 – Серёжа 3 – Алёша
2 – Миша 4 – Тимоша
А5. Какой из этих журналов не является детским?
1 – «Ёж» 3 – «Колобок»
2 – «Чиж» 4 – «Здоровье»
В1. Узнай героя по его описанию:
Неповоротливый, нерасторопный, идёт назад.
1 – Щука 3 – Лебедь
2 – Рак 4 – Муравей
В2. Кто из перечисленных авторов – поэт?
1 – Б.Житков 3 – М.Пришвин
2 – В.Бианки 4 – В.Берестов
В3. Как звучит настоящее имя Д.Хармса?
1 – Дмитрий Ювачёв 3 – Даниил Ювачёв
2 – Даниил Хармс 4 – Дмитрий Хармс
С1. Из каких произведений эти строчки? Запиши названия и авторов.
1) «Спасибо, что правду сказал».
2) «А пред нею разбитое корыто».
3) «Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки
кормить».
С2. «Собери» пословицу из данных слов, запиши её. К какому произведению она
подходит?
Час, делу, а, потехе, время.
Вариант 2
А1. Кто автор рассказа «Филиппок»?
1 – Л.Н.Толстой 3 – А.С.Пушкин
2 – И.А.Крылов 4 – В.Д.Берестов
А2. К какому произведению подходит пословица?
Весной пролежишь – зимой с сумой побежишь.
1 – «Лебедь, Рак и Щука»
2 – «Сказка о рыбаке и рыбке»
3 – «Филипок»
4 – «Стрекоза и Муравей»
А3. Узнай название рассказа по этим словам:
старик, мыши, клевер, корова
1 – «Страшный рассказ» 3 – «Ребята и утята»
2 – «Храбрый утёнок» 4 – «Сова»
А4. Кто напугал детей в страшном рассказе?
1 – ворона 3 – собака
2 – ёжик 4 – кошка
А5. Какой из этих журналов не издавался?
1 – «Ёж» 3 – «Курочка Ряба»
2 – «Мурзилка» 4 – «Весёлые картинки»
В1. Узнай героя по его описанию:
Упрямая, только своё дело знает, тянет в воду.
1 – Лебедь 3 – Щука
2 – Рак 4 – Стрекоза
В2. Какие произведения писали Б.Житков, Е.Чарушин, М.Пришвин, В.Бианки?
1 – стихи 3 – рассказы
2 – басни 4 – поэмы
В3. Кто автор цикла стихотворений «Детки в клетке»?
1 – С.Маршак 3 – Д.Хармс
2 – Б.Заходер 4 – Ю.Владимиров
С1. Из каких произведений эти строчки? Запиши названия и авторов.
1) «И вместе трое все в него впряглись».
2) «Там русский дух… там Русью пахнет».
3) «Учитель засмеялся и сказал: «Ты погоди хвалиться, а поучись».
С2. «Собери» пословицу из данных слов, запиши её. К какому произведению она
подходит?
Час, делу, а, потехе, время.
III четверть
Контрольная работа по теме «Я и мои друзья»
Вариант 1
А1. Кто такой К.Чуковский?
1 – композитор 3 – художник
2 – учёный 4 – писатель
А2. Кто такой «прусак»?
1 – чёрный паук 3 – чёрный таракан
2 – большой паук 4 – рыжий таракан
А3. Как зовут мальчика, который просыпался ночью десять раз?
1 – Петя 3 – Саша
2 – Вовка 4 – Сергей
А4. Когда герой стихотворения Э.Мошковской «вышел из обиды»?
1 – когда перед ним извинились
2 – когда он помирился со всеми
3 – когда он хорошо поел
4 – когда он съел пирог и проспал два часа
А5. Какое волшебное слово шепнул старичок мальчику?
1 –спасибо 3 – извини
2 – пожалуйста 4 – здравствуйте
В1. Что должно быть в стихах, кроме рифмы?
1 – ничего 3 – красивые слова
2 – мысли автора 4 – ритм, мелодия
В2. Какому времени года радуются все в стихотворении «Верёвочка»?
1 – зиме 3 – лету
2 – весне 4 – осени
В3. Узнай произведение по одному предложению.
Я скоро совсем убегу из дома.
1 – «Анна, не грусти!»
2 – «Почему?»
3 – «Волшебное слово»
4 – «Два пирожных»
С1. Узнай рассказ по ключевым словам. Укажи автора.
Строили, горка, скользко, песок, ступеньки.
Комод, шляпа, котёнок, кочерга, картошка.
С2. К каким из перечисленных рассказов можно отнести приведённые ниже пословицы?
Соедини их стрелками.
1) Кто дружбу водит, а) «Анна, не грусти!»
тот счастье находит.
2) Добрый человек добру и учит. б) «Два пирожных»
3) Больше одна мать заботится
о семерых детях, чем семеро в) «Волшебное слово»
детей об одной матери.
Вариант 2
А1. Кто такой Н.Носов?
1 – писатель 3 – художник
2 – композитор 4 – поэт
А2. Как называется устройство с сеткой для просеивания сыпучих материалов?
1 – сито 3 – корыто
2 – кочерга 4 – кадушка
А3. Какое отчество было у Федоры?
1 – Ивановна 3 – Егоровна
2 – Семёновна 4 – Степановна
А4. Объясни значение выражения.
Вовке всё было – трын-трава.
1 – Вовке было очень хорошо.
2 – Вовке было очень плохо.
3 – Вовке было всё равно.
4 – Вовка за всё переживал.
А5. Герой какого рассказа свалил свою вину на собаку?
1 –«Почему?»
2 – «Хорошее»
3 – «Анна, не грусти!»
4 – «Два пирожных»
В1. Что должно быть в стихах, кроме ритма?
1 – рифма 3 – волшебница-природа
2 – мысли автора 4 – красивые слова
В2. Подбери синоним к слову «лодырь».
1 – хулиган 3 – весельчак
2 – болтун 4 – лентяй
В3. Узнай произведение по одному предложению.
Так они записками и разговаривали.
1 – «Почему?»
2 – «Анна, не грусти!»
3 – «Два пирожных»
4 – «Волшебное слово»
С1. Узнай рассказ по ключевым словам. Укажи автора.
Комод, шляпа, котёнок, кочерга, картошка.
Игры, домик, сказка, волк, нога, трогать, испугаться, три поросёнка.
С2. К каким из перечисленных рассказов можно отнести приведённые ниже пословицы?
Соедини их стрелками.
1) Добрый человек добру и учит. а) «Два пирожных»
2) Лучше горькая правда, чем
сладкая ложь. б) «Почему?»
3) Больше одна мать заботится
о семерых детях, чем семеро в) «Волшебное слово»
детей об одной матери.
IV четверть
Контрольная работа по теме «Литература зарубежных стран»
Вариант 1
А1. Найди лишнее слово.
1 – снег 3 – листопад
2 – солнце 4 – сосулька
А2. Кто считает, что красивей всего – Мотылёк?
1 – Цветок 3 – Павлин
2 – Сова 4 – Птицы
А3. Этот забавный зверёк прибыл из густого тропического леса. Кто он?
1 – Чебурашка 3 – Вини-Пух
2 – крокодил Гена 4 – слонёнок
А4. Укажи название сказки Г.Х.Андерсена.
1 – «Красная Шапочка» 3 – «Принцесса на горошине»
2 – «Кот в сапогах» 4 – «Мафин и паук»
А5. Кто такой Освальд?
1 – страус 3 – паук
2 – ослик 4 – пингвин
В1. В стихотворении Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» говорится о борьбе:
1 – зимы с весной 3 – зимы с осенью
2 – весны с летом 4 – весны с осенью
В2. Как называл свои песенки Вини-Пух?
1 – песенки 3 – пыхтелки
2 – загадки 4 – нескладушки
В3. Кто появился на месте страшного паука?
1 – маленькая принцесса
2 – крохотная принцесса
3 – крохотная фея
4 – прелестная волшебница
С1. На каждой строчке перечислены герои одного произведения, но кто-то один – лишний.
Найди его и подчеркни.
1) Волк, лиса, бабочка, совы, сычи, дельфин.
2) Медвежонок, кролик, ослик, лиса, тигр, поросёнок.
3) Чебурашка, Чандр, Гена, Лена, Тобик, Шапокляк.
С2. По опорным словам узнай сказку, запиши её название.
1) Щенок, попугаиха, тюлень, червячок, пингвин, жираф, паук, ослик.
2) Мама, бабушка, внучка, волк.
Вариант 2
А1. Найди лишнее слово.
1 – метель 3 – капель
2 – дождь 4 – солнышко
А2. Кто считает, что красивей всего – темнота?
1 – Деревья и Травы 3 – Совы и Кроты
2 – Волк и Лиса 4 – Звери и Птицы
А3. Во что, гуляя, любил играть пёс бульдог?
1 – в прятки 3 – в салки
2 – в чехарду 4 – в лапту
А4. Укажи название сказки Э.Хогарт.
1 –«Кот в сапогах» 3 – «Принцесса на горошине»
2 – «Красная Шапочка» 4 – «Мафин и паук»
А5. Кто такой Мафин?
1 – жираф 3 – щенок
2 – пингвин 4 – ослик
В1. О чём говорится в стихотворении А.Плещеева «Сельская песенка»?
1 – о прилёте птиц 3 – о разливе рек
2 – об отлёте птиц 4 – о таянии снега
В2. Как не называл свои песенки Вини-Пух?
1 – пыхтелки 3 – шумелки
2 – сопелки 4 – сочинялки
В3. Что произошло с прелестной крохотной феей?
1 – она превратилась в красивый цветок
2 – она улетела в Волшебную Страну Фей
3 – она улетела в соседний сад
4 – она превратилась в прелестную бабочку
С1. На каждой строчке перечислены герои одного произведения, но кто-то один – лишний.
Найди его и подчеркни.
1) Мальчик, дяденька, мама, пожарный, милиционер.
2) Попугай, жираф, слон, мартышка, удав.
3) Собака, кошка, мышка, тучи, слёзы, гром, молния.
С2. По опорным словам узнай сказку, запиши её название.
1) Принц, принцесса, дождь, горошина.
2) Король, три сына, кот, людоед.