Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

________________________

(предмет)

« ___» _________ 2012 года

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР

 

________________________

 

« ___» _________ 2012 года

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ СОШ №254
с углубленным изучением английского языка

 

____________ Большакова И.В.

 

« ___» _________ 2012 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по     литературному чтению                 

(предмет, курс)

класс 2 в    

учитель        Валерьянова Ю.К.      

Ф.И.О

первая       

(квалификационная категория учителя)

 

 

 

 

 

2012 – 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности -чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

 

Нормативно-правовые документы

Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.32 п.7); федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.); федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»; приказ МО и Н РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-12 учебный год»;

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева

Программа «Литературное чтение», 2 класс, с.103. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса):

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В

Литературное чтение. «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс. В 2-х ч. Ч.1. –М.  :  Баласс,  2012.  -  208 с, ил. (Образовательная система  «Школа 2100» Серия «Свободный ум»). Рекомендовано  Министерством образования и науки РФ.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Тетрадь по литературному чтению. 2-й класс. Изд.2-е, испр. - М.: «Баласс», Школьный дом,  2012. - 64с, (Образовательная система  «Школа 2100» Серия «Свободный ум»). Допущено Министерством образования и науки РФ.

 

 

Место предмета в учебном плане ОУ

Уровень рабочей программы: базовый

В соответствии с учебным планом школы на преподавание литературного чтения во 2 классе отводится 4 часа в неделю (136 часов в год).

 

Общая характеристика учебного предмета

 

      В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2)  овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4)  определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

         Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

      Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

      На уроках литературного чтения ведущей является технология нормирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

 

   Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

 

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

 

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1.  Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащих ся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.  Перечитывание текста. Медленное  «вдумчивое»  повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста приёмы: (диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3.   Беседа  по содержанию в  целом. Обобщение  прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

   Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

 

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного,    дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи  текста или

совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление

о держания, художественной формы).

 

 Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и уме ющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предпо лагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культу рой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к понима нию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

 

Универсальные учебные действия

 

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций.

 

     Личностнымирезультатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

   Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

   Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

 

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помо щью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

-  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит технология

продуктивного чтения.

 

Познавательные УУД:

-  ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую: по дробно пересказывать небольшие тексты.

   Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития - формирование функциональной грамотности (первичных навыковработы с информацией).

 

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

   Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

 

   Предметнымирезультатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

-  понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее под ходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

-размышлять о характере и поступках героя;

-  относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и дру гие сказочные приметы;

- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(основное содержание) учебного курса

№ п/п

Темы (разделы)

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Кол-во практических работ

1

Вводный урок

1

 

 

2

"Там, на неведомых дорожках..."

23

1

 

3

Сказочные человечки

28

1

 

4

Сказочные богатыри

14

1

 

5

Сказка мудростью богата

22

1

 

6

"Сказка ложь, да в ней намёк..."

22

1

 

7

Самое обыкновенное чудо

26

1

 

 

 

 

 

 

 

Итого

136

6

 

 

 

Прохождение практической части программы

Триместр

Раздел

Всего часов

Контрольные работы
(общее количество часов)

Практическая часть
(общее количество часов)

Диктант

Контрольные работы

Контрольный тест

Лабораторные работы

Практические работы

1 триместр

1- 3

48

 

2

 

 

 

2 триместр

3-5

44

 

2

 

 

 

3 триместр

5-7

44

 

2

 

 

 

Всего:

 

136

 

6

 

 

 

 

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

РНП– урок работы с новым произведением

Р – уроки рефлексии

Вн.чт. – урок внеклассного чтения

К – урок контроля

(П) – повышенный уровень сложности

 

№ уроков

Дата проведения

Тема урока

 

Тексты, предлагаемые для чтения

тип урока

Элементы содержания

Планируемый результат обучения

1

2

3

 

4

5

6

  1.  

 

1 триместр.

Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы

 

 

Знакомство с новым учебником. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением

Знать способы ориентирования в учебнике.

Уметьразличать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация

«Там, на неведомых дорожках» (23 часа)

  1.  

 

Введение в раздел. Мир сказок нашего детства

Б. Заходер. «Моя Вообразилия», «Сказочка».

РНП

 

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать элементы книги;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план

  1.  

 

Русские народные сказки. Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

Народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

РНП

Произведения устного народного творчества. Произведения о добре и зле. Жанр произведения: народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Характер героев. Его поступки и мотивы. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты. Язык народных сказок Обучение пониманию скрытого смысла заголовка. (П)

  1.  

 

«Законы» волшебной сказки

Р

  1.  

 

Внеклассное чтение «Книги, прочитанные летом»

 

Вн.чт.

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (П)

  1.  

 

«Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок»

П. Ершов «Конёк-Горбунок»

РНП

Жанр: литературная сказка. Произведения о добре и зле. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, их последовательность. Герои произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (обязательные и по выбору);

– различать элементы книги;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

– приводить примеры из произведений фольклора;

– различать сказки народные и литературные

 

 

 

 

 

  1.  

 

Сказочный мир Петра Ершова

Р

Выразительное, осознанное чтение. Язык авторских сказок. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте (П)

  1.  

 

Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Р

Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения. Характер героя, его поступки и мотивы. Как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора (П)

  1.  

 

Проверка техники чтения

 

К

 

  1.  

 

«Добрым молодцам урок»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

РНП

Жанр: литературная сказка. Произведения о добре и зле. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Умение относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи). Характер героя, его поступки и их мотивы (П)

  1.  

 

Герои «Сказки о рыбаке и рыбке»

Р

Понимание содержания  литературного произведения: тема, события, их последовательность. Умение ставить вопросы по содержанию. Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия, материал для характеристики героя (П)

  1.  

 

Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Р

Построение небольшого монологического высказывания о произведении Развитие внимание к авторскому слову в художественном тексте, размышление по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово (П)

  1.  

 

Внеклассное чтение «Сказки А.Пушкина»

 

Вн.чт.

Умение работать с книгой

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (обязательные

и по выбору);

– различать элементы книги;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– приводить примеры из произведений фольклора;

– различать сказки народные и литературные.

 

 

  1.  

 

Авторская сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»

Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

РНП

Составление вопросов по содержанию прочитанного. Волшебные сказки В. Одоевского. Характер героя, его поступки и их мотивы. «Сказочные приметы» (П)

  1.  

 

«Какова работа, такова награда»

Р

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

  1.  

 

От сказки народной к сказке авторской

Р

Пересказтекста. Цитатный план (П)

  1.  

 

Как сказы сказываются

Павел Бажов «Серебряное Копытце».

РНП

Правильное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте. Жанр произведения: сказ (П)

  1.  

 

Чему учат сказы и сказки

Р

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и мотивы

  1.  

 

Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»

Сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса».

РНП

Жанр: народная сказка. Произведения о добре и зле, о приключениях. «Сказочные приметы». Умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы

  1.  

 

Добро побеждает зло

Р

Пересказ текста

  1.  

 

«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» - это сказка

 

Р

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

  1.  

 

Внеклассное чтение «Русские народные сказки»

 

Вн.чт.

Умение работать с книгой, оглавлением. Построение небольшого монологического высказывания о произведении

  1.  

 

Всех скороговорок не перескороговоришь

 

Р

Малые фольклорные жанры. Правильность чтения. Установка на постепенное увеличение скорости чтения

  1.  

 

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Там, на неведомых дорожках…»

 

К

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного произведения). Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения Соотнесение авторов, названий и героев произведений. «Сказочные приметы». Группы героев (П)

Сказочные человечки (28 часов)

  1.  

 

Введение в раздел. В стране Вообразилии

Голландская народная песенка «Морская прогулка».

РНП

Сказочные герои, придуманные авторами. Прогнозирование содержания текста на основе заглавия, иллюстраций и ключевых слов

Знатьназвания, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (обязательные

и по выбору);

– различать элементы книги;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– приводить примеры из произведений фольклора;

– различать сказки народные и литературные.

  1.  

 

Знакомство с Муми-семейством

Т. Янссон «Шляпа Волшебника».

РНП

Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Характер героя, его поступки и их мотивы.

  1.  

 

Тайны шляпы Волшебника

Р

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения

  1.  

 

Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника»

Р

Пересказ текста. Устное сочинение повествовательного характера

  1.  

 

Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника»

Р

Построение небольшого монологического высказывания о героях

  1.  

 

Внеклассное чтение. «Сказки Г.-Х. Андерсена»

 

Вн.чт.

Умение работать с книгой

  1.  

 

Опасное путешествие Бильбо

Дж.-Р.-Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи»

РНП

Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

  1.  

 

Путешествие продолжается

Р

Осознанное выразительное чтение

  1.  

 

Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс

Р

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

  1.  

 

Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс

Р

Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Характер героев, их поступки и мотивы

Знатьназвания, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (обязательные

и по выбору);

– различать элементы книги;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– приводить примеры из произведений фольклора;

– различать сказки народные и литературные

  1.  

 

Авторская сказочная повесть Дж. -Р.-Р. Толкина «Хоббит»

Р

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Построение небольшого монологического высказывания

  1.  

 

Смешная история

 

А. Милн «Винни-Пух», глава 3

РНП

Произведения зарубежной литературы о приключениях. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение. Умение задавать вопросы по содержанию

  1.  

 

Характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух»

 

Р

Герои произведения. Развитие умения находить в тексте материал для характеристики героя: речь героя

  1.  

 

Главный герой повести А. Милна «Винни-Пух»

Р

Пересказ текста от лица разных героев (П)

  1.  

 

Внеклассное чтение. «Сказки бр.Гримм»

 

Вн.чт.

Умение работать с книгой

  1.  

 

Песенки сказочных человечков

 

Р

Жанр произведения. Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений. Декламация

  1.  

 

Уроки Мальвины

 

А.Н. Толстой «Приключения Буратино»

РНП

Произведения отечественной литературы. Герои произведения. Восприятие их эмоционально-нравственных переживаний

  1.  

 

Друзья и враги Буратино

Р

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Понимание содержания прочитанного текста. Герои произведения. Восприятие их эмоционально-нравственных переживаний

  1.  

 

Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино»

Р

Развитие внимания к авторскому слову  в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами

  1.  

 

Повесть-сказка А. Толстого «Приключения Буратино»

Р

Построение небольшого монологического высказывания о произведении. Развитие умения находить в тексте материал для характеристики героя (П)

  1.  

 

Сказочный герой Чиполлино и его семья.

Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

РНП

Жанр: сказочная повесть. Умение работать с книгой: оглавлением, аннотацией. Характер героя, его поступки и их мотивы

  1.  

 

Чиполлино приходит на помощь

Р

Развитие умения осмысливать заглавие. Обучение выбору наиболее подходящего заглавия

  1.  

 

Чиполлино - настоящий герой

Р

Понимание содержания литературного произведения; тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Высказывание своего отношения к прочитанному

  1.  

 

Внеклассное чтение. Любимые герои - сказочные человечки

 

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Вн.чт.

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.). Характеры героев, их поступки и мотивы

  1.  

 

2 триместр.

Фантазии Астрид Линдгрен

«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

РНП

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Прогнозирование содержания художественного текста

 

  1.  

 

Кто же такой Карлсон?

Р

Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Характеры героев, их поступки и мотивы

  1.  

 

Карлсон - воплощение детской мечты

Р

Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

  1.  

 

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Сказочные человечки»

 

К

Понимание содержания литературного произведения: главная мысль, тема, события, их последовательность. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументирование своего мнения. Жанр: повесть-сказка

Сказочные богатыри (14 часов)

  1.  

 

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

РНП

Развитие внимание к авторскому слову в художественном тексте

Знатьназвания, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (обязательные

и по выбору);

– различать элементы книги;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– приводить примеры из произведений фольклора;

– различать сказки народные и литературные

  1.  

 

Былина как фольклорный жанр

 

Р

Фольклорный жанр: былина. Построение небольшого монологического высказывания о произведении

 

  1.  

 

Внеклассное чтение «Мифы и легенды Древнего мира»

 

Вн.чт.

Умение работать с книгой

  1.  

 

Богатырская «Сказка про Илью Муромца»

Богатырская «Сказка про Илью Муромца»

РНП

Жанр произведения: народная сказка. Понимание содержания произведения. Восприятие на слух. Осознанное чтение

  1.  

 

Илья Муромец - богатырь земли Русской

Р

Выразительное чтение, с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

  1.  

 

Илья Муромец - любимый народный богатырь

 

Былина «Илья Муромец и Святогор»

РНП

Участие в диалоге. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеры героев

  1.  

 

Проверка техники чтения

 

К

 

  1.  

 

Сравнение богатырской сказки и былины

 

Р

Составление небольшого монологического высказывания о произведении. Аргументация своего мнения с привлечением  текста произведения.

Различение жанров произведений

  1.  

 

Чем силён человек?

Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»

РНП

Произведения зарубежной литературы. Жанр: народная сказка

  1.  

 

Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв»

Р

Характер героя, его поступки и их мотивы

  1.  

 

Кому счастье помогает?

Дагестанская сказка «Богатырь Назнай»

РНП

Составление небольшого монологического высказывания о произведении. Аргументация своего мнения с привлечением  текста произведения. Развитие внимания к языку художественного произведения

  1.  

 

«Богатырь» Назнай

Р

  1.  

 

Внеклассное чтение «Славянские мифы»

 

Вн.чт.

Умение работать с книгой

  1.  

 

Мечты о смелых и отважных. Проверочная работа по разделу «Сказочные богатыри»

Н. Матвеева «Пираты».

РНП

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Сказка мудростью богата (22 часа)

  1.  

 

Введение в раздел.

Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?»

РНП

Понимание содержания литературного произведения. Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение работать с книгой

Знатьназвания, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– пересказывать текст (не более 1,5 с);

– делить текст на смысловые части;

– составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– различать жанры художественных произведений;

– использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении

Уметь:

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики;

– использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении

  1.  

 

Как мудрость в жизни помогает

Татарская сказка «Мудрый старик»

РНП

Произведения устного народного творчества. Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Различие жанров произведений, герои произведения.

  1.  

 

Чему учит бытовая сказка

Р

Устное изложение текста по плану. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты

  1.  

 

Киргизская сказка о мудрых людях

Киргизская сказка «Мудрая девушка»

РНП

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

  1.  

 

Герои киргизской сказки

Р

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

  1.  

 

Внеклассное чтение «Сказки о глупости и мудрости»

 

Вн.чт.

Умение работать с книгой

  1.  

 

Русская сказка о мудрых людях

Русская сказка «Мудрая дева»

РНП

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

  1.  

 

Мудрость ценят все народы

Р

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев

  1.  

 

К чему приводит жадность

Долганская сказка «Как появились разные народы»

РНП

Различие жанров произведений. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

  1.  

 

Где правда, там и счастье

Корейская сказка «Честный мальчик»

РНП

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

  1.  

 

Что высмеивают сказки?

Японская сказка «Настоятель и служка»

РНП

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Размышление над поступками героев

  1.  

 

Что высмеивают сказки?

Р

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

  1.  

 

Сказки о глупости

Русская сказка «Три калача и одна баранка»

РНП

Формулирование основной мысли текста (частей текста), соотнесение основной мысли и заглавия текста (части текста). Жанр: сказка-анекдот

  1.  

 

Внеклассное чтение «Устное творчество поморов»

 

Вн.чт.

Умение работать с книгой

  1.  

 

«Сказка о глупости» И. Франко

 

И. Франко «Сказка о глупости»

РНП

Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

  1.  

 

«Сказка - ложь, да в ней намёк...»

Р

Характер героя, его поступки и мотивы

  1.  

 

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по раздел «Сказка мудростью богата»

 

К

Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Жанр: сказка

  1.  

 

Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки

 

Р

Малые жанры. Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Малые фольклорные жанры

  1.  

 

Мудростью богаты. Русские народные загадки

 

Р

  1.  

 

Как придумать загадку? Литературные загадки

 

Р

Виды загадок, разновидности их структуры. Творческая работа: сочинение загадок

  1.  

 

Внеклассное чтение «Поморские сказки»

 

Вн.чт.

Умение работать с книгой

  1.  

 

Зачем поют колыбельные песни

 

Р

Малые фольклорные жанры. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих содержанию произведения. Авторские колыбельные песни

«Сказка – ложь, да в ней намек…» (22 часа)

  1.  

 

Введение в раздел

Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»

РНП

Различение жанров произведений. Стихотворение.

Выразительное чтение Выделение языковых средств художественной выразительности

Знатьназвания; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

  1.  

 

Мудрые сказки о животных

Рус. сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц»)

РНП

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Сказка. Восприятие на слух и понимание художественного произведения

  1.  

 

Кто сильнее?

Рус.сказка «Напуганные медведь и волки»

РНП

Произведения устного народного творчества. Различение жанров. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Работа с текстом

  1.  

 

Как ум и хитрость силу побеждают

Р

Различение жанров. Язык народных сказок

  1.  

 

Чего стоит ум?

Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы»

РНП

Произведения устного народного творчества. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея)

  1.  

 

Чем силён Симба?

Р

Самостоятельное формулирование вопросов к тексту по ходу чтения

  1.  

 

Проверка техники чтения

 

К

 

  1.  

 

Внеклассное чтение «Сказки Севера о животных»

 

Вн.чт.

Умение работать с книгой

  1.  

 

3 триместр.

Какие бывают развлечения?

Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил брат­ца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»

РНП

Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

  1.  

 

Сказки дядюшки Римуса

Р

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

  1.  

 

Братец Кролик - главный герой сказки

Р

Пересказ текста по плану. Герои произведения. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

  1.  

 

Любимые герои сказок

Р

Пересказ текста. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея)

  1.  

 

Какие вопросы задают сказки?

Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул»

РНП

Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

  1.  

 

Современные сказки о животных

Александр Курляндский «Ну, погоди!»

РНП

Произведения современной отечественной литературы. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Знатьназвания; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

  1.  

 

Как создаются мульфильмы

Р

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Обучение устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста

  1.  

 

Разные стихи о животных

Г.Сапгир «Песня», Л. Квитко «Смелые воробьи»

РНП

Произведения современной отечественной литературы. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация. Различение жанров произведений: стихотворение

  1.  

 

Внеклассное чтение «Стихи поэтов Мурманской области о природе»

 

Вн.чт.

  1.  

 

Разные стихи о животных

Л. Квитко «Весёлый жук», Ю. Мориц «Резиновый ёжик»

РНП

  1.  

 

Авторские считалки

 

Р

Малые жанры. Считалки

  1.  

 

О чём говорят считалки?

Б. Заходер «Считалия»

РНП

Произведения современной отечественной литературы. Декламация

  1.  

 

Колыбельные русских поэтов

А.Майков «Колыбельная», М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...»

РНП

 

  1.  

 

Обобщение по разделу. Проверочная работа по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…»

 

К

Произведения устного народного творчества. Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания. Различение жанров произведения

Самое обыкновенное чудо (26 часов)

  1.  

 

Введение в раздел

Г. Горбовский. «Розовый

слон»

РНП

Произведения современной отечественной литературы. Различение жанров. Стихотворение. Декламация. Восприятие и понимание эмоционально-нравствен-ных переживаний.

Знатьназвания, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– различать жанры художественных произведений;

  1.  

 

Внеклассное чтение «Литературные стихи-сказки»

 

Вн.чт.

Умение работать с книгой

  1.  

 

Чего не могут взрослые?

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

РНП

Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Декламация

  1.  

 

Знакомство с маленьким принцем

Р

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

  1.  

 

Лекарство от одиночества

Р

Характер героев и мотивы их поступков

  1.  

 

Секрет Лиса

Р

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

  1.  

 

Секрет счастья

Дж. Родари «Солнце и туча»

РНП

Выделение языковых средств художественной выразительности. Творческая работа: сочинение сказки

  1.  

 

Мечты о чудесах

Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В. Орлов «Я рисую море»

РНП

Произведения зарубежной литературы. Выразительное чтение. Различение жанров: сказка, стихотворение

  1.  

 

Чудеса вокруг нас

В. Берестов «Честное гусеничное»

РНП

Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части

  1.  

 

Внеклассное чтение «Добрые сказки»

 

Вн.чт.

Умение работать с книгой

  1.  

 

Необычное в обычном мире

В.Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»

РНП

Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте

  1.  

 

«Другие» сказки

В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка»

РНП

  1.  

 

Музыкальные сказки Г. Цыферова

«Град», «Про чудака лягушонка»

РНП

Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте

Знатьназвания, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– различать жанры художественных произведений;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг

  1.  

 

Очеловеченный мир сказок Б.Сергуненкова

Сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик»

РНП

Обучение придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия, пониманию скрытого смысла заголовка

  1.  

 

Б.Сергуненков «Кот белый - кот чёрный»

 

РНП

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

  1.  

 

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по разделу «Самое обыкновенное чудо»

 

К

Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея). События, их последовательность

  1.  

 

Внеклассное чтение «Сказки-миниатюры»

 

Вн.чт.

Умение работать с книгой

  1.  

 

Сказки-игры Дж. Родари

«Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»

РНП

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

  1.  

 

Проверка техники чтения

 

К

 

  1.  

 

Весёлые стихи

Стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева

РНП

Произведения современной отечественной литературы. Различение жанров. Стихотворение. Выразительное чтение. Восприятие на слух и понимание художественных произведений

  1.  

 

Весёлые стихи

М.Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!»

РНП

Произведения современной отечественной литературы

  1.  

 

Какая душа у поэта?

Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»

РНП

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать)

  1.  

 

Итоговая тестовая работа

 

К

Чтение незнакомого текста про себя, понимание и анализ текста, озаглавливание и составление плана текста

  1.  

 

Внеклассное чтение «По дорогам сказки»

 

Вн.чт.

Умение работать с книгой

  1.  

 

Обобщение по разделу. Проверочная работа по теме «Самое обыкновенное чудо»

 

К

Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея). События, их последовательность

  1.  

 

Что мне читать летом?

 

Вн.чт.

Обзор произведений для летнего чтения будущих третьеклассников

               

 

 

 

 

 

 

 

 


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

 

  В результате изучения данного предмета во 2-м классе учащийся должен:

Знать/понимать:

- название, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

-жанры произведений: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;

Уметь:

- осознанно, правильно, выразительно  читать целыми словами подготовленный текст, темп чтения вслух 55-60 слов и выше, про себя — на 10 и более слов больше;

- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

-  делить текст на части, озаглавливать части;

- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

- пересказывать текст подробно и выборочно;

-составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

- размышлять о характере и поступках героев;

- высказывать свое отношение к прочитанному;

- различать народную и авторскую сказку;

- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, нейтральные персонажи, герои-помощники);

- соотносить авторов, названий и героев прочитанных произведений.  

 

 

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется с помощью контрольных работ по различным видам речевой деятельности в конце каждого раздела (чтение, аудирование, говорение, письмо). Характер тестов для проверки лексико-грамматических навыков и речевых умений доступен для учащихся и построен на пройденном и отработанном материале. Предлагаемые задания тестов и контрольных работ имеют цель показать учащимся реальный уровень их достижений и обеспечить необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения языка.

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аппаратные средства:

  1. компьютер
  2. проектор
  3. принтер

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

2. Методические рекомендации для учителя. Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова, М.А.Яковлева, М., Баласс, 2012.

  3. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст» (Пособие для учителей начальных классов) Автор О.В. Соболева (Москва «Баласс» 2009 г.)

 

СПИСОК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

  1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В
  2. Литературное чтение. Учебник «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс. В 2-х ч. Ч.1. –М.  :  Баласс,  2012.  -  208 с, ил. (Образовательная система  «Школа 2100» Серия «Свободный ум»). Рекомендовано  Министерством образования и науки РФ.
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
  4. Тетрадь по литературному чтению. 2-й класс. Изд.2-е, испр. - М.: «Баласс», Школьный дом,  2012. - 64с, (Образовательная система  «Школа 2100» Серия «Свободный ум»). Допущено Министерством образования и науки РФ.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»