Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает
Тема |
Буквы ю, Ю, обозначающие звуки [й’у] |
Педагогическая цель |
Создание условий для ознакомления учащихся с гласными буквами Ю, ю; развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока |
Открытие новых знаний |
Планируемые результаты (предметные) |
Обозначают слияние [й’у] буквой ю; объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах; называют особенность буквы Ю (обозначать целый слог-слияние – два звука); приводят примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность; сравнивают звуковой состав слов и их буквенную запись; формулируют способ чтения буквы Ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ по иллюстрации; |
Личностные результаты |
Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил и норм поведения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию). Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звуки [j’у], [’у] и гласные буквы Ю, ю. Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Гласные буквы Ю, ю; звуки [j’у], [’у]; слого-звуковой анализ слова. |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку. Посмотрите глазками, все ли у Вас принадлежности лежат красиво. Садитесь. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
|
|
II. Актуализация и пробное учебное действие (3 мин) |
– Посмотрите на ленту букв. Как много букв мы уже изучили. Определите лишние буквы: а,о,с,у,ы. м,р,л,к,ж т,к,п,б,ш назовите пары: ш-?....
|
Выбирают нужные буквы |
|
III. Выявление места и причины затруднения (5 мин) |
- На какие две группы можно разделить все нами изученные звуки. Слайд 2 Звуки Гласные Согласные Ударные безударные звонкие глухие Твердые мягкие - Я буду указывать на буквы гласных звуков, а вы петь звук, который обозначает эта буква. А О У Ы И - Назовите буквы, которые я пропустила. Я Ё Е - Почему я их пропустила? - Давайте вспомним про особенность этих букв. (ответы детей сопровождаются демонстрационными схемами) -Отгадайте загадки. Слайды 3,4 Что общего в словах-отгадках? - Кто уже догадался, какая сегодня тема урока? - Чему мы должны научиться на уроке? -Какая перед нами сегодня стоит цель? |
- гласные и согласные [А О У Ы И ] - Эти буквы могут обозначать один или два звука. (называют в какой позиции) Активизируют знания. Разогревают речевой аппарат. |
. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин) |
Рассмотрите картинки слайд 5 БРЮКИ ЮЛА ПОЮ – Рассмотрите картинки, что на них изображено? – В парах запишите эти слова буквами, используя только изученные нами буквы. - С какой трудностью вы встретились? - К какому выводу мы пришли? - Так что мы должны узнать, чему научиться? – Сегодня мы познакомимся с новой буквой, узнаем ее секрет, научимся писать новую букву, слоги и слова с нею. |
- рассматривают таблички, называют слова - Работают в парах слова. - Нам нужна новая буква - Мы должны узнать новую букву, научиться читать с ней слова. Принимают учебную задачу |
|
V. Реализация поставленной задачи на уроке (10 мин) |
- А что нам нужно для того, чтобы узнать новую букву? - Произнесем слово ЮЛА. Слайд 6 Какие звуки мы слышим в начале этого слова? [й’у]. - Слова у вас есть 1 группа – юла 2 группа – пою 3 группа – брюки - Произнесите слова, послушайте как расположены звуки, постройте схему и проговорите объяснение. |
- Нам нужно построить схему, а для этого нужны слова. - Выполняют слого-звуковой анализ слов. Выделяют звуки Буква ю обозначает 2 звука в начале слова и после гласного и 1 звук после мягкого согласного. Проверяют по учебнику. |
|
Дыхательная,речевая гимнастика |
Подуем свечки.(дыхательная гимнастика) Реч.разминка са,со,сы,су мы увидели лису за,зо,зы,зу накормили мы козу |
Готовятся к чтению |
|
VI.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4 мин) |
Работа по учебнику. Стр. 47, чтение слов. Работа по картине Работа по учебнику. Стр.48 - Такое замечательное стихотворение написал известный писатель Б.Заходер Слайд 7 |
Читают слова, составляют схемы. Читают текст. |
|
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(5 мин) |
Так с какой буквой в процессе исследования мы познакомились? Что мы о ней узнали? (схема) Куда поместим на ленте? Работа парами. Предлагает работу на карточках: подчеркнуть слова, где ю обозначает 2 звука Слайд 8 Проверка Слайд 9 |
- Мы познакомились с буквой Ю - Буква ю обозначает один звук…. Два звука….. Делают вывод, обобщают. |
|
VIII.Включение в систему знаний и повторение (3 мин) |
(-Мы сегодня узнали о том, что буква ю имеет два звука, когда стоит в начале слова или после гласного звука. -Мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать буквами Я,Ё,Е,И,Я ). На доске слова: ЮБКА, СТОЮ, ЛЮК -В каком слове буква ю обозначает 2 звука, а в каком 1? – Найди на изображении слова с буквой ю Слайд 10 |
Находят мягкие согласные, Распознают букву Ю в словах |
|
IX. Рефлексия учебной деятельности (3 мин) |
– Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? - Возьмите смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению в конце урока, встаньте в круг. Какое у нас настроение? Почему? Слайд 11 |
Отвечают на вопросы учителя. Оценивают своё эмоциональное состояние. Устанавливают причинно-следственные связи |
|
|
– Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок! Слайд 12 |
Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке. Показывают смайлики |
|