Урок литературного чтения в 3 классе. УМК «Перспектива»
Мы идём в библиотеку. Сборник сказок
Шипилова-Кубашева Евгения Александровна
учитель ГБОУ СОШ № 68
Калининского района Санкт-Петербурга
учитель ГБОУ СОШ № 68
Калининского района Санкт-Петербурга
Цель урока: выявить особенности волшебной сказки
Задачи урока:
- познакомить с особенностями волшебной сказки;
- учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок;
- учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана;
- учить работать с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, самостоятельно анализировать содержание текста)
Планируемый результат. Формирование УУД.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценка выполненных действий.
Познавательные: осмысление особенностей волшебной сказки, выявление причинно-следственных связей, самостоятельное ориентирование в учебной и художественной литературе.
Коммуникативные: формулирование собственного аргументированного мнения, формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, презентация информации, участие в учебном диалоге.
Организация образовательного пространства.
Ресурсы и оборудование.
- Л.Ф.Климанова. Учебник. Литературное чтение. 3 класс. Часть 1
- Мультимедийный проектор.
- Выставка книг- сборников сказок.
Формы работы.
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Ход урока.
1. Организационный этап
Цели | Учебно-познавательная деятельность |
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации составление плана совместных действий |
Осмысление темы раздела «Волшебные сказки». Работа в группах. Диалог: учитель – рассуждения детей - Прочитайте название раздела. - Какие слова являются опорными (ключевыми) в данной теме? - Рассмотрите внимательно с.48-49 учебника. Можете ли вы построить план сегодняшнего урока? Обсудите план в группах. После обсуждения выставляется план урока: - Знакомство с темой урока. - Определение ключевых понятий урока. - Классификация сказок. Особенности сказок. - Выявление особенностей волшебной сказки. |
2. Актуализация знаний.
Цели | Учебно-познавательная деятельность |
активизировать желание изучения темы стимулировать эмоционально-ценностное отношение к изучению сказок |
Определение ключевых понятий. (Можно предложить учащимся разминку «Угадай сказки») А дорога далека, - Ах, ты, Петя, - простота, И корзина нелегка, Сплоховал немножко: Сесть бы на пенек, Не послушался кота, Съесть бы пирожок. Выглянул в окошко. («Маша и Медведь») («Кот, Петух и Лиса») Красна девица грустна: Нет ни речки, ни пруда, Ей не нравится весна, Где воды напиться? Ей на солнце тяжко, Очень вкусная вода Слезы льет бедняжка. В ямке из копытца! («Снегурочка») («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») Диалог: учитель - рассуждения детей - Какие сказки называются народными? - Что такое присказка? - Какие сказочные предметы вы знаете? Викторина «Угадай, из какой сказки предмет» 1. Мёд («Винни-Пух и все-все». А.Милн) 2. Горошина («Принцесса на горошине». Г-Х. Андерсен) 3. Волшебное зеркало («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин) 4. Красная Шапочка («Красная шапочка»Ш.Перро) 5. Сапоги-скороходы («Маленький Мук» В.Гауф) и др |
3. Творческая минутка
Цели | Учебно-познавательная деятельность |
пробудить воображение, стимулировать творческий интерес, адекватно использовать речевые средства |
Стимулирование творческих способностей. Слайды: изображения волшебных предметов. (шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет) - Дети рассказывают, что это за предмет, в чем заключается их волшебная сила, из какой они сказки. - «Мой волшебный предмет» - дети придумывают и рассказывают про свой волшебный предмет, обладающий необыкновенными свойствами. Варианты: Можно предложить детям создать музей волшебных предметов и провести по этому музею экскурсию |
4. Физкультминутка
Прогулка по сказочному лесу.
5. Основная часть. Работа над темой.
Цели | Учебно-познавательная деятельность |
формирование умения самостоятельно ориентироваться в учебной и художественной литературе. осмысление особенностей волшебной сказки формирование умения давать характеристику герою волшебной сказки формулирование собственного аргументированного мнения выявление причинно-следственных связей сюжетной линии сказки |
А. Работа с выставкой книг в группах. Диалог: учитель - рассуждения детей - Дайте название выставке. - Прочитайте названия сказок в учебнике. Знакомы ли они вам? - Какие сказки представлены на выставке книг? Докажите, что книги выбраны правильно. Б. Выполнение задания в группах. - Разделите предложенные сказки на группы: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. - Обоснуйте свой выбор. - Какие сказки можно добавить в эти группы? В. Исследовательская работа. Выявление особенностей волшебной сказки. Работа над русской народной сказкой «Снегурочка» в группах. Диалог: учитель - рассуждения детей - Кто герой волшебной сказки? - В чем особенности волшебной сказки? - Обсудите сюжетную линию сказки, попробуйте выявить и обсудить отличия сказки. - Отражается ли в сказках мечта народа о счастье? - Всегда ли в сказке добро побеждает зло? Главная мысль сказки. Чтение диалога Ани и Вани на с. 49. Работа в парах. Выводы. Особенности волшебной сказки: Есть герой. Есть животные-помощники. Есть отрицательные герои. Испытания в волшебном мире героев сказки. Волшебные превращения. Волшебные предметы. |
6. Заключение.
Цели | Рефлексивная деятельность. Самоанализ и самооценка ученика |
оценивание результатов деятельности, соотношение учебных действий с планом урока | Обсуждение выполнения плана, составленного в начале урока. - Какие изменения можно внести в этот план? - На какие вопросы вы могли бы ответить? По итогам урока учащиеся с помощью смайликов выражают свое эмоциональное состояние, выбирая соответствующую формулировку |
Домашнее задание
Цели: - формирование умения работать с книгой (классифицировать книги по разным основаниям, самостоятельно анализировать содержание текста);
-формирование умений самостоятельно определять структуру сказки, характеризовать героев, определять главную мысль произведения;
- формулирование собственного аргументированного мнения, формирование умений находить необходимую информацию в книге, тексте, презентации информации.
А. Работа с книгой.
Найдите в домашней библиотеке книгу сказок. Представьте эту книгу по плану:
1. Автор…
2. Это книга … (сборник или книга, в которой одно произведение)
3. В книге представлены сказки…
4. Совет друзьям…
Б. Исследовательская работа. Выявление особенностей волшебной сказки.
В ходе исследовательской работы учащимся предстоит решить, в чем проявляются особенности волшебной сказки у разных народов .
Цель: исследование волшебной сказки.
Задачи:
- прочитать волшебные сказки разных народов;
- самостоятельно определять структуру сказки;
- характеризовать героев сказок.
Этапы исследования:
- Найдите сказки разных народов, похожие по сюжету.
- Сравните прочитанные сказки. Данные занесите в таблицу:
Параметры сравнения | Сказка | Сказка |
Структура сказки | ||
Герои сказки | ||
Главная мысль | ||
Волшебные помощники | ||
Волшебные предметы |