Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок  чтения во 2-м классе.
Сказка Валентина Петровича Катаева «Цветик- семицветик»
Смирнова Марина Владимировна
Цели:
Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик – семицветик”.
Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся.
Совершенствовать читательский опыт, расширять читательский кругозор.
Формировать навыки работы с книгой.
Продолжить работу по усвоению нравственных норм бытия; воспитанию милосердия и отзывчивости.
Оборудование:
портрет В.П.Катаева
выставка книги В.П. Катаева; отдельный раздел: книга “Цветик – семицветик” разных изданий
большая аппликация “Цветик-семицветик”
аппликация “Цветик-семицветик” с одним лепестком каждому ученику
плакаты с пословицами
Ход урока:
1.Организационный момент
- Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Да, да! Я не ошиблась – путешествие, но путешествие не обычное, а по страницам книги. 
-Как можно путешествовать по книге?
- Нет ничего интереснее, чем наши волшебные книги. Книги - наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и родным просторам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.
-. Мне лишь остается добавить, что, подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем. Аккуратно обращаться с книгой.
3.Работа над жанром.
Беседа с учащимися 
-С какими жанрами детской литературы мы встречаемся на уроках?(рассказ. басня, стихотворение, сказка)
- Сказка - один из самых популярных жанров устного народного творчества . В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло.
- На какие группы по авторам можно разделить все сказки?(авторские и народные)
- Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Почему они так называются? Кем писались, сочинялись народные сказки? 
(Народные сказки назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора). 
- Ребята, давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются сказки? 
( Правильно, ребята! Сказки часто начинаются словами: жили-были…; в некотором царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво пил…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!) 
- Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовем их. 
( Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных). 
- Ребята, как вы думаете. Почему сказки поделили именно на три группы? 
(В сказках о животных главными героями являются животные, волшебными называются сказки благодаря необыкновенным чудесам, сказочным предметам, а в бытовых сказках часто рассказывается о житье-бытье простого народа, о их героических или, наоборот, о поступках, в которых высмеиваются такие человеческие пороки, как жадность, глупость и т.д.) 

- Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль.
ФИЗМИНУТКА
2.Сообщение о писателе
Катаев Валентин Петрович
Когда вы были маленькими мамы и бабушки читали вам сказку о чудесном и загадочном цветке который исполняет желания. И сегодня мы узнаем кто же написал для вас сказку "Цветик -семицветик" и ещё несколько прекрасных сказок. Имя этого писателя Валентин Петрович Катаев.
Повесить портрет писателя, его домик и цветы.
Валентин  Петрович Катаев родился   в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева. Его отец  был очень образованным человеком учился на историко-филологическом факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью.
Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью  генерал-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями.
Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался сыновьям.
Уже взрослым писатель вспоминал, что в детстве книги делали свое доброе дело: «будили мое воображение, раздвигали границы знакомого мира, наполняли жизнь ожиданием радости и немедленного счастья…»
Когда Валентин подрос, его отдали в Одесскую гимназию. Уже в 9 лет у него стали появляться склонности к написанию стихов - о природе. Некоторые стихи печатались в одесских газетах.
Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в 13 лет .
В 17 лет Катаев попадает на две литературные встречи, оказавшие решающее влияние на выбор того, чем он будет заниматься всю жизнь. Одна из них - встреча с писателем Иваном Буниным. Именно у Ивана Бунина он обучался мастерству: "умению описывать вещи, видеть, слышать, нюхать, осязать", - вспоминает В.Катаев.
В 22 года (1919 г) снова был призван в Красную Армию и некоторое время исполнял обязанности командира батареи во время боев. Вскоре Валентина Катаева отозвали из армии.
В 24 года сбывается заветная мечта Валентина Петровича Катаева .Он переезжает жить в Москву, куда стремился всю свою жизнь.
В 42 года за выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом Ленина. И его признали классиком детской литературы.
Началась Великая отечественная война ,В.Катаев оказался на полях сражений
Во время затишья и передышек продолжал писать рассказы и повести: самый знаменитый у подростков рассказ «Сын полка», о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком.
Был в жизни Катаева такой период примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери.
Валентин Катаев автор сказок:
«Дудочка и кувшинчик» (1940),
«Цветик - семицветик» (1940),
«Жемчужина» (1945),
«Пень» (1945),
«Голубок» (1949).
4.Обсуждение, анализ содержания сказки. 
-А сегодня на уроке мы поближе познакомимся с его произведением «Цветик - семицветик», написанным в жанре литературной сказки. 
-  Перед вами как книжная выставка. представленные на ней иллюстрации,являются обложками  книги “Цветик – семицветик”. Только изданы эти книги в разное время и иллюстрированы разными художниками. 
- Ребята, давайте прежде разберемся, чем же отличается такая сказка от народной сказки?
В тексте встретились слова, значение которых было вам не совсем понятно:
словарная работа
Черепки- обломокосколок какого-нибудь битого глиняного, изделия от горшка одни остались черепки.
одна-одинёшенька- нет друзей
тяпа-растяпа- рассеянный человек,
драчун- тот, ко любит драться, часто дерётся 
самокат- простое колёсное транспортное средство, оборудованное рулём, приводимое в движение отталкиванием ногой от земли и не имеющее сидения
салки - то же, что пятнашки; детская игра, по правилам которой следует попадать мячом в бегущего партнера или, догнав, коснуться его рукой
заветная-  а) Особо ценимый, хранимый, оберегаемый. б) Сокровенный, тайный, задушевный. в) Самый важный, самый ...
папанинцы-  Героические исследователи Арктики.  (По имени И.Д.Папанина, вместе с Э.Т.Кренкелем, П.П.Ширшовым и Е.Ф.Федоровым в 1936-37 ·гг. совершившего девятимесячный дрейф (означает медленное постоянное перемещение чего-либо.) на льдине от Северного полюса до Гренландии.
зевать по сторонам- Смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть. 
Работа над содержанием
- Открываем учебник, страница 95
- Ребята, вы прочитали  сказку «Цветик-семицветик».
-Докажите что это сказка?
(весьма необычное появление старушки; волшебные свойства цветка (умеет исполнять желания, достаточно произнести заклинание «Лети, лети, лепесток, Через запад на восток...» и др.). 

-Понравилась вам сказка? Чем именно?
- Почему сказка  называется “Цветик-семицветик”? (Ответы детей)
-У: Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку?(- Я думала, что Женя тратит лепестки только ради себя и не думает, что можно кому-то помочь.Я думал о том, почему Женя ни разу не захотела помочь старому больному человеку. Ведь таких людей очень много.)
Физминутка
Отвечаем на вопросы, ответы на них зачитываем из самого текста. 
- Почему Женя заплакала, возвращаясь из магазина? 

-Как у неё оказался «Цветик-семицветик»? 
- На что похож «Цветик-семицветик»? (на ромашку)

- Каким волшебным свойством он обладал? 
- На какое желание Женя потратила свой первый лепесток? Какого он был цвета?(Жёлтый;  Чтобы я была дома с баранками)

 -А второй? Какого цвета оно был?(Красный; Чтобы мамина вазочка сделалась целая)
- На  какое желание потратила Женя третий лепесток? Какого цвета?(Синий;чтобы я сейчас же была на северном полюсе);
- На  какое желание потратила Женя четвёртый лепесток? Какого цвета?(зелёный; чтобы я сейчас же очутилась на нашем дворе);
- На  какое желание потратила Женя пятый лепесток? Какого цвета?(оранжевый; чтобы все игрушки, какие есть на свете ,были мои);
- На  какое желание потратила Женя шестой  лепесток? Какого цвета?(фиолетовый; чтобы все игрушки поскорей убирались обратно в магазин);
- Какие свои желания исполнила Женя?(У нее все желания были несерьезные, необдуманные, скоропалительные. От исполнения желаний она не получала удовольствия, а зачастую они были вредны и опасны.)
- И вот Женя увидела, что остался один - единственный лепесток. Ребята! Сколько же лепестков Женя истратила? (6)  О чём же задумалась Женя? (можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное не надо торопиться)
-  Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива?( Желания исполнились, а ей было грустно.)
--Что же произошло?(И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги. Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.)
- А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему? (Да, действительно, она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.)
- Найдите описание Вити в сказке. О чем говорили Женя и Витя? 
-- На какое желание был потрачен последний лепесток? 

- Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?(Ей было жаль его.)
-  Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?(голубой; чтобы Витя был здоров)
-  Как вы думаете, почему Женя была так счастлива ? ( Она сделала доброе дело для спасения мальчика.  Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.)
-  Как вы оцениваете поступок Жени?(Она поступила правильно. Потому , что она поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.)
Обобщение
- Чему нас учит эта сказка?(Сказка учит заботиться о других людях)
-  Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться?( Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).
5.Работа с пословицами
А сейчас посмотрим на доску. На ней написаны 3 пословицы.
Делу время, потехе час.
Жизнь дана на добрые дела.
Дело мастера боится.
- Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль сказки (“Жизнь дана на добрые дела”).
- А что это значит? На какие такие добрые? Какие дела можно назвать добрыми?
- А  кто из вас делает добрые дела?
- Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.
- В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать на другой стороне моего цветика –семицветика свой цветик-семицветик  и ответить на вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он какого цвета был бы? А последнее желание загадали бы, чтобы………..(напишите, пожалуйста, свой вариант ответа). Включается фонограмма - тихая музыка, под которую дети рисуют.
Восстанови порядок
На доске иллюстрации к сказке.
Перепутались фрагменты сказки. Расположите их по порядку
6.Итог
-О чём мы сегодня говорили на уроке?
-Ребята, вы все очень хорошо работали и, наверное, запомнили пословицу “Жизнь дана на добрые дела”. Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми мы все вместе будем гордиться!
-Оценки




7.Домашняя работа
Викторина по сказке
8.КРОССВОРД
Задание: «Назвать сказки, в названии которых встречается какой –либо цвет, и показать соответствующий прямоугольник». («Иван – царевич и серый волк», «Красная Шапочка», «СераяШейка», «Курочка Ряба», «Синяя борода», «Аленький цветочек», «Петушок – золотойгребешок», «Волшебник Изумрудного города».)
Рябой- покрытый , рябьюпёстрый 
Изумрудного- оттенок зелёного цвета
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»