Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок  русского языка во 2 классе ( урок " открытия " нового знания)

 

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова

Богуславская Евгения Семёновна

                              Цели урока:

                                   . уточнение представлений о понятиях " корень", " однокоренные слова" ;

                                    . развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова;

                                    . развитие умения правильно выделить корень в словах.

  

                            I. Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

       Всё на свете состоит из чего-то : лес -- из деревьев, облака из множества водяных капель.

        --А из чего состоят слова? ( Из частей)

        --Да, слова  также состоят из частей. Это приставка, корень, суффикс и окончание. Но сегодня на уроке речь пойдёт только об одной части слова -- это корень.

       -- Чем интересно это слово? ( Оно многозначное: корень растения, корень зуба, корень слова.)

       --Что общего в значениях этого слова? ( Это часть чего- либо.)

       --Могут ли растения и зубы существовать без корня? (Они погибнут.)

        -- Какой можно сделать вывод? ( Корень - это важная часть.)

        --Сегодня на уроке мы должны с вами ответить на вопрос:

   Является ли корень для  слова важной, главной частью?

                         II. "Открытие" нового знания.

            1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

             Жил - был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех этих слов

             была общая часть, та, что человек посадил сначала.

           (Учитель читает стихотворение "Как растут слова")

                             Как - то много лет назад

                             Посадили странный САД.

                             Не был сад фруктовым --

                             Был он только словом.

                             Это слово, словно  -- корень

                             Разрастаться стало вскоре

                            И плоды нам принесло --

                             Стало много новых слов.

                           Вот из сада

                             Вам РАССАДА.

                             Вот ещё ПОСАДКИ рядом.

                             А вот САДОВОД,

                             С  ним САДОВНИК идёт.

                             Очень интересно

                             Гулять в саду словесном.

           -- Какие слова выросли из корня -сад- ?

          -- Как вы понимаете смысл этих слов? Все эти слова " выросли" из одного корня САД. Как они называются? Почему? ( Родственные или однокоренные, т.к. один корень.)

         -- А если закрыть корень, ясен ли смысл слова? Какой вывод мы можем сделать? (Корень - это главная часть слова. В корне заключён смысл слова.)

        2. Чтение правила по учебнику. Сравнение уч- ся собственной формулировки правила и формулировки, предложенной в учебнике.

        III. Практическая часть урока.Начало формирования умений. Закрепление.

          --А теперь давайте посмотрим, как вы поняли это правило.

         1. Работа по учебнику, упр.117 (письменно)

           -- Откройте тетрадь. Запишите число, кл. работа, упр.117

           -- Прочитайте слова.

          -- Что можно сказать про эти слова? ( Они родственные или однокоренные)

           -- Спишите слова, выделите корень. Дополнительное задание: подобрать и записать своё однокоренное слово к ним. Проверка.

          2. Т. к. вы умеете выделять корень в родственных словах, выполните след. задание:

           -- Запишите в тетрадях слово МАЛЫШИ. выделите корень. Проверка.

          -- Почему получились разные ответы? Расскажите, как вы выделяли. Значит, что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень? ( Необходимо подобрать несколько родственных слов)

         Чтение вывода на стр. 75.

           --Какие однокоренные слова можно подобрать к слову МАЛЫШ? (Маленький, мал, малышок и др.)

          -- Итак, прежде, чем выделить корень, что нужно сделать? ( 1.подобрать родственные слова; 2. найти общую часть родст. слов, 3. выделить корень)

         -- Что мы с вами сейчас составили? ( Алгоритм нахождения и выделения корня в родст. словах)

          -- А теперь попробуем применить свои знания. На доске ребус: Р 1 а. Разгадаем и запишем к нему однокоренные слова. (Родина, род, родители, родной, родственник, роддом, родился)

         -- Поднимите руку, кто понял, как выделять корень?

         С/р. придумать однокоренные слова .(1 в. листик; 2 в. ласковый)

                 IV. Итог урока.

           -- О какой части слова мы сегодня говорили на уроке? (О корне слова)

           -- Найдите правильное определение корня:

                 1. Корень - это общая часть всех слов.

                  2. Корень - это главная часть предложения.

                 3. Корень - это общая часть однокоренных слов.

          -- Чему учились на уроке? Что нового узнали?

             Самооценка.  Кому было легко на уроке? (Зелёный) Кто затруднялся? (Красный)

              Ребята, кто испытывал на уроке сегодня затруднения, не переживайте, на след. уроках мы будем тренироваться.

       

      

 

              

 

        

 

 

 

        

                             

 

                            

 

       

 

        

        

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»