Работа над ошибками 1 - 4 класс. Русский язык
Козлова Галина Григорьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №212 Санкт-Петербурга
учитель начальных классов
ГБОУ школа №212 Санкт-Петербурга
1. ПРОПУСК И ЗАМЕНА БУКВ
Напиши слово, подели его на слоги, поставь ударение, подчеркни букву, в которой допущена ошибка.
2. НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Напиши предложение, выдели заглавную букву в начале предложения, знаки препинания, подчеркни пробелы (слова в предложении пишутся раздельно).
Выпал пушистый снег.
3. ПЕРЕНОС СЛОВ
Напиши слово, подели черточками для переноса.
Ма-ленький, малень-кий.
4. СОЧЕТАНИЯ: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН
Напиши слово, подбери и запиши еще 3 слова на это правило, подчеркни орфограмму.
Машина, шил, жизнь, бежит.
5. СОЧЕТАНИЯ: ЦЫ-ЦИ
Узнай, в какой части слова эта орфограмма. (Цыган на цыпочках сказал цыпленку:«Цыц!»). Напиши слово, подчеркни орфограмму. Подбери и запиши еще одно слово на это же правило.
Птицы, синицы; циркачи, цимбалы.
6. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ
Напиши слово, подбери еще 3 слова на это правило, подчеркни заглавные буквы.
Москва, Киев, Магадан, Санкт-Петербург
7. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ
Напиши слово, поставь ударение, подбери и запиши проверочное слово, подчеркни орфограмму. Подбери и запиши однокоренное слово.
Грозы – гроза, снег – снега.
8. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Напиши слово, подбери и запиши проверочное слово, подчеркни орфограмму.
Грибы – гриб, шуба – шубка.
9. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Напиши слово, подбери и запиши проверочное слово, подчеркни орфограмму.
Солнышко – солнце, опасаться – опасность.
10. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ
Напиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную –о- или –е-. Подбери и запиши еще одно слово на это же правило.
Ледокол, пылесос.
11. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ НА СТЫКЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА
Напиши слово, подчеркни орфограмму, докажи правильность ее написания. Подбери и запиши еще одно слово на это же правило.
Рассказ, рассердился; оконная, осенняя.
12. СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ (СЛОВАРНЫЕ СЛОВА)
Напиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму, подбери и запиши два однокоренных слова, выдели корень.
Трамвай, трамвайчик, трамвайный.
13. ПРАВОПИСНИЕ НЕИЗМЕНЯЮЩИХСЯ ПРИСТАВОК И СУФФИКСОВ
Напиши слово, выдели приставку (суффикс), подбери и запиши еще два слова с этой приставкой (суффиксом).
Беленький, удаленький, маленький.
14. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ЕК-, -ИК-
Напиши слово, измени по команде вопроса: «нет кого? чего?» и запиши рядом вместе с вопросом. Если гласный звук в суффиксе пропал, пиши –ек-, если остался, пиши –ик-. Выдели суффиксы.
сыночек (нет кого)? сыночка; мостик (нет чего?) мостика
15. «Ь» - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ, РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ «Ъ» И «Ь» ЗНАКИ
Напиши слово, подчеркни, подбери и запиши еще два слова на это правило, обозначь орфограмму.
Съехал, съел; семья, воробьи.
16. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГА СО СЛОВОМ
Поставь между предлогом или словом вопрос, или слово. Запиши.
В_лес – в густой лес или в лес - в (какой?) лес.
17. «Ь» В КОНЦЕ СЛОВА ПОСЛЕ ЩИПЯЩИХ
Напиши слово, объясни написание, подбери и запиши еще одно слово на это правило.
- Ночь – сущ., ж.р. мышь - сущ., ж.р.; ключ – сущ. м.р. грач – сущ. ж.р.;
- Беречь, стеречь – гл. в нач. ф.;
- Идешь, пьешь - гл., ед. ч., 2 л.;
18. [ЦА] НА КОНЦЕ СЛОВА
Определить, является ли слово глаголом в неопределенной форме, написать, доказать правильность написания, подобрать и записать еще одно слово на это же правило.
Синица, лисица; напиться, садиться; учится, качается.
19. ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Напиши слово вместе с предлогом, если он есть. 1) Определи склонение, падеж, выдели окончание. на парте – 1 скл., пр. п.
Или 2) определи склонение, подбери проверочное слово (1 скл. рука, 2 скл. плечо, 3 скл. грудь)
на парте – 1 скл., на руке
20. ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Напиши слово вместе с предлогом, если он есть, и именем существительным, поставь вопрос от существительного к прилагательному, выдели окончание.
озером (каким?) глубоким; к озеру (какому?) глубокому
21. БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ
Напиши слово, напиши неопределенную форму этого глагола, определи спряжение, определи лицо, число, выдели окончание.
Вынешь – вынуть - I спр., 2 л., ед. ч.
Используемая литература:
- Ушакова Ольга Дмитриевна Работа над ошибками по русскому языку: 2-4 классы «Литера» — 2018.