Конспект урока по ФГОС в 3 классе
Правописание слов с парными звонкими
и глухими согласными в корне слова
Кучеренко Елена Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №399 Санкт-Петербурга
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Средства обучения:
Компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для работы, оценочный лист.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Прочитайте девиз нашего урока:
Беритесь дружно - не будет грузно.
-Как понимаете смысл поговорки? Подберите синоним к слову «грузно».
-Как будем работать?
Дети предлагают варианты ответов.
-Прочитайте слова:
Думать, помогать, читать, писать, кричать
-Чему ещё будем учиться на уроке? Что обозначают слова? (действия) Какое действие здесь «лишнее»?
2. Составление плана урока.
-Что необходимо иметь каждому человеку в жизни, учёбе, чтобы достичь хороших результатов?(план).
-Я утверждаю , что этот план урока составлен верно. А как думаете вы?
1. Работа по теме урока.
2. Определение темы и цели урока.
3. Чистописание.
4.Домашнее задание.
На интерактивной доске деформированный план урока. Задача учеников -расставить правильно этапы урока.
Начинается работа по плану урока. Каждый этап урока проговаривается, определяется цель работы, в конце- рефлексия этапа.
3. Чистописание.
На доске и в тетрадях элементы букв Г,П,Т,Б.
-Вспомните, у каких букв встречаются эти элементы? Допишите до буквы. Какие буквы получились? Что о них можно сказать? ( согласные , парные )
-На что надо обратить внимание на письме? ( наклон букв, высота букв и осанка на письме).
-Зачем надо помнить о правильной осанке? (варианты ответов детей)
-Продолжите до конца строки.
Работа в паре.
Детям предлагается посмотреть работы друг друга и дать словесную оценку прописанному в тетради. (похвалить, пожелать)
4.Объявление темы и задачи урока.
-Чтобы узнать тему урока, ответьте на вопрос. О чём идёт речь?
Если слышишь этот звук,
Будь внимательнее, друг.
Его сразу проверяй;
Рядом гласный подставляй. ( парный согласный звук).
-Дети формулируют тему урока.
-Для нас это новая тема? Определите тип урока (урок-закрепление).
-Чему будем учиться? (правильно писать слова с парными согласными, подбирая проверочные слова). Это цель урока.
-Можно ли считать стихотворение правилом проверки парного согласного? ( можно, если изменить)
Если слышишь парный звук,
Будь внимательнее, друг.
Его сразу проверяй;
Рядом гласный подставляй.
Во время фронтальной беседы на доске появляется слайд с темой и целью урока.
-Кому не понятна тема и цель урока?
5.Работа по теме урока .
1 задание.
-Всегда ли парный согласный надо проверять? (дети высказывают свои точки зрения )
Работа в парах.
На партах карточки со словами.
Рыбка, загадка, сказка, крот, зебра, лёд, снежок.
Детям нужно найти и подчеркнуть слова , в которых парный согласный требует проверки.
Задание проверяется , анализируются ошибки, даются рекомендации и ребята делают вывод, что не все слова, в которых встречаются парные согласные требуют проверки.
2задание.
-Кто любит сказки?
Дети высказывают свои точки зрения , аргументируют, приводят примеры сказок.
На доске предложение:
Ска(з,с)ка ло(ж,ш)ь , да в ней намё(к,г),
Добрым моло(д,т)цам уро(к,г).
-Почему так говорят? Все слова понятны?
-Что обозначает слово «намёк»?
Дети выясняют, что не могут сформулировать правильное толкование этого слова и рекомендуют обратиться к толковому словарю, где и узнают значение слова.
Ученикам предлагается сформулировать задание для своих одноклассников.
-Сформулируйте задание, начиная со слов «Ребята, выберите ........ ».
Работа в парах.
Дети обсуждают выбор букв в словах и записывают предложении е в тетрадь, выделяя орфограмму .
Затем работа проверяется, выявляются трудности и дети приходят к выводу, что для того , чтобы написать правильно слова, надо знать правило, которое ещё раз проговаривают.
Физминутка.
3задание.
На доске репродукция картины
Дети рассматривают репродукцию, высказывают своё впечатление .
Работа в группах (5-7человек).
Каждая группа получает набор слов со словами , в которых пропущены буквы на изучаемую орфограмму.
Дети повторяют правило работы в группе, вспоминают девиз урока.
Задание- составить предложение, вставляя пропущенные буквы.
· На землю выпал мя..кий , лё..кий, пушистый сне.. .
· Он укрыл у..кие доро..ки и сколь..кие тропки.
· Пушистые шу..ки и ша..ки надели ни..кие берё..ки.
· Пру.. давно замёр.. и лё..на нём стал кре..ким .
Каждая группа читает своё предложение. На доске появляется весь текст с пропущенными буквами в словах. Выясняется, что все предложение связаны по смыслу, что его можно озаглавить и предлагают свои варианты. Затем весь текст дети записывают в тетрадь с доски.
Работа проверяется. Если кто-то допустил ошибку, исправляют, аргументируя свой выбор.
В конце задания учащиеся дают свою оценку выполненному заданию и делают вывод о том, что надо быть внимательным и проверять слова с орфограммой.
4 задание –самостоятельная работа.
Ребята получают листы с самостоятельной работой. Им предлагается выбрать задание любого уровня сложности .
1 уровень
Задание -вставить буквы.
Волшебная сказка, много берёз, сильный дождь, узкие сапожки, мягкая подушка, меховая шубка, быстрый поезд.
2 уровень.
Задание -вставить буквы.
У Васютки ушки чутки. Усы длинные, шубка шёлковая. Глазки огневые, когти цепкие. Ласков Васька, да хитёр.
Работы учитель собирает и анализирует.
6. Подведение итога урока.
Дети возвращаются к теме и цели урока. Определяют, достигли её, дают друг другу рекомендации, оценивают совместную работу (возвращение к девизу урока).
7.Домашнее задание.
Учитель предлагает выполнить работу другого уровня из самостоятельной работы. Дети определяют цель домашнего задания ,дают рекомендации по выполнению.
8.Рефлексия.
Каждый ученик получает оценочный лист.
|
да |
нет |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
Учитель задаёт вопросы, задача учеников ответить да или нет.
1.Язнаю правило проверки парных согласных.
2.Я умею проверять парные согласные в слове.
3.Я хорошо справился с работой на уроке.
4. Мне пригодятся полученные знания на уроке в жизни.
Конец урока.