Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Имя прилагательное как часть речи

Форсилова Марина Викторовна,
учитель начальных классов
школы №391 Санкт-Петербурга

Цель: ознакомление с существенными признаками прилагательного и его ролью в   речи.

Задачи: развивать умения распознавать прилагательные в тексте;

устанавливать связь прилагательного с существительным;

обогащение словаря учащихся;

формирование навыков связной речи;

воспитание взаимовыручки, контроля и самоконтроля

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: записи на доске, учебники, тетради, карточки для групповой работы, картинки – отгадки.

Ход урока:

  1. 1. Организационный момент

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

  1. 2. Проверка домашнего задания
  2. 3. Актуализация знаний. Введение в раздел

Откройте учебники на странице 67

- Кто нас встречает? ( Афанасий)

- Что он делает?  ( Отдыхает)

-Как он себя чувствует? ( Ему хорошо)

-Как догадались?  ( Улыбается )

- А ему удобно?  ( Да)

- Что ему помогает отдыхать? ( Подушка)

- Как догадались?

-А какая у него подушка?

(Воздушная, пуховая, удобная, белая, большая и т.д.)

На доске вывешиваются слова- признаки ( на карточках )

-Что  общего у всех слов? ( Отвечают на один вопрос, связаны с одним словом)

-Так о каких словах мы будем говорить на уроке?

4.  Определение темы и постановка цели  урока.

-Сформулируйте тему нашего урока.  ( Ответы детей)

Давайте прочитаем в учебнике, как называется раздел, который мы будем изучать.

Постановка целей урока.

- Рассмотрите содержание урока. Как вы думаете, чему будем учиться,  что     должны узнать? ( Ответы детей)

  1. 5. Открытие новых  знаний

( Работа в группе над новым материалом   )

Возьмите на парте конверт №1.

Прочитайте слова в группе и обсудите, можно ли определить , о каком предмете идет речь? ( Да, можно)

Конверт № 1 для 1  группы

(Народная, веселая, мелодичная, эстрадная)

Конверт № 1 для 2  группы

( Длинные, волнистые, черные, густые)

Конверт № 1 для 3 группы

(Низкое, серое, безоблачное, ночное)

Конверт № 1 для 4 группы

(Фруктовый, тенистый, яблоневый, старый)

Как догадались?  ( По признакам )

-Запишите слова-признаки, добавив ещё несколько  своих и  рядом  то существительное, признаки которого они обозначают

Ответы: (сад ,  небо, волосы , песня)

Проверка.

Вывод:    Что обозначают все эти слова? ( Ответы детей)

  • Афанасий приготовил для вас загадки

Возьмите конверт №2

Прочитайте и отгадайте загадку.

1 группа.

Загадка.

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тут ходит

Землю – матушку обходит.

Светит весело в оконце

Ну ,  конечно, это …

2 группа.

Загадка.

Меня называют царицей цветов

За цвет и за запах моих лепестков.

Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,

Но кто не простит мне колючих шипов?

3 группа.

Загадка.

Белые горошки на зеленой ножке.

4 группа.

Загадка.

Кто резвятся, как котята.

И ныряют, как утята,

Науку учат, как совята,

Это дружные …  !

Проверка.

Ответы:   ( солнце, роза, ландыш, ребята )

Картинки ответов вывешиваются на доске.

Запишите отгадку на следующей строке.

У кого есть орфограмма в слове, обозначьте.

Подберите и запишите как можно больше слов, обозначающих признаки вашего предмета.

- Подумайте, на какой вопрос отвечают слова-признаки и запишите его в скобках после отгадки.

Проверка у доски.

Вывод : на какие вопросы отвечают слова признаки? ( Ответы детей)

  1. 6. Объяснение нового .  Работа по учебнику.

Знакомство с правилом

Читаем 1 абзац правила  на  стр. 69

Прочитайте про себя в упр 308 толкование слова «прилагательное»

-От какого слова произошло это название?

-Что оно означает?

-К словам какой части речи могут присоединяться прилагательные?

Давайте понаблюдаем  и проверим это.

  1. 7. Первичное закрепление и  самостоятельная работа.

Посмотрите на упр 307

Прочитайте задание до синей точки.

Чтение стихотворения учителем.

Найдите эти слова.

Прочитайте 1 вопрос.

Обсудите в группе и составьте словосочетания с вопросом, запишите их в тетрадь.

Взаимопроверка.

Возьмите ручку и укажите над существительным  род и число.

Вывод:  к словам какой части речи присоединяются прилагательные?

Почему? Как изменяются прилагательные?

Дочитаем правило до конца.

Физкультминутка

- А теперь отдохнём.

Встаньте из-за парт, руки на пояс. Я буду называть признаки данного предмета. Если я назову прилагательные, которые указывают на внешний вид, приседают девочки, на настроение – мальчики. Руки перед собой.

Произносятся слова: веселый,  ушастый, печальный, грустный, хвостатый, радостный, пятнистый, задумчивый.

(Несколько упражнений на расслабление мышц, зрительная гимнастика)

  1. 8. Словарная работа

Когда мы работали со стихотворением, нам встретились слова в рамке.

Прочитайте  их  (  молодой, юный)

-Что это за слова?

-Чем они примечательны, подумайте о значении ?  (Близкие по смыслу)

-Как они называются? ( Синонимы)

-Какой из них использует автор? ( Юный, очень молодой)

-К какому предмету относится это прилагательное?

-Это какой лес? ( Лес , который только что покрылся зеленью)

Подберите противоположные по смыслу слова. ( Старый, пожилой)

-Как называются такие слова? ( Антонимы)

-Для чего синонимы и антонимы используют в речи?

(Они делают речь более яркой, интересной, показывают богатство   русского языка)

9. Подведем итог урока:

-О какой части речи мы говорили на уроке? ( О прилагательном)

-Что такое имя прилагательное? ( Обозначает  признак предмета)

-На какие вопросы отвечает? (Какой, какая, какое, какие)

-С какой частью речи  связаны? (С существительным)

- Как изменяется? (  По родам и числам)

10.Самооценка

А сейчас каждый оценит себя сам

-Какое настроение у вас было на уроке, всё ли у вас получилось, довольны  ли вы своей работой?

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

У вас на столе кружочки. Выскажите цветом свою работу на уроке.

Ваша работа мне понравилась, вы работали дружно, активно, быстро.

Молодцы!

11.  Домашнее задание

Используя слова-признаки   дома выполните упр. 306

Трех  художников попросили нарисовать лес. Вот что у них получилось, посмотрите.

-Почему все рисунки получились разные?  (Не было сказано, какой лес нарисовать.)

Выберите один рисунок и письменно опишите, какой лес изображён, то есть составьте текст – описание.

Источники:

1.Русский язык. Учебник для 3 класса нач. школы в 2ч. Ч. 2/ Р.Н. Бунеев,

О. В.Пронина-3-е изд.-М.: Баласс, 2011.-176с.

2. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

3.Нетрадиционные уроки в начальной школе

( Выпуск 2: русского языка, чтения, вн. чтения, ИЗО, музыка)

4. 500 загадок для детей. Составитель Игорь Мазнин.

Издательство: ТЦ Сфера

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»