Имя прилагательное как часть речи
Форсилова Марина Викторовна,
учитель начальных классов
школы №391 Санкт-Петербурга
Цель: ознакомление с существенными признаками прилагательного и его ролью в речи.
Задачи: развивать умения распознавать прилагательные в тексте;
устанавливать связь прилагательного с существительным;
обогащение словаря учащихся;
формирование навыков связной речи;
воспитание взаимовыручки, контроля и самоконтроля
Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование: записи на доске, учебники, тетради, карточки для групповой работы, картинки – отгадки.
Ход урока:
- 1. Организационный момент
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- 2. Проверка домашнего задания
- 3. Актуализация знаний. Введение в раздел
Откройте учебники на странице 67
- Кто нас встречает? ( Афанасий)
- Что он делает? ( Отдыхает)
-Как он себя чувствует? ( Ему хорошо)
-Как догадались? ( Улыбается )
- А ему удобно? ( Да)
- Что ему помогает отдыхать? ( Подушка)
- Как догадались?
-А какая у него подушка?
(Воздушная, пуховая, удобная, белая, большая и т.д.)
На доске вывешиваются слова- признаки ( на карточках )
-Что общего у всех слов? ( Отвечают на один вопрос, связаны с одним словом)
-Так о каких словах мы будем говорить на уроке?
4. Определение темы и постановка цели урока.
-Сформулируйте тему нашего урока. ( Ответы детей)
Давайте прочитаем в учебнике, как называется раздел, который мы будем изучать.
Постановка целей урока.
- Рассмотрите содержание урока. Как вы думаете, чему будем учиться, что должны узнать? ( Ответы детей)
- 5. Открытие новых знаний
( Работа в группе над новым материалом )
Возьмите на парте конверт №1.
Прочитайте слова в группе и обсудите, можно ли определить , о каком предмете идет речь? ( Да, можно)
Конверт № 1 для 1 группы
(Народная, веселая, мелодичная, эстрадная)
Конверт № 1 для 2 группы
( Длинные, волнистые, черные, густые)
Конверт № 1 для 3 группы
(Низкое, серое, безоблачное, ночное)
Конверт № 1 для 4 группы
(Фруктовый, тенистый, яблоневый, старый)
Как догадались? ( По признакам )
-Запишите слова-признаки, добавив ещё несколько своих и рядом то существительное, признаки которого они обозначают
Ответы: (сад , небо, волосы , песня)
Проверка.
Вывод: Что обозначают все эти слова? ( Ответы детей)
- Афанасий приготовил для вас загадки
Возьмите конверт №2
Прочитайте и отгадайте загадку.
1 группа.
Загадка.
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тут ходит
Землю – матушку обходит.
Светит весело в оконце
Ну , конечно, это …
2 группа.
Загадка.
Меня называют царицей цветов
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто не простит мне колючих шипов?
3 группа.
Загадка.
Белые горошки на зеленой ножке.
4 группа.
Загадка.
Кто резвятся, как котята.
И ныряют, как утята,
Науку учат, как совята,
Это дружные … !
Проверка.
Ответы: ( солнце, роза, ландыш, ребята )
Картинки ответов вывешиваются на доске.
Запишите отгадку на следующей строке.
У кого есть орфограмма в слове, обозначьте.
Подберите и запишите как можно больше слов, обозначающих признаки вашего предмета.
- Подумайте, на какой вопрос отвечают слова-признаки и запишите его в скобках после отгадки.
Проверка у доски.
Вывод : на какие вопросы отвечают слова признаки? ( Ответы детей)
- 6. Объяснение нового . Работа по учебнику.
Знакомство с правилом
Читаем 1 абзац правила на стр. 69
Прочитайте про себя в упр 308 толкование слова «прилагательное»
-От какого слова произошло это название?
-Что оно означает?
-К словам какой части речи могут присоединяться прилагательные?
Давайте понаблюдаем и проверим это.
- 7. Первичное закрепление и самостоятельная работа.
Посмотрите на упр 307
Прочитайте задание до синей точки.
Чтение стихотворения учителем.
Найдите эти слова.
Прочитайте 1 вопрос.
Обсудите в группе и составьте словосочетания с вопросом, запишите их в тетрадь.
Взаимопроверка.
Возьмите ручку и укажите над существительным род и число.
Вывод: к словам какой части речи присоединяются прилагательные?
Почему? Как изменяются прилагательные?
Дочитаем правило до конца.
Физкультминутка
- А теперь отдохнём.
Встаньте из-за парт, руки на пояс. Я буду называть признаки данного предмета. Если я назову прилагательные, которые указывают на внешний вид, приседают девочки, на настроение – мальчики. Руки перед собой.
Произносятся слова: веселый, ушастый, печальный, грустный, хвостатый, радостный, пятнистый, задумчивый.
(Несколько упражнений на расслабление мышц, зрительная гимнастика)
- 8. Словарная работа
Когда мы работали со стихотворением, нам встретились слова в рамке.
Прочитайте их ( молодой, юный)
-Что это за слова?
-Чем они примечательны, подумайте о значении ? (Близкие по смыслу)
-Как они называются? ( Синонимы)
-Какой из них использует автор? ( Юный, очень молодой)
-К какому предмету относится это прилагательное?
-Это какой лес? ( Лес , который только что покрылся зеленью)
Подберите противоположные по смыслу слова. ( Старый, пожилой)
-Как называются такие слова? ( Антонимы)
-Для чего синонимы и антонимы используют в речи?
(Они делают речь более яркой, интересной, показывают богатство русского языка)
9. Подведем итог урока:
-О какой части речи мы говорили на уроке? ( О прилагательном)
-Что такое имя прилагательное? ( Обозначает признак предмета)
-На какие вопросы отвечает? (Какой, какая, какое, какие)
-С какой частью речи связаны? (С существительным)
- Как изменяется? ( По родам и числам)
10.Самооценка
А сейчас каждый оценит себя сам
-Какое настроение у вас было на уроке, всё ли у вас получилось, довольны ли вы своей работой?
-Какие задания вы выполняли с удовольствием?
- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
У вас на столе кружочки. Выскажите цветом свою работу на уроке.
Ваша работа мне понравилась, вы работали дружно, активно, быстро.
Молодцы!
11. Домашнее задание
Используя слова-признаки дома выполните упр. 306
Трех художников попросили нарисовать лес. Вот что у них получилось, посмотрите.
-Почему все рисунки получились разные? (Не было сказано, какой лес нарисовать.)
Выберите один рисунок и письменно опишите, какой лес изображён, то есть составьте текст – описание.
Источники:
1.Русский язык. Учебник для 3 класса нач. школы в 2ч. Ч. 2/ Р.Н. Бунеев,
О. В.Пронина-3-е изд.-М.: Баласс, 2011.-176с.
2. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
3.Нетрадиционные уроки в начальной школе
( Выпуск 2: русского языка, чтения, вн. чтения, ИЗО, музыка)
4. 500 загадок для детей. Составитель Игорь Мазнин.
Издательство: ТЦ Сфера