Обучение грамоте
Упражнения в чтении и письме. Буква "К".
Знакомство с местоимениями
Цель. Формирование навыка чтения и письма.
Задачи:
– формировать умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
- формировать фонематический слух детей на основе слого-звукового и звуко-буквенного анализа слов
-формировать умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формировать умение различать понятия «один», «много»;
– формировать умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
– формировать умение анализировать текст;
- обогащатьсловарный запаса детей
- развивать монологическую речь детей
– пропедевтика образования слов.
- формирование положительной самооценки
- духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
Оборудование: схемы-«человечки»; схема предложения, перчаточная кукла «Филя».
Этапы урока |
Ход урока |
Примерные ответы детей |
Ι. Организацион-ный момент |
-К нам на урок сегодня пришёл всем вам известный герой. Кто его узнал? Кто это? Откуда он?
-Сегодня он будет помогать вам на уроке. Коммуникативные УУД: -формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Личностные УУД: -формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
|
Пёс Филя из телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши»
|
ΙΙ. Актуализация знаний. Повторение
|
1. – С какими звуками познакомились на прошлом уроке?
– С каким стихотворением Б. Заходерапознакомились? Чтение хорошо читающими детьми отрывка из стихотворения Б.Заходера
2.– Откройте «Буквари» на с. 54–55. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Познавательные УУД: -формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; -формируем умение ориентироваться на развороте учебника; Регулятивные УУД: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- Для чего нужно упражняться в чтении и письме? - Что значит лучше читать?
- Что значит лучше писать? Личностные УУД: -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
– Будет ли новая буква? Регулятивные УУД: - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
– Как вы думаете, почему? Регулятивные УУД -формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Личностные УУД: -формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; План (примерный)
3. Работа в прописи. Познавательные УУД: -формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; -формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; Коммуникативные УУД: -формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 1) – Посмотрим, какие задания нам предлагает пропись? Откройте с. 22. Кто нас встречает на этой странице? Они пришли в гости к Филе. Он знакомится с ними. Помогите буквам представиться, расскажите о них – Как вы думаете, что нам нужно сделать?
Тогда давайте вспомним, на какие две группы можно разделить звуки?
– Дайте общую характеристику гласных.
– Дайте общую характеристику согласных.
2) Завершение схем-«человечков». – Дорисуйте схемы гласных. Что нужно сделать ? (Ботиночки на схемах гласных звуков дети закрашивают красным, у одного ботиночка дорисовывают шнурочек-удаение; Дают характеристики согласным звукам, дорисовывают схемы.Несколько человек работают у доски.).
-Дорисуем схемы звуковичков и познакомим Филю с его гостями.
Характеристика согласных. : – Посмотрите на строчку под схемами-«человечками». Какие буквы там написаны? – Какие буквы написаны на следующей строке? – Сравните строчные буквы к, п, н. Есть ли одинаковые элементы? Чем различаются? – Обведите одинаковые элементы красным цветом. – Допишите буквы до конца строки: буквы к – зелёным цветом, буквы п – синим, н напишите красным цветом.
3) – Прочитайте слоги на следующей строке.
– Назовите в слогах только согласные звуки. – Назовите только мягкие согласные; обозначьте их точкой cоответствующего цвета. Какую ручку для этого выберете? – Назовите твёрдые согласные, обозначьте их точкой соответствующего цвета. Какую ручку для этого выберете? – Каким соединением будем пользоваться при письме? – Договорите слоги до слов. – Запишите слоги. (Используем ручки двух цветов для каждой буквы слога.)
4) – Я вам продиктую слова, вы выберите слог на третьей строке и обведите его на строке. (Используем ручки двух цветов для каждой буквы слога.) Презентация. Слайд 2 Ночи (слогно), панцирь (ан), слоны (он, ны), волна (на), крынка (ын), синий (ин, ни). Аналогичная работа проводится с буквой К, слогами с буквой К. Презентация. Слайд 3 Кофе (ко), киты (ки), мак (ак), кактус (ка), окна (ок). язык (ык, )грузовик (ик). - Какой слог не написали? - Напишите самостоятельно
4. Физкультминутка - Филя будет говорить слова с буквой К. Если звук [ к' ] будет мягкий, встаньте на цыпочки, поднимите руки вверх. Если звук [ к ] будет твёрдый, присядьте на корточки.
5. Работа в Букваре. Познавательные УУД: -формируем умение ориентироваться на развороте учебника 1) Чтение слогов. Работа с таблицей. Познавательные УУД: -формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; Регулятивные УУД: -формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Личностные УУД: -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
– Прочитайте все гласные. Как они расположены в таблице? – Прочитайте буквы верхней строки. – Что можете о них сказать? – Как можно составить слоги? – Какие слоги получатся, если заполним первый СТОЛБИК таблицы? – Какие слоги получатся, если заполнить вторую СТРОЧКУ таблицы? И т.д. 2) Чтение слов, работа над лексическим значением, многозначностью слова. Чтение односложных слов. – Откройте «Буквари», прочитайте три маленьких столбика слов про себя. – Что общего у этих слов? Чем они интересны? – Переставьте в словах первого столбика буквы согласных местами. Что получилось? – Обозначьте красной точкой гласные звуки в этих словах. 3) Чтение слов с заглавной буквой. -В каких словах пишутся заглавные буквы.
-Найдите а этой странице слова, напечатанные с заглавной буквы. Прочитайте их. - Кто знает, что они означают? – Прочитайте фамилии людей. Презентация. Слайд 4 – Какие из них вам знакомы?
– А Григорий Горин? (Писатель, автор пьес и сценариев к фильмам, например, «Обыкновенное чудо» по сказке Евгения Шварца.) -Филя просит прочитать слово, которое обозначает птиц. – Этослово объясняет происхождение фамилии Гагарин? Кто такие гагары? – Что такое Гагры?
– Отметьте уголком в этих словах заглавные буквы. - Почему эти слова написали с заглавной буквы? – Назовите фамилии, которые бы начинались с буквы К. – А теперь названия городов. – Какую букву выберете, чтобы написать эти слова?
4) Чтение слов и наблюдение. Далее читаем пары слов, наблюдаем, чем различаются слова в парах. Чтение первого–третьего столбиков на с. 54. – Что общего в каждой паре слов первого столбика?
– Что общего в каждой паре слов второго столбика?
– Что общего в каждой паре слов третьего столбика?
6. Физкультминутка.
-Филя с вами поиграет в игру «Ласковое слово». Он будет говорить, какие движения надо делать, а вы внимательно слушайте и выполняйте только тогда, когда он будет использовать ласковые, уменьшительные слова.
– На какие группы вы разделили бы эти слова? Почему? – Подчеркните во всех словах букву ударного гласного звука. – Прочитайте слова, в которых три слога. – Подчеркните букву К– Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? Регулятивные УУД: -формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
– Мы прочитали очень много слов, а сможете ли вы написать слова? Давайте попробуем. Откройте прописи.
7. Работа в прописи. Познавательные УУД: -формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
1) Списывание с письменного образца письменными буквами. – Прочитайте слова на с. 23 после слогов. - Что обозначают эти слова? Самостоятельное списывание – Что общего у всех слов первого столбика? – Какие слоги встретились в этих словах? – В каком слове ударный первый слог? Поставьте знак ударения. – В каком слове – второй слог? Поставьте знак ударения. – Назовите гласные в каждом слове и отметьте их красной точкой. – В каком слове четыре буквы, три буквы? – Отметьте согласные звуки в этом слове соответствующими цветами. 2) Запись слов во множественном числе. – Какие слова нужно образовать для второго столбика? (Во множественном числе.) – Прочитаем слова парами. - Запишем слова во множественном числе. Несколько учащихся работают у доски. 8. Работа в «Букваре». Познавательные УУД: -формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; -формируем умение ориентироваться на развороте учебника Регулятивные УУД: -формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
Наблюдение над словами. – Прочитайте первый столбик в конце страницы. – Что интересного заметили? – Какие словаотносятся к слову кот? – Можно ли объединить каток и катит в одну группу? Почему? – Отметьте общую часть у пар этих слов. – Что интересного заметили? – Какие слова начинаются и заканчиваются одной и той же буквой?
9. Работа в прописи. Познавательные УУД: -формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Наблюдение над словами:карта, картина, картинка(c. 22). -Прочитайте первое слово на табло на странице 22. - Составьте предложения с этим словом. - Соответствует ли произношение написанию слова? - Запишите это слово, поставьте ударение. - Прочитайте следующие два слова. Есть ли разница в значении?)
- :Как различаются эти слова в написании?
- Запишите и запомните написание этих слов. Разделите на слоги.
8. Работа со схемами предложений. Познавательные УУД: -формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
– Рассмотрите схемы, написанные на доске. Учитель готовит на доске три разные схемы. – Придумайте предложения к схемам.
10. Знакомство с понятием местоимение
-Какое слово можно употребить вместо слова картина? Чтение местоимений (с. 56). Замена слов местоимениями. -Какие слова можно заменить словом 0но? Вывод: Выделенные слова называются местоимениями - «вместо имени». Чтение слов рот, рты, рота. Замена их местоимениями. - Прочитайте в Букваре слова, выделенные синим цветом. - Как называются такие слова?
10. Работа в прописи. Регулятивные УУД: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
– Прочитайте нижний столбик на с. 23. Что вы можете сказать об этих словах? – Как вы думаете, какое нам нужно выполнить задание? – Как изменить слова, чтобы назвать эти предметы ласково? – В каких словах по две буквыК? – Сколько букв было в словах? – Сколько букв стало в ласковых словах? – Запишите два любых слова. – Чему мы сейчас научились? Регулятивные УУД: -формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
– Что мы ещё не сделали на уроке?
11. Работа в «Букваре». Работа с текстом Виктора Хмельницкого «Странная тропинка», с. 55. Коммуникативные УУД: -формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные УУД: -формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: -формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
1) Работа с текстом до чтения. – Что это –стихотворение или проза? Почему? – Кто написал текст? – Как он называется? – Как вы думаете, почему тропинка странная? – Хотите узнать, почему? 2) Работа с текстом во время чтения.
«Всем не угодишь», – решила тропинка. И побежала куда глаза глядят. (То есть куда? Когда так говорят? Выскажите предположение, куда могла бежать тропинка. Куда у неё «глаза глядят»?) По дороге она встретила бабочку и долго петляла вслед за ней среди деревьев и кустов. (А кто обычно наблюдает за бабочками?Покажите пальчиком, как петляла тропинка.) Так что у того, кто по этой тропинке пойдёт, голова обязательно закружится. (Понятно, почему закружится?) Налетавшись, бабочка села на василёк, а тропинка, довольная тем, что догнала бабочку, остановилась полюбоваться на неё и передохнуть. (Что же будет дальше?) Она, видно, забыла, что, остановившись, тропинки не умеют бежать дальше. А когда вспомнила, было уже поздно… «Ну что ж, – решила тропинка, – и василёк может быть целью пути».
3) Работа с текстом после чтения. – Где же закончилась тропинка? – А что же странного в тропинке
– Вы ходили по лесным тропинкам? Какие они? – И вот писатель Виктор Хмельницкий тоже видел тропинки и решил пофантазировать, почему они извилистые. Как автор отвечает на этот вопрос? – Что можно сказать об авторе?
– Что на с. 23 осталось без нашего внимания? – Кто догадался, какое задание придумал художник? – Перечитайте текст, чтобы ответить на вопрос.
|
Звук [к] – согласный глухой, твёрдый; звук [к’] – согласный глухой, мягкий.
Упражняться читать и писать
Чтобы лучше это делать Быстро, без ошибок, выразительно, осознанно
Красиво, разборчиво, аккуратно
нет
На этой странице нет новой буквы
1. Чтение слогов и слов. 2. Работа со схемами-«человечками». 3. Письмо букв, слогов и слов. 4. Работа с текстом.
Схемы-«человечки».
Раскрасить их, вписать буквы. Звуки можно разделить на гласные и согласные.
Воздух не встречает во рту преграды, произносятся с голосом, образуют слог.
Не поются, не тянутся. Воздух встречает во рту преграду. Не могут образовывать слог.
Башмачки закрашиваем красным цветом, над одним из них ставим ударение.
– Вот схема-«человечек» – буква К. Она обозначает звук [к] – согласный глухой, твёрдый и [к’] – согласный глухой, мягкий. Закрашиваем один ботиночек зелёным, другой – синим; так как согласный глухой, на голове – чёрная шляпа, закрашиваем её. – Вот схема-«человечек» – буква Г. Она обозначает звук [г] – согласный звонкий, твёрдый и [г’] – согласный звонкий, мягкий. Так как согласный звонкий, на голове – колокольчик, раскрасим его жёлтым цветом, один ботиночек закрашиваем синим, он обозначает твёрдый согласный, другой – зелёным цветом, который обозначает мягкий согласный.
Кы
В именах людей, кличках животных, географических названиях
Ока-название реки
Гагарин-лётчик-космонавт
Гагары
Птицы. Город-курорт в Абхазии.
Заглавную буквуК
Сначала слова называют предметы большие, а потом - маленькие
Сначала слова называют предметы большие, а потом - маленькие
В паре ударение падает на один и тот же слог
Каток, катит, коток, котик.
Коток, котик
да
Картина - это произведение живописи, а картинка - иллюстрация, рисунок
портрет, пейзаж, и т.п.. она
Местоимения
Рядом с васильком. Она думает, как живая. Извилистые, узкие.
Наблюдательный, весёлый, фантазёр, у него богатое воображение. Иллюстрация.
|
III. Домашнее задание (по желанию) |
– А всё ли мы сделали?
– Кто догадался, какое задание придумал художник?
|
У нас осталось ещё одно задание в прописи. Штрихуем рисунок цветами, которые указаны с помощью букв
|
ΙV. Итог |
– Что интересного было сегодня на уроке? – Что узнали нового? – Какое задание понравилось больше всего? Регулятивные УУД: -формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
– Все ли пункты планы выполнили?
– Мы выполнили с вами большую и сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём? – А что у вас хорошо получилось? – Отметьте в дневнике своё настроение после урока обучения грамоте. |
|
Используемые материалы:
http://www.school2100.ru/pedagogam/vdru/cat.php?class=130&week=9&cat=132