Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Обучение грамоте

Упражнения в чтении и письме. Буква "К".
Знакомство с местоимениями

Цель. Формирование навыка чтения и письма.

Задачи:

– формировать умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

- формировать фонематический слух детей на основе слого-звукового и звуко-буквенного анализа слов

-формировать умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

формировать умение различать понятия «один», «много»;

– формировать умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

– формировать умение анализировать текст;

- обогащатьсловарный запаса детей

- развивать монологическую речь детей

– пропедевтика образования слов.

- формирование положительной самооценки

- духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

 

Оборудование: схемы-«человечки»; схема предложения, перчаточная кукла «Филя».

 

Этапы урока

Ход урока

Примерные ответы детей

Ι. Организацион-ный момент

-К нам на урок сегодня пришёл всем вам известный герой. Кто его узнал? Кто это? Откуда он?

-Сегодня он будет помогать вам на уроке.
(На протяжении урока с помощью перчаточной куклы акцентируется внимание на теме урока, на отдельных заданиях)

Коммуникативные УУД:

-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

-формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

 

Пёс Филя из телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши»

 

 

ΙΙ. Актуализация знаний. Повторение

 

1. – С какими звуками познакомились на прошлом уроке?

 

 

 

– С каким стихотворением Б. Заходерапознакомились?

Чтение хорошо читающими детьми отрывка из стихотворения Б.Заходера

 

2.Откройте «Буквари» на с. 54–55. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Познавательные УУД:

-формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

-формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

Регулятивные УУД:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

 

 - Для чего нужно упражняться в чтении и письме?

 - Что значит лучше читать?

 

 

 

 - Что значит лучше писать?

Личностные УУД:

-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

 

 

 

– Будет ли новая буква?

Регулятивные УУД:

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

– Как вы думаете, почему?

Регулятивные УУД

-формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Личностные УУД:

-формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

План (примерный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа в прописи.

Познавательные УУД:

-формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

-формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

Коммуникативные УУД:

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

1) – Посмотрим, какие задания нам предлагает пропись? Откройте с. 22. Кто нас встречает на этой странице?

Они пришли в гости к Филе. Он знакомится с ними. Помогите буквам представиться, расскажите о них

– Как вы думаете, что нам нужно сделать?

 

Тогда давайте вспомним, на какие две группы можно разделить звуки?

 

 

– Дайте общую характеристику гласных.

 

 

 

 

 

– Дайте общую характеристику согласных.

 

 

 

 

 

2) Завершение схем-«человечков».

– Дорисуйте схемы гласных. Что нужно сделать ?

(Ботиночки на схемах гласных звуков дети закрашивают красным, у одного ботиночка дорисовывают шнурочек-удаение; Дают характеристики согласным звукам, дорисовывают схемы.Несколько человек работают у доски.).

 

-Дорисуем схемы звуковичков и познакомим Филю с его гостями.

 

Характеристика согласных. :

– Посмотрите на строчку под схемами-«человечками». Какие буквы там написаны?

– Какие буквы написаны на следующей строке?

– Сравните строчные буквы к, п, н. Есть ли одинаковые элементы? Чем различаются?

– Обведите одинаковые элементы красным цветом.

– Допишите бук­вы до конца строки: буквы к – зелёным цветом, буквы п – синим, н напишите красным цветом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3) – Прочитайте слоги на следующей строке.

 

– Назовите в слогах только согласные звуки.

– Назовите только мягкие согласные; обозначьте их точкой cоответствующего цвета. Какую ручку для этого выберете?

– Назовите твёрдые согласные, обозначьте их точкой соответству­ющего цвета. Какую ручку для этого выберете?

– Каким соединением будем пользоваться при письме?

– Договорите  слоги до слов.

– Запишите слоги. (Используем ручки двух цветов для каждой буквы слога.)

 

4) – Я вам продиктую слова, вы выберите слог на третьей строке и обведите его на строке. (Используем ручки двух цветов для каждой буквы слога.)

Презентация. Слайд 2

Ночи (слогно), панцирь (ан), слоны (он, ны), волна (на), крынка (ын), синий (ин, ни).

Аналогичная работа проводится с буквой К, слогами с буквой К.

Презентация. Слайд 3

Кофе (ко), киты (ки), мак (ак), кактус (ка), окна (ок). язык (ык, )грузовик (ик).

 - Какой слог не написали?

 - Напишите самостоятельно

 

4. Физкультминутка

 - Филя будет говорить слова с буквой К. Если звук [  к'  ]  будет мягкий, встаньте на цыпочки, поднимите руки вверх. Если звук      [ к ]  будет твёрдый, присядьте на корточки.

 

5. Работа в Букваре.

Познавательные УУД:

-формируем умение ориентироваться на развороте учебника

1) Чтение слогов. Работа с таблицей.

Познавательные УУД:

-формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

Регулятивные УУД:

-формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Личностные УУД:

-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

 

– Прочитайте все гласные. Как они расположены в таблице?

– Прочитайте буквы верхней строки.

– Что можете о них сказать?

– Как можно составить слоги?

– Какие слоги получатся, если заполним первый СТОЛБИК таблицы?

– Какие слоги получатся, если заполнить вторую СТРОЧКУ таблицы?

И т.д.

2) Чтение слов, работа над лексическим значением, много­значностью слова.

Чтение односложных слов.

– Откройте «Буквари», прочитайте три маленьких столбика слов про себя. – Что общего у этих слов? Чем они интересны?

– Переставьте в словах первого столбика буквы согласных местами. Что получилось?

– Обозначьте красной точкой гласные звуки в этих словах.

3) Чтение слов с заглавной буквой.

-В каких словах пишутся заглавные буквы.

 

 

 

 

-Найдите а этой странице слова, напечатанные с заглавной буквы. Прочитайте их.

- Кто знает, что они означают?

– Прочитайте фамилии людей.

Презентация. Слайд 4

– Какие из них вам знакомы?

 

– А Григорий Горин? (Писатель, автор пьес и сценариев к фильмам, например, «Обыкновенное чудо» по сказке Евгения Шварца.)

-Филя просит прочитать слово, которое обозначает птиц.

– Этослово объясняет происхождение фамилии Гагарин? Кто такие гагары?

– Что такое Гагры?

 

– Отметьте уголком в этих словах заглавные буквы.

- Почему эти слова написали с заглавной буквы?

– Назовите фамилии, которые бы начинались с буквы К.

– А теперь названия городов.

– Какую букву выберете, чтобы написать эти слова?

 

4) Чтение слов и наблюдение. Далее читаем пары слов, наблюдаем, чем различаются слова в парах. Чтение первого–третьего столбиков на с. 54.

– Что общего в каждой паре слов первого столбика?

 

 

 

 

– Что общего в каждой паре слов второго столбика?

 

 

 

– Что общего в каждой паре слов третьего столбика?

 

 

6. Физкультминутка.

-Филя с вами поиграет в игру «Ласковое слово». Он будет говорить, какие движения надо делать, а вы внимательно слушайте и выполняйте только тогда, когда он будет использовать ласковые, уменьшительные слова.
(Например, Поднимите ручки, топните ногой, и т.п.)
-Для чего нужны ласковые слова?

 

– На какие группы вы разделили бы эти слова? Почему?

– Подчеркните во всех словах букву ударного гласного звука.

– Прочитайте слова, в которых три слога.

– Подчеркните букву К– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

Регулятивные УУД:

-формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

– Мы прочитали очень много слов, а сможете ли вы написать слова? Давайте попробуем. Откройте прописи.

 

7. Работа в прописи.

Познавательные УУД:

-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

 

1) Списывание с письменного образца письменными буквами.

– Прочитайте слова на с. 23 после слогов.

 - Что обозначают эти слова?

Самостоятельное списывание

– Что общего у всех слов первого столбика?

– Какие слоги встретились в этих словах?

– В каком слове ударный первый слог? Поставьте знак ударения.

– В каком слове – второй слог? Поставьте знак ударения.

– Назовите гласные в каждом слове и отметьте их красной точкой.

– В каком слове четыре буквы, три буквы? 

– Отметьте согласные звуки в этом слове соответствующими цве­тами.

2) Запись слов во множественном числе.

– Какие слова нужно образовать для второго столбика? (Во множественном числе.)

–  Прочитаем слова парами.

 - Запишем слова во множественном числе.

Несколько учащихся работают у доски.

8. Работа в «Букваре».

Познавательные УУД:

-формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

-формируем умение ориентироваться на развороте учебника

Регулятивные УУД:

-формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

 

Наблюдение над словами.

– Прочитайте первый столбик в конце страницы.

– Что интересного заметили?

– Какие словаотносятся к слову кот?

– Можно ли объединить каток и катит в одну группу? Почему?

– Отметьте общую часть у пар этих слов.

– Что интересного заметили?

– Какие слова начинаются и заканчиваются одной и той же буквой?

 

9. Работа в прописи.

Познавательные УУД:

-формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

 

Наблюдение над словами:карта, картина, картинка(c. 22).

-Прочитайте первое слово на табло на странице 22.

- Составьте предложения с этим словом.

- Соответствует ли произношение написанию слова?

- Запишите это слово, поставьте ударение.

- Прочитайте следующие два слова. Есть ли разница в значении?)

 

 

 

 

 - :Как различаются эти слова в написании?

- Запишите и запомните написание этих слов. Разделите на слоги.
-Подчеркните букву а в безударном слоге.

 

8. Работа со схемами предложений. Познавательные УУД:

-формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

 

– Рассмотрите схемы, написанные на доске.

Учитель готовит на доске три разные схемы.

– Придумайте предложения к схемам.

 

10. Знакомство с понятием местоимение

-Какое слово можно употребить вместо слова картина?
-Такое короткое слово-заменитель называется местоимение.

Чтение местоимений (с. 56).

Замена слов местоимениями.

-Какие слова можно заменить словом 0но?

Вывод: Выделенные слова называются местоимениями - «вместо имени».

 Чтение слов рот, рты, рота. Замена их местоимениями.

- Прочитайте в Букваре слова, выделенные синим цветом.

 - Как называются такие слова?

 

10. Работа в прописи.

Регулятивные УУД:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

 

– Прочитайте нижний столбик на с. 23. Что вы можете сказать об этих словах?

– Как вы думаете, какое нам нужно выполнить задание?

– Как изменить слова, чтобы назвать эти предметы ласково?

– В каких словах по две буквыК?

– Сколько букв было в словах?

– Сколько букв стало в ласковых словах?

– Запишите два любых слова.

– Чему мы сейчас научились?

Регулятивные УУД:

-формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

– Что мы ещё не сделали на уроке?

 

11. Работа в «Букваре».

Работа с текстом Виктора Хмельницкого «Странная тропинка», с. 55. Коммуникативные УУД:

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

-формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

-формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

 

1) Работа с текстом до чтения.

– Что это –стихотворение или проза? Почему?

– Кто написал текст?

– Как он называется?

– Как вы думаете, почему тропинка странная?

– Хотите узнать, почему?

2) Работа с текстом во время чтения.

 

«Всем не угодишь», – решила тропинка.

И побежала куда глаза глядят.

(То есть куда? Когда так говорят?   Выскажите предположение, куда могла бе­жать тропинка. Куда у неё «глаза глядят»?)

По дороге она встретила бабочку и долго петляла вслед за ней среди деревьев и кустов.

(А кто обычно наблюдает за бабочками?Покажите пальчиком, как петляла тропинка.) Так что у того, кто по этой тропинке пойдёт, голова обязательно закружится.

(Понятно, почему закружится?)

Налетавшись, бабочка села на василёк, а тропинка, довольная тем, что догнала бабочку, остановилась полюбоваться на неё и передохнуть.

(Что же будет дальше?)

Она, видно, забыла, что, остановившись, тропинки не умеют бежать дальше. А когда вспомнила, было уже поздно… «Ну что ж, – решила тропинка, – и василёк может быть целью пути».

 

3) Работа с текстом после чтения.

– Где же закончилась тропинка?

– А что же странного в тропинке

 

– Вы ходили по лесным тропинкам? Какие они?

– И вот писатель Виктор Хмельницкий тоже видел тропинки и решил пофантазировать, почему они извилистые. Как автор отвечает на этот вопрос?

– Что можно сказать об авторе?

 

 

 

– Что на с. 23 осталось без нашего внимания? – Кто догадался, какое задание придумал художник?

– Перечитайте текст, чтобы ответить на вопрос.

 

Звук [к] – согласный глухой, твёрдый; звук [к’] – согласный глухой, мягкий.

 

 

 

 

 

Упражняться читать и писать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы лучше это делать

Быстро, без ошибок, выразительно, осознанно

 

Красиво, разборчиво, аккуратно

 

 

 

 

 

нет

 

 

 

 

На этой странице нет  новой буквы

 

 

 

 

 

 

 

 

1.              Чтение слогов и слов.

2.              Работа со схемами-«человечками».

3.              Письмо букв, слогов и слов.

4.              Работа с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схемы-«человечки».

 

 

Раскрасить их, вписать буквы.

Звуки можно раз­делить на гласные и согласные.

 

Воздух не встречает во рту преграды, произносятся с голосом, образуют слог.

 

Не поются, не тя­нутся. Воздух встречает во рту преграду. Не могут образовывать слог.

 

Башмачки за­крашиваем красным цветом, над одним из них ставим ударение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Вот схема-«человечек» – буква К. Она обозначает звук [к] – со­гласный глухой, твёрдый и [к’] – согласный глухой, мягкий. Закра­шиваем один ботиночек зелёным, другой – синим; так как согласный глухой, на голове  –  чёрная шляпа, закрашиваем её.

– Вот схема-«человечек» – буква Г. Она обозначает звук [г] – соглас­ный звонкий, твёрдый и [г’] – согласный звонкий, мягкий. Так как со­гласный звонкий, на голове – колокольчик, раскрасим его жёлтым цветом, один ботиночек закрашиваем синим, он обозначает твёрдый согласный, дру­гой – зелёным цветом, который обозначает мягкий согласный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В именах людей, кличках животных, географических названиях

 

 

 

Ока-название реки

 

 

 

Гагарин-лётчик-космонавт

 

 

 

 

Гагары

 

 

 

Птицы.

Город-курорт в Абхазии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заглавную буквуК

 

 

 

 

 

Сначала слова называют предметы большие, а потом - маленькие

 

 

Сначала слова называют предметы большие, а потом - маленькие

 

В паре ударение падает на один и тот же слог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каток, катит, коток, котик.

 

Коток, котик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

да

 

 

Картина - это произведение живописи, а картинка - иллюстрация, рисунок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

портрет, пейзаж, и т.п.. она

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Местоимения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рядом с васильком.

Она думает, как живая.

Извилистые, узкие.

 

 

 

 

 

Наблюдательный, весёлый, фантазёр, у него богатое воображение.

Иллюстрация.

 

 

 

 

 

III. Домашнее задание (по желанию)

– А всё ли мы сделали?

 

 

 – Кто догадался, какое задание придумал художник?

 

У нас осталось ещё одно задание в прописи.

Штрихуем рисунок цветами, которые указаны с помощью букв

 

ΙV. Итог

– Что интересного было сегодня на уроке?

– Что узнали нового?

– Какое задание понравилось больше всего? Регулятивные УУД:

-формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

– Все ли пункты планы выполнили?

 

– Мы выполнили с вами большую и сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём?

– А что у вас хорошо получилось?

– Отметьте в дневнике своё настроение после урока обучения грамоте.

 

 

Используемые материалы:

http://www.school2100.ru/pedagogam/vdru/cat.php?class=130&week=9&cat=132

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»