Словарно-орфографическая работа
на уроках русского языка в начальной школе
Зотова Надежда Павловна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №285 Санкт-Петербурга
Проблема орфографической зоркости всегда имела большую актуальность. Но сегодня она стала ещё большей проблемой, как известно, грамотность учащихся снижается, несмотря на то, что дети учат правила, учителя продолжают учить также как и раньше. С большим трудом детям даётся изучение словарных слов, это неинтересно, т.к. требует простого зазубривания, они быстро устают, отвлекаются.
Но нам никуда не деться от изучения словарных слов, основанного на запоминании. Особенно это актуально в современном мире, где всё больше появляется заимствованных слов. Поэтому необходимо большое внимание уделять психологии обучения детей младшего школьного возраста, тем более современного ребёнка, привыкшего воспринимать всё через картинку, через образ, благодаря телефонам, компьютерам.
Первое на что надо опираться – это восприятие. По типу восприятия дети делятся на три типа: кинестетиков (восприятие через руки, ощущения), аудиалов (восприятие через слух), визуалов (восприятие через зрение). Второе на что надо мы обращаем внимание – способ мышления – наглядно-действенный, затем наглядно-образный. В связи с этим у детей младшего школьного возраста преобладает образный тип памяти. Поэтому дети лучше запоминают яркое, интересное, образное, что даёт ощущения. Очень важным является снизить тревожность детей перед словарным диктантом. Предлагаю некоторые способы словарно-орфографической работы, которые собраны в результате личного опыта, а также на основе изучения методической и психолого-педагогической литературы.
Самый простой и известный способ запоминания – это рисунки на буквах, которые вызывают затруднения. Дети с удовольствием этим занимаются, нередко привлекая своих родителей. Тут задействованы все виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная, эмоциональная. Например, слово ПОМИДОР: букву О можно нарисовать как помидор, а букву И изобразить в виде ножей, которыми можно разрезать этот помидор. Такие способы описываются в различной методической литературе, но можно и придумать самим свои варианты. Можно составить и мнемонический словарь. Этот способ запоминания очень действенен в речевых классах, да и в обычных классах немало детей с речевыми проблемами. Здесь можно использовать не только буквы, но и тематические рисунки, даже ребусы-шарады. Например, слово СОРОКА можно представить как «40а», слово САХАР – много сахара в Сахаре (текст сопровождается рисунком).
Следующим видом работы со словарными словами являются упражнения, предусматривающие выявление нового словарного слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объём внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитическое мышление, сообразительность. Например, слово МЕДВЕДЬ даётся в виде шашек домино, где слева записана буква, а справа точки. Шашки выкладываются друг за другом в порядке увеличения точек на правой части. Дети сами догадываются о способе расположения фишек. Можно представить слово в виде домиков разной высоты, где буквы записаны внутри домиков. Дети быстро выполняют это задание. Можно пронумеровать крыши домов. Если на уроке запланировано знакомство сразу с двумя словами, то буквы записываются вперемежку, а под ними и над ними ставятся точки или другие значки. Тогда, прочитывая буквы сверху, получается одно слово, а, прочитывая снизу другое.
. . . . . . .
О З А Б В Т Е Р А Д К
. . . .
Ещё один вид – это упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, кодами, шифрами. Они позволяют формировать абстрактное мышление, совершенствовать другие качества интеллекта. Например: первое слово – 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1 - КАПУСТА
второе слово – 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8 - КАРТОФЕЛЬ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т
Очень полезны упражнения, где используется лингвистический материал, т.е. задания связанные с фонетикой. Например, зачеркнуть буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке: П Ф Б К Т Х Е Ш С Р Ч Е Щ З Ц А . Получается слово БЕРЁЗА. При изучении имён существительных можно дать набор слов, из которых надо взять только первые буквы, но в определённом порядке, который задаётся следующим образом, например: первая буква – слово женского рода, вторая – слово в форме множественного числа, третья – слово стоит в Д.п., четвёртая – неизменяемое слово, пятая – слово 2 скл. Здесь сочетаются все элементы разбора: фонетического, морфемного, грамматического и т.д. Это способствует развитию внимания, памяти, умения практического использования имеющихся знаний, что соответствует требованиям ФГОС. Можно использовать знакомый нам способ игры в морской бой. Левый столбик и верхняя строка заполняются цифрами, а внутри поля – буквы. Даётся шифр: 25(о), 16 (г), 25 (о), 48 (р),25 (о), 37 (д)- слово ОГОРОД.
|
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
а |
г |
е |
ё |
2 |
о |
к |
б |
я |
3 |
н |
п |
д |
с |
4 |
и |
у |
ю |
р |
Это способы введения нового слова. Но важно и запомнить его. Для этого даются задания подобрать однокоренные слова, составить словосочетания, предложения, маленький текст. Найти дома загадки, пословицы, поговорки с этим словом, строки стихов. Дети очень любят работу в парах, когда сначала один диктует соседу, а потом они меняются ролями. Прекрасное упражнение, которое развивает речь ребёнка, фантазию, воображение, когда изучено несколько словарных слов. Детям даны эти слова с пропущенными буквами или записаны под диктовку, и далее предлагается составить текст из этих слов, даже если они не на одну тему. Важно суметь установить логические, смысловые связи между словами, предложениями, чтобы получился текст. Например: ветер, сапоги, работа, класс, обед, корабль. ( Дул тёплый ветер. Мы надели сапоги и отправились на берег реки, чтобы убрать накопившийся мусор. Наш класс дружно работал, а после обеда нам разрешили поиграть. Коля запустил кораблик с приветствием. Вдруг кто-то его прочитает.) Ребята с лёгкостью и интересом справляются с этим заданием. Каждый день ведётся проговаривание хором, можно дать задание составить кроссворд, либо выписать слова только с безударной гласной «а», или выписать только имена прилагательные. Можно одному слову посвятить весь урок, включая и другие слова, но главным героем будет всё то же слово. Не следует забывать о словарных словах, когда они встречаются на уроках математики, чтения, окружающего мира. Дети видят эту связь и понимают, зачем необходимо заучивание.
Такие виды заданий носят развивающий характер, у ребят возникает интерес, не доставляет неприятных ощущений, заучивание идёт незаметно, как реклама быстро оседает в наших головах. Используя разные способы предъявления материала, ребёнку даётся возможность использовать тот способ мышления, тип запоминания, восприятия, который ему свойственен.
Наблюдая такую работу со словарными словами, ребята сами в дальнейшем предлагают свои виды заданий, для них это становится игрой. А мы знаем, что в начальной школе игра – самый эффективный способ обучения.