Формирование навыка грамотного письма
и правописания словарных слов
Смирнова Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
За время обучения в начальной школе у детей должен быть сформирован прочный навык грамотного письма. Этот навык формируется в деятельности и является
результатом многократных действий. В методике обучения орфографии внимание уделяется поиску путей и средств повышения эффективности обучения.
Уже в первом классе на уроках обучения грамоте, готовя детей к знакомству с орфографическими правилами и, при изучении всех тем, регулярно включаются в минутки чистописания, словарную работу, в другие этапы урока задания на различение гласных и согласных звуков и букв. Сравниваем, характеризуем, группируем, определяем их звуковое значение, ставим ударение. Уделяется внимание усвоению первоклассниками соответствующей терминологии. На уроках обучения грамоте предлагаются задания:
1.- Написание каких букв вы повторили?
- Приведите примеры с этими буквами, звуками.
- Какие это звуки? Гласные или согласные?
- Докажите.
2. - Назовите написанные на доске буквы.
- Сравните их.
- Чем они похожи и в чём отличие?
3. - Назовите предмет, изображённый на картинке.
- Перечислите согласные звуки, обозначьте их буквами.
- Какие ещё звуки могут обозначаться этими буквами?
- Приведите примеры
4. - В тексте, который напечатали, подчеркните:
1 вариант - только все гласные,
2 вариант - только все согласные.
Такие разные задания способствуют совершенствованию у первоклассников фонетико-графических умений, создают необходимую основу освоения ими познавательных признаков орфограмм. Для изучения темы «Ударные и безударные гласные», «Парные звонкие и глухие согласные» в уроки включают упражнения:
1. - Произнесите хором образец
- Сколько слогов в этом слове?
- Как узнали?
- Назовите гласные буквы в этом слове
- Какие буквы не соответствуют звукам?
2. - Соответствуют ли названным звукам обозначающие их буквы?
3. - Назовите слова, в которых гласные буквы не соответствуют звукам: дома, горы, весна, озеро.
4. - Произнесите слово «вода»
- Какие слышите гласные звуки?
- Почему одинаковые звуки обозначены разными буквами?
5. - Одинаковые ли звуки обозначены буквами: Е, И
Лeс - леса гриб - грибы,
След - следы лист - листы
- Какое слово является проверяемым?
- Какое проверочным?
- Почему?
- Приведи примеры слов, в которых гласная буква и звук не совпадают.
6. - Сколько согласных звуков в слове дуб(гриб)?
- Сколько звонких согласных?
- Сколько глухих согласных?
7. - Сколько парных согласных звуков в слове кот, ряд, крот?
8. – Могут ли звонкие согласные звуки произноситься на конце слова?
- Перед глухими согласными?
В 1 классе через систему упражнений совершенствуются фонетико - графические умения, на базе которых совершенствуется орфографическая зоркость учащихся.
Развитие орфографической зоркости - это умение ученика быстро обнаружить в процессе письма орфографические трудности, определить их характер (орфограмму).
Эта способность выделять орфограммы и определять их типы должна специально воспитываться, начиная с первого класса. Ученики должны усвоить опознавательные признаки обычно указываются в правиле на данную орфограмму. для отработки
названных умений каждому ученику выдается памятка.
На безударные гласные
1. Прочитай правило.
2. Какие гласные надо проверять?
3. Почему?
На парные звонкие и глухие
1. Прочитай правило
2. Какие согласные надо проверять?
3. В каких случаях следует проверять звонкие и глухие согласные?
4. Почему?
Отдельно выдаются карточки для помощи в определении орфограмм.
Проверяем или запоминаем гласные без ударения |
|
Запоминаем сочетания ЖИ - ШИ ЧА - ЩА ЧУ - ЩУ |
Проверяем или запоминаем СОГЛАСНЫЕ: 1) парные звонкие или глухие 2) на конце слова 3) перед парными звонкими и глухими согласными |
После выделения орфограммы и установления её типа, ученик выбирает нужный прием в каждом конкретном случае и осуществляет практические действия по определению верного орфографического написания.
Достигнуть высокого качества орфографического навыка учащихся очень сложно. Ведь дальнейшее обучение ребенка зависит от полноты сформированности орфографических навыков. Дети систематически практикуются в письменной речи,
применяя полученные знания, правильно понимая и применяя данные правила. При систематическом ориентировании учеников на поиск и выделение орфограмм орфографическая зоркость должна составлять не меньше 75%. Привожу пример упражнения на развитие умения анализировать каждое слово, видеть орфограмму. К концу обучения в начальной школе на все изучаемыe орфограммы у учащихся накапливаются карточки с условными обозначениями изучаемых орфограмм. Эти карточки делают дети по образцу. По мере прохождения орфограмм на уроках русского языка.
На уроке пpоводится так называемое «немое» комментирование слов из предложения или отдельных слов. Учитель читает вслух, дети показывают карточки со всеми орфограммами, которые они обнаружили в слове. Это позволяет определить орфографическую зоркость учеников.
Закрепляет их знания по расположению орфограммы в частях слова. Работа с такими карточками учит видеть каждую орфограмму. Самому найти способ проверки и проверить свои знания на практике.
Навыки грамотного письма прививаются не только в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определённых правил, но и на запоминания знакомых слов. При изучении нового слова рисуем ассоциативную картинку на непроверяемую букву, комбинируя эту работу с чистописанием, работой над значением слова. С работой над родственными словами.
Например, слово. пшеница 1. Выянение лексического значения слова 2. Пocтaнoвкa ударения 3. Подбор родственных слов, выделение корня 4.Какую букву надо запомнить? В какой части слова? 5. Буква е похожа на маленькое зернышко. |
|
6. Запоминаю по рисунку
Например, слово: собака 1. Беседа о четвероногом друге 2. Постановка ударения 3. Подбор родственных слов, выделение корня 4. Какую букву надо запомнить? 5. Покажите, какой хвостик у собаки? 6. Хвост похож на букву О! 7. Запоминаю по рисунку: |
|
Это, конечно, один из видов по работе над словами с непpоверяемыми гласными и трудным: написанием. Ноассоциативные зарисовки словарных слов позволяют учителю заинтересовать детей, развить их воображение и на основе этого и выработать навык правильного употребления и написания трудных слов в устной и письменной речи.
|
|
|
|
|
|
|
|