Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование тестов на уроках в начальной школе.
Тесты для промежуточной аттестации по русскому языку во 2 классе

Мякотина Елена Германовна,
учитель начальных классов ГБОУ школы №94
Выборгского района Санкт-Петербурга

 

     Важное звено учебного процесса – это контроль знаний, умений и навыков. От его правильной организации зависит результат обучения. В процессе контроля выявляются достоинства и недостатки знаний и умений учащихся, что дает возможность преподавателю управлять учебным процессом. Совершенствовать формы и методы обучения. Одной из форм контроля, позволяющей быстро и эффективно проверить  результаты обучения,  в начальной школе являются тестовые задания.

 

     Что же такое тест?

     Тест – это задание с вариантами ответов, среди которых , как правило, даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма; требуется либо вычеркнуть лишнее, либо отметить правильный ответ соответствующим значком. Тестируемый  должен те только найти правильный ответ, но и отметить его в соответствии с заданной формой.

 

      Каковы основные функции теста в образовательном процессе?

     Образовательная функция: закрепление и систематизация знаний, практических умений и навыков .Тесты совершенствуют умения младших школьников применять знания в различных ситуациях (стандартных и нестандартных) , выбирать рациональные способы решения учебной задачи, овладевать методами получения информации .В ходе выполнения тестовых заданий  устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринимать его целостную структуру.

     Воспитательная функция: формирование положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умения ставить и достигать определенных целей, навыков самоконтроля и самооценки.

     Развивающие функции: развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей , логики,  эмоциональной сферы и таких качеств личности , как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.

     Контролирующая функция: возможность учителю получать информацию о достижениях своих учеников, определять их динамику, степень усвоения ими программного материала.

     Учителю  тесты  помогают проанализировать свою педагогическую деятельность: оценить свои достижения, обнаружить недостатки и ошибки.

 

     Какие виды тестов используются в начальной школе?

·        Тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках  определений и правил (в форме списывания слова, словосочетания, фразы , предложения.

 

Пример:

Впиши правильный ответ:

1.     Имя существительное – это __________________________________.

2.     Окончание – это изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для _________________.

 

·        Тесты-дополнения,  в которых предлагается один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова-ответа, символа или знака.

 

Пример:

1.Вставь нужное слово:

Предлоги со словами пишутся ________________, а  приставки _______________.

 

             2.Дополни предложение словом из словаря:

             Бабушка набросила на плечи теплый ______________.

 

·        Тесты альтернативные, где необходимо установить истинность или ложность предлагаемых утверждений (да – нет, правильно – неправильно)

 

Пример:

Обведи правильный ответ:

1.Суффикс служит для образования новых родственных слов.

 

Да                Нет

 

·        Тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов.

 

Пример:

1.Обведи № верного утверждения:

А)Глагол – это часть слова.

Б).Глагол – это часть речи.

В)Глагол – это часть предложения.

 

2.Выбери правильный ответ и обведи кружком.

Окончание служит для:

А)образования новых родственных слов.

Б)связи слов в предложении

В)узнавания родственных слов

 

·        Тесты, в которых требуется установить соответствие (смысловое соединение элементов двух списков, где какому либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти  ответ в другой колонке).

 

Пример:

Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают:

бегун                                         что делал?

улыбался                                   какой?

цветок                                        кто?

милый                                        что сделал?

заснул                                        что?

высокая                                      какая?

 

·        Тесты, ведущие к созданию различных схем, графиков и т.д.

 

     Каким должен быть тест?

1.     В тесте должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время его проведения.

2.     Процесс тестирования должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов и т.д.)

3.     Задания должны читаться легко; они не  должны повторять формулировок, данных в учебнике, слово в слово, или содержать двусмысленность.

4.     Тестовые задания, предполагающие выбор ответов, должны содержать не более 3 – 5  вариантов ответов, подобранных так, чтобы в них были учтены наиболее характерные для данного случая ошибки.

5.     Постановка вопроса и предполагаемые варианты ответов должны максимально исключить возможность угадывания.

6.     Количество заданий 10 – 12.

 

    Проблемы.

     Ряд школьных предметов непригоден для тестового контроля. Это предметы общественно-гуманитарного и эстетического циклов. Их специфика в том, что на этих уроках детей учат чувствовать, сопоставлять, анализировать, делать самостоятельные выводы.

 

 

Как оценивать тест?

     Для обработки тестов можно пользоваться пятибалльной системой оценки (табл.1)

 

Количество правильных ответов при выполнении заданий 1 - 12

Отметка

12

5  «отлично»

10-11

4  «хорошо»

7-9

3  «удовлетворительно»

6 и менее

2 «неудовлетворительно»

 

 

     Тест действительно является очень удобной формой проверки, но НЕ ЕДИНСТВЕННОЙ. Ученик должен уметь дать устный  развернутый ответ, доказать и отстоять свою точку зрения. От учителя зависит, как будут подготовлены дети к различным формам контроля знаний, умений и навыков.

 

 

 

 

 

Литература:

 

·        Л.Л.Николау «Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов», Начальная школа. - №10 , 2008 с.46-49

·        Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Тесты по русскому языку и чтению в период обучения грамоте» М., Баласс, 2005

·        Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, и др. «Тесты: Начальная школа» Учебно-методическое пособие М., Дрофа, 2002

·        О.Л.Базарова и др. «Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения», Начальная школа, №3, 2001

·        Н.Ф.Виноградова и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу», М.:Дрофа, 2000

·        А.Н.майоров «Теория и практика создания тестов для системы образования», Ь., «Народное образование»,2000

 

****

 

 В приложении представлены тестовые задания по русскому языку для промежуточной аттестации во 2 классе. Данные тесты помогут учителю провести итоговый контроль знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися во время обучения во 2 классе. Тестовые задания составлены в соответствии с ФГОС начального общего образования.

 

 

 

Приложение

 

Русский язык

Работа №1

1.     В каком слове ударение падает на второй слог?

       кружева

       шофёр

       свёкла

2.     В каком слове все согласные звуки твердые?

        машина

        грузовик

        трамвай

3.     В каком слове 5 букв и 6 звуков?

        зайка

        речка

        левая

4.     Как правильно перенести слово УРАГАН?

        у-раган

        ураг-ан

        ура-ган

5.     В каком слове пишется буква Я?

        ч…шка

        пр…ник

        ч…ник

6.     В каком слове пишется буква Й?

        по…т

        по…те

        во…н

7.     В каком слове мягкий знак (Ь) не пишется?

        руч…и

        суч…я

        поч…та

8.     В каком слове пишется разделительный мягкий знак (ь) ?

        пал…то

        друз…я

        тетрад…

9.     В каком ряду все слова пишутся с большой буквы?

        корова, собака, заяц

        липа, тополь, берёза

        москва, самара, волгоград

10.                 В каком слове пишется буква И?

        з…мля

        пл…чо

        гр…бы

11.                 Найди «лишнее» слово.

Бережок, побережье, бережливый, прибрежный

Работа №2

1.     В каком слове все согласные звуки глухие?

        шапка

        мост

        зонт

2.     Какое слово подходит для проверки сова ЛЕСНИК?

        лесной

        лес

        лесок

3.     Укажи главные члены предложения.

В прохладной тени леса растут душистые ландыши.

         в тени растут

        растут ландыши

        душистые ландыши

4.     Укажи глагол.

        играть

        игра

        игровая

5.     В каком ряду перечислены предлоги?

        бег, шаг, ход

        около, для под

        дом, пень, конь

6.     В каком слове нужно проверить согласную в конце слова?

        дверь

        сугроб

        горох

7.      Написание какого слова не соответствует произношению?

        дочка

        игрушка

        глазки

8.     Укажи слово противоположное по смыслу слову СМЕЛЫЙ.

        храбрый

        проворный

        трусливый

9.     Укажи слово, которое употреблено в форме множественного числа.

        ягода

        гриб

        овощи

10.         Укажи имя прилагательное, подходящее к существительному САД.

        большая

        хвойный

        фруктовый

 

                                  Работа № 3

 

1.     Отметь неверное утверждение.

        Письменную речь мы произносим.

        Внутренняя речь – это речь про себя.

        Монолог – это речь одного человека.

2.     Прочитай пословицы. Отметь ту, в которой говорится о письменной речи.

        Доброе слово слаще мёда.

         Что написано пером, то не вырубишь топором.

         Слово – серебро, молчание – золото.

3.     Отметь предложение.

        Сегодня выпал снег.

        В синем небе.

        Учебники и тетради.

4.     Из какой группы слов можно составить предложение?

        душистый, пчела, осень, цветы, солнце

        утром, на, капле, траве, росы, засверкали

5.     Отметь распространённое предложение.

        Прозвенел звонок.

        Бабушка вяжет свитер.

        Листья пожелтели.

6.     Отметь антоним к слову ВЕЖЛИВЫЙ.

        воспитанный

        грубый

        внимательный

7.     Отметь неверное утверждение.

        Антонимы – это слова, противоположные по значению.

        Синонимы произносятся и пишутся одинаково.

        Одно слово может иметь несколько синонимов.

8.     Отметь родственное слово к слову САХАР.

        вкусный

        сахарный

        сладкий

9.     В каком ряду перечислены родственные слова?

        лапа, липа, лампа

        дом, домик, домашний

        мама, папа, сестра

10.                        Отметь слово, в котором ударение падает на последний слог.

        начали

        дарит

        звонит

 

Работа № 4

 

1.     Отметь ряд, в котором все слова разделены для переноса правильно.

        чу-жой, паль-то, мо-роз, помо-гать

        яб-локо, ку-кла, ры-ба, хокк-ей

        скво-рец, са-лат, со-ва, кла-д

2.     Отметь слово, в котором выделенная буква обозначает звук [o].

        коса

        сокол

        гора

3.     Сколько букв и звуков в слове МЕЛЬНИЦА?

        7 букв, 8 звуков

        8 букв, 7 звуков

        8 букв, 8 звуков

4.     Отметь ряд, в котором все слова расположены в алфавитном порядке.

        белый, блеск, блокнот

        милый, остров, острый

        долгий, дорогой, виноград

5.     В каком слове написание выделенной буквы нужно запомнить?

        ветерок

        красивый

        вечерний

6.     Вставь пропущенные буквы. Отметь ряд, в котором во всех словах пропущена буква А.

        м_лыш, _рбуз, гл_за, пл_ток

        ш_ги, с_довый, к_нец, в_лна

        п_льто, р_бота, к_пуста, м_локо

7.     Вставь пропущенные буквы. Отметь ряд, в котором во всех словах написание выделенной буквы проверить нельзя.

        ноябрь, подарить, лошадка, морковь

        портфель, шагать, аптека, прямой

        газета, стакан, лопата, вагон

8.     Отметь неодушевлённое имя существительное.

        учитель

        сирень

        пчела

9.     Отметь многозначное слово.

        ведро

        синица

        лист

10.                        Отметь слово, которое отвечает на вопрос КТО?.

        сон

        сонный

        Соня

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»