Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности развития речи детей 9-10 лет

Петрова Мария Викторовна

Всю жизнь человек совершенствует свою речь. Он овладевает богатствами и нормами родного языка. Возрастные этапы вносят что-то свое новое в речевое развитие человека. Самые важные ступени в развитии речи приходятся на детский возраст – школьный период.

Младшие школьники уже умеют пользоваться разнообразными синтаксическими конструкциями, которыми овладели практически, беря для себя образцы в речи взрослых, в книгах. Как утверждает Н. И. Политова, хотя в целом в речи детей преобладают простые предложения, но в устной речи первоклассников до 10 % предложений - сложные предложения, в том числе и сложноподчиненные. В речи учеников третьего класса сложные предложения составляют уже 25 – 35 %, причем более половины из них сложноподчиненные, преимущественно с придаточными определительными, изъяснительными и временными. В 8 – 9-летнем возрасте дети начинают использовать и придаточные причины, цели, уступительные, а также сложные бессоюзные предложения, главным образом с отношениями последовательности действий. Однородные члены предложения употребляются всеми учениками начальной школы. Нередки в их речи и обособленные второстепенные члены (деепричастные и причастные обороты), вводные слова, обращения. Использование более сложных синтаксических конструкций можно объяснить стремлением учащихся выразить в своих высказываниях более глубокое содержание, они ищут для него адекватную языковую форму.

Поэтому нужно ценить и поддерживать естественное развитие речи детей, а не ориентировать их на однообразные предложения элементарного типа. Не следует приуменьшать речевые возможности младших школьников.

Профессор М.Р. Львов, изучавший проблемы формирования грамматического строя речи учеников, пишет, что «у детей младшего школьного возраста в процессе обучения происходит увеличение размера предложения от четырех слов в первом классе, до шести слов в третьем классе. Такой рост размеров предложения свидетельствует о повышении внимания ребенка к своей речи, о стремлении выражать свои мысли в сложных синтаксических конструкциях, о совершенствовании навыков выражать в речи различные отношения, результатом чего является широкое употребление второстепенных и однородных членов предложения». Мы знаем, что речь может проявляться в письменной и в устной форме.  Особенности устной и письменной речи разъясняются психолого-ситуативными различиями, существующими между ними. Устная речь ведется в условиях непосредственного общения, именно поэтому к третьему классу ребенок достаточно хорошо овладевает ею. По данным профессора          А. Н. Гвоздева, «ребенок с нормально развитой речью к восьми – девяти годам свободно пользуется в разговоре простым, сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, затрудняясь иногда лишь в построении некоторых придаточных предложений. Как показывает педагогическая практика и убедительно свидетельствует анализ культуры речи младшего школьника, в их устных высказываниях имеют место нарушения синтаксической связи слов.  Как правило, дети 8 – 9 лет свободно произносят слова в процессе общения, не задумываясь при этом над расстановкой слов внутри фразы». Это объясняется тем, что ребенок понимает в окружающем больше, чем может передавать словами. Пытаясь что-то рассказать, он спешит, запинается. Рассказывая один сюжет, переключается на другой, из-за чего возникают серьезные речевые ошибки, которые приводят к тому, что изложение становится непонятным. Сам ученик при этом обычно не замечает своих ошибок, ему часто нравится его общение. Он убежден, что нашел лучшее средство, чтобы выразить свои мысли. Так происходит из-за того, что во внутренней речи все его мысли были для него вполне понятны.

Особенность устной речи детей младшего школьного возраста проявляется в неумении строить речь в определенной композиционной форме без наводящих вопросов. Учитель, обучая детей коммуникативным умениям, помогает им понять все особенности связного текста, а также способствует развитию умения обучающихся самостоятельно строить связные сообщения.

 

Естественно, что начало школьного обучения способствует обогащению и расширению словаря. Как показывает практика, «за первый год обучения словарь увеличивается примерно на 1000 – 1200 слов (хотя установить точное количество усвоенных слов за данный период очень сложно). Несмотря на значительное расширение лексики, ученик третьего класса еще далек от свободного пользования всеми известными ему словами. В высказываниях 8 – 9-летних детей наблюдаются ошибки в употреблении слов, вкладывание в слово неправильного значения, неточности в употреблении союзов, предлогов». У детей 8 – 9 лет складываются представления о   многозначности слова. Ребенок понимает и включает в свою речь слова с переносным значением, в процессе высказывания может быстро подбирать синонимы.

 

Можно сделать вывод, что речь учеников третьего класса достаточно развита, точна в структурном отношении, достаточно развернута, логически последовательна. Но это не означает, что связная речь младших школьников не нуждается в дальнейшем развитии.

Поэтому от учителя начальной школы требуется в большей степени, чем от других учителей, умение грамотно организовать работу по развитию речи.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»