Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Работа над сочинением-миниатюрой

Петрова Мария Викторовна

Сочинение в  школе занимает важное место: ему подчиняются все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьники максимально приближаются к оптимальным условиям речевых высказываний.

Сочинение в широком смысле – это изложение собственных  мыслей на заданную тему.  Сочинение показывает,  на сколько  ученик понимает определенную тему, и может выражать свои мысли грамотно последовательно и ясно.

Программа по русскому языку для младших классов определяет ряд навыков и речевых умений учащихся, которые должны сформироваться за 4 года обучения благодаря  изучению грамматики, фонетики, правописания и развития речи. Однако  из практики работы в школе видно, что одним из  слабых звеньев в системе обучения  языку является работа по развитию связной речи детей. В учебниках часто отсутствует система заданий и  упражнений, которая позволяет развивать все виды речевой деятельности учащихся, а также умение школьников свободно пользоваться родным языком в разных ситуациях общения. Жанр миниатюр представляет собой значительный интерес для решения вопросов развития речи уча­щихся, так как имеет малый объем, харак­теризуется образностью языка. Миниатю­ры создают, по мнению М.Р. Львова, «...непрерывность системы самостоятель­ного письма учащихся, служат фоном для крупных сочинений и других творческих работ». Написание сочинения-миниатюры соответствует психологии младшего школьного возраста, т.к. такие работы невелики по объему и не вызовут страх у детей  из-за невозможности справиться с заданием в связи с дефицитом  времени. Сочинения-миниатюры могут использоваться чаще, чем объемные работы, они занимают лишь часть урока, в большей степени могут соотноситься с изучаемой темой, сочетать в себе задачи обучения, контроля и диагностики. При обучении написанию сочинений я остановилась на таких методах организации учебной деятельности, как репродуктивный метод и частично-поисковый (эвристический) метод.

Репродуктивный метод работы над обучающим сочинением имеет следующие этапы работы:

1) Подготовка к написанию сочинения.

Готовиться к сочинению дети начинают задолго до его написания. Работа проводится одновременно на уроках русского языка,  чтения, окружающего мира, во внеклассной работе. Дети должны иметь возможность несколько раз вернуться к теме предстоящего сочинения до его написания.

Учитель ведет работу по увеличению словаря учащихся по выбранной  ими теме.  Проводится работа, связанная с анализом авторских текстов, которые приближены по тематике к теме предстоящего сочинения, учитель обращает внимание на  средства языка,  которые используют мастера слова.

Учитель одновременно с этим учит детей глядеть в суть понятия, отделять несущественные признаки  от существенных признаков понятия и постепенно подходить  к развернутым суждениям. К этому этапу так же можно отнести подготовительные упражнения, которые представлены в этой работе. Все это позволит осуществить актуализацию знаний детей и поможет подготовить их к написанию творческой работы.

2) Написание сочинения.

Перед написанием сочинения обязательно  должна быть вступительная беседа учителя. С помощью беседы появится определенное эмоциональное настроение на уроке, которое поможет ученикам выразить свои мысли и чувства при написании сочинения.

Следующий этап на уроке – это подготовка к написанию сочинения. Работа проводится устно: обсуждаем возможный план сочинения, проводится работа по активизации словаря, дети составляют отдельные устные высказывания по пунктам плана.  Затем ученики самостоятельно записывают свое сочинение.

3) Работа над сочинением после написания.

Проводится обсуждение творческих работ детей. Детям дается  возможность отредактировать свой текст.

В работе используется также частично-поисковый метод обучения написанию сочинений, он включает следующие этапы работы:

 

  1. Детям предлагается тема для написания сочинения без подготовительной работы. Но тема  должна быть достаточно трудной.
  2. Самоанализ сочинений. С помощью вопросов учителя дети приходят к выводу о том, что сочинение трудно писать без подготовки. Учащиеся с помощью учителя решают, что обязательно нужен план предстоящего сочинения, нужна работа со словарем по этой теме, выясняет, что не хватает наблюдений, знаний об этом явлении,  объекте, событие.
  3. Подготовка к сочинению. Сами дети называют время, за которое они смогут подготовиться к написанию сочинения. Это может быть 2 дня, а может и больше. В течение этого назначенного времени идет подготовительная работа к сочинению. Кроме работы, проводимой учителем, дети самостоятельно ищут материал к предстоящему сочинению, делятся своими находками.
  4. Написание сочинения. Дети выбирают жанр сочинения, план сочинения составляется коллективно или индивидуально. Затем работа организуется так,  как рассказано  в репродуктивном методе.

 

На мой взгляд, сочинение-описание следует проводить два раза в месяц. Учителю необходимо заботиться о разнообразии тем сочинений. Предлагаю следующие  темы сочинений-миниатюр:

 

«Знакомьтесь! Это я»;

«Догадайтесь, что это?»;

«Глаза любимого героя»;

«Кленовый лист»;

«Одуванчики»;

«Вот такой он, Карлсон!»;

«Поход в зоопарк»;

«Восход солнца»;

«Чудесный день»;

«Рыбка в аквариуме»;

«Наши забавные друзья»;

«Первый весенний луч»;

«Вид из моего окна»;

«Лук»;

«Дождевая тучка»;

«Разноцветная радуга»;

Сочинение-миниатюру нужно проводить за 10-15 минут до конца урока.

Я составила подготовительные упражнения, которые представлены в двух направлениях:

- упражнения, связанные  с работой над словом и словосочетанием;

- упражнения, связанные  с  работой над предложением и текстом.

 

Упражнения, связанные с работой над словом и словосочетанием

 

Цель упражнений: развитие умения подбирать подходящие слова для передачи точного смысла высказываний; формирование умения составлять высказывания по аналогии; раскрыть понятия многозначности слов на конкретных примерах; закрепить в речи детей правильные нормы ударения в словах.

1) Выбор наиболее подходящего слова или словосочетания из имеющихся данных

Пример упражнения:

Вставь слово вместо точек.

1. Не … в обиду, маху …, ни…, ни взять.

2. Смотреть во все …, в …рябит, как бельмо на …, не в бровь, а в …

3.Сидеть сложа …, из …вон плохо, золотые…

Справка: дать, глаза, руки.

2) анализ правильных, образцовых текстов, составление выражений по аналогии при помощи опорных слов, картинок, предметов

Пример упражнения:

Прочитайте текст-описание.

Слон оказался гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Го­лова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хвост — точно длинная змея и оканчивается дву­мя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец.

(А. И. Куприн)

1. Представили ли вы слона по этому описанию? Какой он?

2. С какими предметами сравнивает девочка Надя слона? Почему?

По каким признакам происходит сравнение? (форме, цве­ту, величине, длине)

3. Где она его хорошо разглядела: в зоопарке или в своей комнате?

Из какого произведения взят этот отрывок?

4. Помогают ли сравнения, участвующие в описании, пред­ставить слона как живого? Подчеркните эти сравнения. Можно ли это описание назвать художественным?

5. Что бы вы добавили к этому описанию?

6.Как передаётся отношение автора к слону?

7. Определите данное и новое.

Какие слова, кроме «слон», «он» входят в данное? (слова, на­зывающие части тела: ноги, хвост, уши, глаза, клыки, хо­бот)

8.Подберите синонимы и антонимы к словам: «толстые», «разглядывала», «оказался».

9. Сколько фотоснимков вы бы сделали по этому тексту?

10.Перескажите текст подробно.

 

 

 

3) составление предложений по схеме

Пример упражнения:

какая?     кто?        как?     что делает?

что?      что делает?       как?

какое? и    какое?      что?   как?   что сделает?

 

 

4) упражнения, направленные на понимание учениками многозначности слова

Пример упражнения:

 

Прочитайте стихотворение Г.Демакина. Определите сколько значений есть у слова ставить в этом стихотворении. Какие еще значения этого слова вы можете назвать?

Пять рабочих ставят дом

Ставит опыт агроном

Он растит такую рожь

С головой в нее уйдешь.

Ставит счетчики монтер.

Ставит фильмы режиссер.

Снял он сказку «Колобок»,

Чтобы ты увидеть мог.

Мама ставит пироги.

Подойди и помоги.

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плач!»

Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз.

 

 

5) упражнения, направленные на выработку навыков правильного произношения и ударения

Пример упражнения:

Говорите правильно!

Поня́ть – по́нял – по́няли – поняла́

Снять – снял – сня́ли – сняла́

Спать – спал – спа́ли – спала́

Запомните, употребив слова понял, поняла, поняли. Следите за ударением.

Учительница объясняла урок, а потом спросила: «Все …?» Одна девочка сказала: «Я не …», «А ты, Вася …?» «Да, …», - ответил он. «Объясни, как ты …». Вася объяснил. «Вот теперь все …», - сказала учительница.

 

6) наблюдение над устоявшими словосочетаниями, употребление их в речи

 

Пример упражнения:

 

Прочитайте предложения. Определите фразеоло­гизмы и свободные сочетания слов. Подберите слова-синонимы к фразеологизмам.

 

Эй, возьми меня в работники,

Поработать руки чешутся!

(Н. Некрасов)

От этой мази руки чешутся.

 

 

Бабушка гладила внучку по головке, при этом поправляла ленту в косе.

Миша понимал, что за этот поступок его по головке не погладят.

 

В школе детей кормят завтраками.

Каждый день Вова обещал Пете показать новую марку, но всё время забывал принести её. Он говорил товарищу: "Не сердись, принесу завтра". На что Вова отвечал: "Хватит кормить меня завтраками".

 

Мама не находила себе места от волнения. Я не нашёл себе места и вышел в коридор.

 

Упражнения, направленные на работу над предложением и текстом

Цель упражнений: сформировать умение создавать тексты, опираясь на памятки и без них; учить анализировать тексты разных стилей; развивать умение связно излагать свои мысли.

1) использование памяток при работе с текстом:

2) составление предложений, объединенных одной темой по сюжетным картинкам, по опорным словам:

Пример упражнения:

Рассмотрите картинки.

Прочитайте слова из рассказа.

Составьте рассказ, используя данные слова.

утром, утятам, ставила, хозяйка

боялись, подходить, к, тарелке

пугала, стрекоза

Андрюша схватил, за крыло, вырвалась

с тех пор, не прилетала

 

3) работа по исправлению деформированного плана текста;

4) работа с пословицами и устоявшимися выражениями:

Пример упражнения:

Доскажи пословицы:

 

Не дыма… . Под лежачий камень… . Что посеешь, то и… . Маслом каши… . Что написано пером,… . После драки… .

 

 

5) подбор более подходящего вступления или заключения сочинения:

Пример упражнения:

Прочитайте начало сказки. Придумайте продолжение истории.

 

Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились.

 

6) стилистическое редактирование текста (нахождение, объяснение и устранение стилистических ошибок в тексте);

7) работа по восстановлению деформированных текстов:

Пример упражнения:

Постройте из данных частей текста связный текст.

  1. 1. Кучки печенья быстро уменьшались. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, мальчики вылезли из-за стола. Они посмотрели на маму, - она мешал ложечкой

неначатый чай. А бабушка жевала корочку черного хлеба…

 

  1. 2. Мальчики выгребали все печенье на стол и разложили его на две кучки. Потом они попросили бабушку налить им чай.

 

  1. 3. Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

 

(По В. Осеевой)

Рассмотрим в качестве примера этапы подготовительной работы перед написанием сочинения-миниатюры «Лук».

 

За две недели до написания сочинения дети занимаются проращиванием лука, в классе. На уроках русского языка включены задания по развитию речи учащихся. Дети выполняют упражнения следующего вида:

 

1)    Подберите однокоренные слова к слову «лук».

 

2)    Пользуясь толковым словарем, определите лексическое значение слова «лук».

 

3)    Рассмотрите иллюстрации и вставьте в предложения нужные слова:

Нина посадила…

Человек освоил стрелы и …

Дети побежали на…

Какое слово лишнее, почему?

 

4)    Прочитайте. Что это за предложения? Как понимаете их?

Лук чесноку брат. Лук семь недугов лечит.

5)    Придумайте словосочетания со словом «лук».

 

6)    Рассмотрите иллюстрации и расскажите, что нарисовано.

( перо птицы, перо лука, перо ручки)

 

7)    Вспомните сказку про луковичку. Напишите, какой Чиполлино по характеру.

 

8)    Прочитайте предложения:

В зеленом луке содержится много витаминов. Его обязательно нужно употреблять в пищу.

Составьте рецепт, в который входит лук.

На уроках подготовки к сочинению проводится орфографическая работа.

На этапе обучения написанию сочинения, мы используем прием «наращивания» слов на грамматическую основу. Детям предлагается одно существительное и один глагол, данные слова записаны на карточках и вывешены на доску. На соседней доске помещены слова, из числа которых дети будут составлять предложения. Сначала, школьники выбирают из ряда слов нужное, более подходящее слово и закрепляют его около подлежащего. Затем, выбирается еще одно слово и закрепляется возле сказуемого:

 

солнце светит

Яркое солнце светит в голубом небе.

 

После того, как будет составлено первое предложение, составляются таким же образом еще два-три. Коллективно составленный текст записывается в тетрадь.

На следующем уроке задача усложняется. Учитель не дает схемы (грамматические основы) в готовом виде, а предлагает детям ряд слов, из которых их можно составить. Идет обсуждение предложенных вариантов, несколько схем фиксируется на доске. Затем дети занимаются «наращиванием» схемы, подбирают из ряда слов наиболее подходящие слова, можно пользоваться своими словами. После обсуждения текст записывается в тетрадь.

 

Следующий урок предполагает самостоятельную работу учащихся по составлению сочинения-миниатюры, дети пишут в черновиках схемы, подбирают нужные слова, затем записывают текст в тетрадь. Работая над описанием предмета, дети используют прием олицетворения, благодаря этому работы становятся очень интересными.

 

Пример сочинения-миниатюры, составленного учащимся 3 класса: «Золотистый лук, похожий на старого деда сидит на резной банке. Его длинные корни, как борода, спустились в прозрачную воду. На голове у него растут зеленые перья словно это волосы. Он доволен!»

Важно, чтобы первое предложение сочинения было вводным-«дверь»в тему. Обязательно должно быть заключение-выражение чувств.

Рассмотрим в качестве примера урок написания сочинения-миниатюры «Лук»

На столе у детей стоят баночки с пророщенным луком.

- Ребята, вчера я получила необычное письмо. Написал его мальчик Тема, он живет на Северном полюсе и у него практически не бывает солнышка. Тема очень редко ест фрукты и овощи, а о том, как выглядит зеленый лук он вообще не знает.

-Прочитав его письмо, я сразу вспомнила вас. Ведь, вы только что вырастили лук и смогли бы, рассказать Теме о том, как он выглядит, как пахнет.

-Расскажете?

- Чтобы Тема правильно представил как выглядит лук, вы должны подбирать нужные слова для его описания. А чтобы мальчик не устал читать ваши сочинения, писать будем в жанре миниатюра. Положите перед собой памятку “Как я составляю текст-описание растения”.

Памятка

Как я составляю текст-описание растения

1.  Рассматриваю описываемое растение.

2. Определяю его размер, форму, цвет.

3. Нахожу наиболее яркие его части.

4. Определяю данное и новое.

5. Подбираю подходящие для описания определения, эпитеты, сравнения и др.

6. Составляю описание растения.

7. Записываю.

8. Читаю описание. Редактирую.

9. Переписываю в тетрадь.

 

- Посмотрите внимательно на лук, что можно сказать о его форме, цвете (луковица круглая, продолговатая, овальная, перья длинные как травинки).

 

- Как называется верхняя часть, нижняя часть, что находится в воде?

- Чем пахнут луковые перья? (свежестью, летом, немножко огурцом, травой)

- Чем пахнет луковица? (луковица пахнет чем-то горьким, кислым, неприятно).

- Рассмотрите корешки, какие они? (корешки длинные, белые, немножко желтые, похожи на червяков).

- Вспомните, какой лук был вначале и каким стал теперь. (Сначала была большая луковица, а затем появились перышки, они росли – росли и выросли).

- С чем можно сравнить лук, луковые перья? (лук как солнышко, изумрудный лук, цвет малахита).

- Запишите текст пользуясь памяткой.

 

После проверки сочинения учителем, дети вклеивают работу в свою творческую книгу, дома рисуют иллюстрацию к своему сочинению.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»