Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Письменное изложение повествовательного текста
по самостоятельно составленному плану

Коротаева Надежда Аркадьевна,
учитель начальных классов ГБОУ школы №118
Выборгского района Санкт-Петербурга

Предмет: русский язык 4 класс
Тема урока: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технология: информационная.
Элементы технологий:

  1. здоровьесберегающие технологии
  2. технология проблемного диалога

Цель: подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.
Задачи:

  • учить использовать разные виды чтения при работе с текстом;
  • развивать умение определять тему и главную мысль текста;
  • учить оценивать правильность написанного текста;
  • учить сотрудничать с другими в решении учебных задач;
  • воспитывать уважительное отношение к природе, внимание и заботу к животным;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Планируемые результаты

Предметные

Метопредметные

Личностные

  • определять тип текста;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • подбирать заголовок к тексту;
  • составлять план текста;
  • подробно излагать текст по плану;
  • проверять написанное.
  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • строить речевое монологическое высказывание;
  • осуществлять деятельность в соответствие с планом;
  • оценивать правильность написанного текста.
  • проявлять уважительное отношение к природе;
  • проявлять внимание и заботу к животным.

Формируемые УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

  • умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
  • смысловое чтение;
  • рефлексия способов и условий действия.
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
  • составление плана и последовательности действий;
  • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.
  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Средства:

  1. Т.Г. Рамзаева «Русский язык» учебник 4 класс. Москва. Дрофа. 2010.
  2. Компьютер, проектор.

Ресурсы:

  1. Программа Microsoft Power Point 2010;
  2. Презентация, созданная учителем.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает прочитать тему урока, определить учебную задачу.
  • Называют тему урока, записанную на доске: "Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану", определяют учебную задачу - учиться составлять план текста, подробно пересказывать содержание с опорой на составленный план.

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает коллективно спланировать деятельность по подготовке к написанию изложения.
  • Определяют последовательность действий, обсуждают пункты плана работы (план работы на Слайде №2).

Организация познавательной деятельности

  • Речевая разминка. Предлагает в предложениях исправить речевую ошибку.
  • Предлагает прочитать текст из упражнения №162 в учебнике;
  • В форме диалога организует подготовку к изложению;
  • Идет коллективная работа по исправлению предложений (Слайд №3)

Вопросы классу:

  1. Определите тип текста
  2. Назовите его тему (о чем повествуется в рассказе?)
  3. Какова основная мысль текста (что хотел выразить автор с помощью текста?)
  • Отвечают, что тип текста повествовательный. Об этом узнали из темы урока, записанной на доске.
  • После обсуждения определяют тему текста: как учитель помог перезимовать уточке.
  • Учащиеся высказывают свое мнение, что проявлять заботу и доброту нужно к братьям нашим меньшим.
  • При помощи слайда №4 обобщаем сказанное учениками;
 
  • Предлагает подобрать заголовок;
  • Предлагают заголовки, записывают в тетради, а учитель на доске. (Уточка Утя; Живи на воле!; Учитель и Утя; Учитель и уточка.)
  • Продолжает работу по составлению плана и подбору рабочих материалов.
 

Вопросы классу:

  1. Сколько частей в тексте
  2. Сколько пунктов плана получится в тексте
  • Четыре
  • Четыре, потому что абзац соответствует частям текста

Работа в группах.
Ставит задачу: каждой группе необходимо озаглавить свою часть текста и выделить ключевые слова, выражения, которые использует автор для раскрытия темы и основной мысли текста.

Каждая группа читает свой абзац, предлагает свой вариант пункта плана, ключевые слова. Члены других групп принимают участие в обсуждении. Итогом работы будет такая запись в тетради:

План

  1. Раненная уточка в доме учителя.
  2. Волнение Ути
  3. Пришла разлука
  4. Счастливая уточка

Опорные слова

  1. Николай Дмитриевич; приволок с речки; речка Покша; крылышко зажило; привыкли друг к другу.
  2. Появились полыньи; взлетать; хлопать крыльями; проситься на волю.
  3. Посадил на ладонь; погладил; чувствовал; вынес на волю; снизу вверх.
  4. Широкая полынья; то нырнет, то вынырнет; на воле.
  • Физкультминутка
 
  • Организует лексическую, орфографическую, пунктуационную работу с текстом
 

Лексическая работа

  • какими словами можно заменить словосочетания (Слайд №5)
  • чтобы не допустить повторения слов, предлагает подобрать синонимы к словам: учитель, уточка
  • предлагает прочитать по слогам трудные слова и обратить на них внимание при написании текста изложения (Слайд №6)

Предлагают варианты

  • Один ученик работает с толковым словарем, объясняет значение слова "полынья".
  • Подбирают синонимы, записывают в тетрадь:
    Учитель: Николай Дмитриевич, он.
    Уточка: Утя, она, птица.
  • Вместе с учителем читают по слогам орфографически.
  • Предлагает выписать из текста имена собственные, объяснить.
  • Комментированное письмо. Просит объяснить орфограммы.
  • Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадь ( Николай Дмитриевич, Покша, Утя).
  • Пишут слова на доске и в тетради, объясняя орфограммы (уточка, речка, чаще, широкая, проситься, на волю, снизу вверх, полынья, на ладонь).

Пунктуационная подготовка.

  • просит найти в тексте и прочитать два последних предложения. Объяснить знак в конце предложений.
  • просит объяснить запятую в одном из них.
  • обращает внимание на предложение с однородными членами. Опорой для ребят будет схема предложения на Слайде №7.
  • обращает внимание на предложение, где есть двоеточие и запятые. С помощью схемы объясняет постановку знаков препинания на Слайде №8.
  • Читают предложения, объясняют, почему стоят восклицательные знаки (они выражают сильные чувства).
  • Говорят, что это обращение.
  • Читают предложение: "Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке."
  • Читают предложение: "Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнет, то вынырнет, то нырнет, то вынырнет."
  • Физкультминутка
 

Закрепление и включение в систему знаний

  • Организует написание изложения.
  • Читают текст самостоятельно, по желанию пересказывают перед одноклассниками. Выслушивают оценочные суждения, советы по корректировке текста. Записывают текст.

Рефлексия учебной деятельности

Организует обсуждение:

  • Понравился ли текст, с которым работали?
  • Какие выводы вы сделали для себя?
  • Какие трудности вы испытывали при написании изложения?

Включаются в беседу, высказывают свое мнение

Домашнее задание

  • Повторить спряжения глаголов
  • Выписать глаголы-исключения (Слайд №9)

Презентация

Скачать

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»