Учебно-методическое пособие
Виды работ над ударением на уроках обучения грамоте и русского языка в начальной школе.
Анализ упражнений по теме «Ударение»
в учебно-методическом комплексе
«Перспектива» для начальной школы
Колпакова Ирина Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ
школы № 570 Санкт-Петербурга
С 1 января 2010 года в Российской Федерации был введён в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Предмет «Русский язык» для начальной школы имеет цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи; развитие навыков грамотного письма как показателя общей культуры человека).
Предмет «Русский язык», согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, тесно связан с предметом «Литературное чтение» и решает основные задачи содержания предметной области «Филологии»:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
2) понимание того, что язык – это явление национальной культуры, основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
3) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи;
4) овладение орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами русского языка, правилами речевого этикета;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами, умение использовать знания для решения познавательных, практических, коммуникативных задач;
6) развитие способностей к творческой деятельности.
Умение правильно ставить ударение в словах русского языка важно как для уроков литературного чтения, так и для уроков русского языка.
Систематический курс русского языка включает в себя фонетику и орфоэпию, графику, лексику, морфемику, морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию, развитие речи. При изучении фонетики и орфоэпии обучающиеся сталкиваются с понятием ударения русского языка.
В «Толковом словаре» С. И. Ожегова можно прочитать: «Ударение - это выделение слога, слова силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение».
Работа над развитием правильной устной и письменной речи начинается с первого класса. Идёт интенсивное развитие речевого аппарата обучающихся за счёт использования различных частоговорок, упражнений на развитие дикции и интонации, скороговорок, артикуляционной гимнастики. Неправильная постановка ударения в сложных словах для учащихся начальной школы исправляется учителем на всём протяжении начальной школы. Постепенно учащихся приобщаем к работе с орфоэпическим словарём. Учим учащихся с первого класса и самим исправлять неправильную постановку ударения в словах, вооружая их следующими способами действия, которые применяются и в последующих классах:
1) если возникли трудности с постановкой правильного ударения в слове, надо произнести слово так, будто кого-то зовёте и при этом надо услышать гласную или слог, который произносится дольше других, тянется или звучит сильнее. Здесь и будет правильное ударение;
2) если возникли трудности с постановкой правильного ударения в слове, надо произнести слово несколько раз с разным ударением. Например: КОРмушки, корМУШки, кормушКИ и себя внимательно послушать. При таком движении ударения в слове становится понятно с ударением на каком гласном звуке слово звучит правильно.
Эти два способа правильной постановки правильного ударения в словах русского языка тесно связаны с пониманием и знанием учащимися гласных и согласных звуков, слогового строения слов.
Знать и не путать гласные и согласные звуки поможет следующее задание учащимся: обхватите своею ладошкой своё горлышко и произнесите звуки [а], [о]. Чувствуется, что внутри как – будто есть «моторчик». Всё дело в том, что внутри горлышка есть две голосовые связки, которые дрожат при произношении таких звуков как [а ], [о], [у], [ы], [э], [и]. Значит, голос присутствует при произношении этих звуков. В старину ГОЛОС назывался словом ГЛАС, поэтому такие звуки стали называть гласными. Голос есть и у звонких согласных звуков. Найти их можно тем же приёмом (ладошка на горлышке). При произношении гласных звуков воздух проходит через рот свободно; их можно долго тянуть и петь. А вот звонкие согласные произносятся коротко, так как при их произношении воздух встречает на своём пути преграды в виде губ, зубов, языка. Так появляется шум, который есть при произношении любого согласного звука. У звонкого согласного шум дружит с голосом, а у глухого согласного образуется один шум. Вот почему глухие согласные легче определяются. Распознав гласные и согласные звуки слова и помня, что значок ударения ставят над гласным звуком (буквой), легче, пользуясь вышеизложенными способами правильной постановки правильного ударения, поставить в слове ударение.
Чтобы найти ударный слог слова, надо научиться разбивать слово на слоги и находить ударный слог. Как это сделать? Помогут игрушки. Спрашиваем у ребят, из каких частей состоит, например, машинка. В ней есть отдельные части: кузов, кабина, колёса. Вот и слово состоит из отдельных частей. Части слова можно прохлопать: МА (хлопок), ШИ (хлопок), НА (хлопок). Сколько раз вы хлопали? (три раза) Значит, в этом слове три части. Каждая часть – это отдельный слог. В других словах слоги можно простучать, пропрыгать, прошептать. У А. Шибаева есть замечательный совет, как делить слова на слоги:
Чтобы дело шло на лад,
Раздели на слоги слово,
Как на дольки ШО – КО – ЛАД!
Следовательно, слово делится на части. Часть слова – это слог. Если этот способ (прохлопывание, простукивание слогов) не помогает разбить слово на слоги, то вооружаем ребёнка другим приёмом определения слогов в слове: делаем глубокий вдох, приоткрыв рот, выдыхаем, поднеся ладошку ко рту. Ладошка ощутит тепло. Значит, ладошка чувствует тепло при выдохе. Не убирая ладонь, произносим слова, вдыхая и выдыхая воздух и замечаем, что тепло на ладони ощущаем, так как слоги проговариваются на выдохе. Когда произносим слово, воздух выходит из нас толчками. Каждый слог и есть толчок.
Разбив слово на слоги, можно определить ударный слог. Голосом выделяем ударный слог, для этого помогут такие задания: слово произносим быстро три раза, а на четвёртый выкрикиваем в нём ударный слог или делаем всё тоже, но только ударный слог произносим шёпотом. Про ударный слог и голосовой молоточек А. Шибаев написал так:
Ударный слог,
Ударный слог –
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит!
Работа над ударением ведётся во всех классах начальной школы, начиная с простых заданий и заканчивая более сложными. В учебниках русского языка учебно-методического комплекса «Перспектива» обучающимся предложен следующий ряд упражнений по возрастанию трудностей русского языка, связанных с ударением:
1) Поставьте ударение в схеме слова.
ОООООО; ОООООООО
(машина) (травинка)
Цель упражнения: нахождение ударной гласной и ударного слога.
2) Прочитайте пары слов: в чём их сходство и различие?
КРУЖки – кружКИ, ЗАМки – замКИ
Цель упражнения: одинаковые по написанию слова имеют разное значение из-за места ударения в слове.
3) Прочитайте стихи Я. Козловского. Какие слова одинаково пишем, но по - разному слышим? Почему?
Косит косец, а зайчишка косит.
Трусит трусишка, а ослик трусит.
Поставьте ударение. Объясните, какую роль выполняет в слове ударение.
Цель упражнения: самим правильно поставить ударение в словах, которые одинаково написаны.
4) Прочитайте слова с верным ударением, пользуясь орфоэпическим словариком «Говори правильно».
Шофёр, щавель, свёкла, договор, столяр.
Цель упражнения: познакомить обучающихся с орфоэпическим словарём.
5) Найдите слова, которые различаются ударением.
Мне слово «чудно»
Изменить нетрудно:
Поставим ударение на «О»-
Исчезло «ЧУДно»,
Родилось «чудНО»
Цель упражнения: понять, что изменение положения ударения в слове ведёт к изменению его смысла возможно лишь в ходе работы над текстом упражнения, а не по заданию к нему.
6) Поставьте в словах ударение. Есть ли в тексте родственные слова?
Ты родился в России. Здесь твоя жизнь. Только здесь твоё небо родное, деревья родные, родная трава. Родина начинается с детства.
Цель упражнения: научить ставить ударение в родственных словах.
7) Расставьте ударение. В каких словах знак ударения ставить не нужно.
Повёл, дол, шофёр, мяч, квартал.
Цель упражнения: акцентировать внимание обучающихся на осознание того, что все слова русского языка имеют ударение и если в слове одна гласная, значит, в слове один слог. Он и будет ударным. Ударение в односложных словах можно и не ставить. А. Шибаев помогает запомнить ещё одно правило русского языка:
Расскажи –ка-, буква Ё,
Как твоё житьё, бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
Ничего житьё, течёт.
Я – ударная всегда! Ой – Ё – Ёй, вот это да!
8) Обратите внимание на созвучия слов в каждой строке. Где стоит ударение? Что этим достигается?
Скачет всадник на коне,
На буланом скакуне,
Королю везёт поклон,
Передаст и выйдет вон.
(И. Токмакова)
Цель упражнения: показать роль ударения для создания стихотворной рифмы.
9) Объясните, какие буквы надо ставить на месте пропусков.
Один мальчик гулял в л…су и нашёл гн…здо. Пт…нцы п…щали. …ни ждали, когда м…маша прил…тит и нак…рмит их ч…рвячками.
Цель упражнения: снабдить обучающихся алгоритмом правописания проверяемых безударных гласных в корне слова (поставьте безударный гласный звук под ударение, изменив форму слова или подобрав к проверяемому слову однокоренное слово) и проверить умение написания проверяемых безударных гласных.
10) Найдите слова с безударными гласными, которые можно проверить.
В саду всё падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек. Листья сыпались с них частым и печальным дождём.
Цель упражнения: научить самим находить безударные гласные, которые можно проверить, пользуясь пошаговой инструкцией: поставьте ударение в слове, найдите безударный гласный в корне слова, проверьте его.
11)Вставьте пропущенные буквы, объяснив их написание.
Б…рёза, б…тинки, ябл…ко, …бед.
Цель упражнения: отработать на практике умение правильно писать слова с непроверяемыми безударными гласными, основанное на понимании, что такие слова надо запоминать , как они правильно пишутся и уметь пользоваться орфографическим словарём русского языка.
12) Запомните постановку ударения в словах чешского и французского языка.
Цель упражнения: напомнить, что в словах русского языка ударение не имеет постоянного места, а в некоторых языках ударение стоит на определённом слоге:
в чешском языке – всегда на первом слоге (КАРловы Вары);
во французском языке – всегда на последнем слоге (МарСЕЛЬ, ПаРИЖ)
На уроках русского языка с помощью УМК «Перспектива» создаётся информационно-образовательная среда, инструментально обеспечивающая включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и надёжного достижения определённых ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции – умения учиться.
Учитель начальных классов Колпакова И.В.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.
2. Сборник рабочих программ «Перспектива».- М.: Просвещение, 2011.
3. УМК «Перспектива».- М.: Просвещение, 2011.