УМК «Школа России»
Русский язык (2 класс)
Технологическая карта темы
Воробко Наталья Васильевна,
учитель начальных классов
Тема |
Удвоенные согласные (1 ч) |
Цели |
Сформировать представление об удвоенных согласных. Ввести правило проверки удвоенных согласных по орфографическому словарю. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. |
Основное содержание темы |
Удвоенные согласные буквы. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. |
Термины и понятия |
Удвоенные согласные. |
Планируемый результат
Личностные умения - проявлять интерес к изучению темы; - желание запомнить слова с удвоенными согласными; - творческое отношение к процессу выполнения задания по карточке; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. |
Метапредметные умения Познавательные умения: - слышать слова с удвоенными согласными в корне, правильно обозначать их на письме и обосновывать своё мнение; - определять длинный и короткий звук в слове и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания для выполнения творческого задания по карточке. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с целью; - соотносить учебное действие с правилом запоминания орфограммы; - проверять выполненное задание и вносить корректировку; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: -формировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речевые средства для предоставления результата.
|
Предметные умения - рассказывать правило произношения и написания слов с удвоенными согласными; - определять местонахождение удвоенных согласных в слове; - зрительно запоминать и списывать слова без ошибок. |
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи |
Ресурсы |
Формы работы |
Литературное чтение - чтение загадок, содержания карточки |
Информационный материал - Учебник «Русский язык» В.П .Канакина, В.Г.Горецкий Демонстрационный материал - «светофоры», карточки с заданием; Интерактивный материал -Электронная презентация
|
Фронтальная. Другие формы работы: - индивидуальная; - работа в парах. |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Организационный момент.
Цели деятельности |
Приветствие гостей |
Результат деятельности |
- мотивировать учащихся на позитивное начало урока |
- Прозвенел звонок весёлый. Вы начать урок готовы? - Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь – подарите им улыбки. - Садитесь. Начинаем урок. |
Личностные умения: - проявить желание быть приветливым, настроить на начало урока. |
II. Актуализация знаний.
Цели деятельности |
Учебное задание |
Результат деятельности |
- актуализировать знания о правильном написании буквосочетаний.
|
- Чистописание. ок лл мм ос ом тр вс - Можно ли сказать, что здесь написаны слоги? - Как же назвать правильно данные записи? (Буквосочетания). - Как называется такое соединение? А такое? (Верхнее и нижнее). - Запишите эти буквосочетания в свою тетрадь.
|
- проявить умение писать без ошибок верхнее и нижнее соединения; - правильно записывать буквосочетания. |
III. Учебно –познавательная деятельность.
Цели деятельности |
Задания |
Результат деятельности |
- актуализировать знания детей о написании слов с удвоенными согласными в корне слова ; - ввести термин «удвоенные согласные», местонахождение их в слове; - научить зрительно запоминать и правильно записывать слова с удвоенными согласными.
|
1 .(З)Ученик на доске под диктовку учителя записывает предложение « Анна и Алла вошли в класс». (Дети пишут в тетрадях.) - Проверьте, правильно ли записано предложение. - Что интересного и необычного заметили в словах «Анна», «Алла», «класс» ? - Кто догадался, какая новая тема будет сегодня на уроке? 3. В русском языке такие согласные называются «удвоенными» . Эти буквы всегда стоят рядом, это – «буквы- близнецы», одинаковые согласные. 4. - Произнесите слово «Анна». Слышен долгий или короткий согласный «нн»? - Закройте одну буку «н». Что изменилось?( Слышим короткий согласный звук) 5.- Многие слова с удвоенными согласными заимствованы (взяты) из других языков, поэтому их написание надо запомнить. |
1. Проблема, её решение. 2. Прогнозирование темы урока. 3. Сообщение учителя. 4. Определение длинного и короткого согласного звука в слове. 5. Знакомство с термином «заимствованы». Познавательные умения : - определять различие между длинным и коротким согласным звуком; - определять местонахождение согласного звука (в корне слова). Регулятивные умения : - выполнять учебное задание, используя правило. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения : - рассказывание правила проверки слов с удвоенными согласными по орфографическому словарю. |
IV. Работа по теме урока.
Цели деятельности |
Задания |
Результат деятельности. |
Личностные: - Осознать роль языка и речи в жизни людей. Познавательные: - Правильно писать слова с удвоенными согласными. Коммуникативные: - Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Регулятивные: - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
|
1. Использование слайдов из презентации «Удвоенные согласные». Загадки. - Плещет тёплая волна В берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: Что за море в комнате? - Стою на крыше Всех труб выше. Телевизор без меня Не посмотрите ни дня! - Что за твёрдая река К нам течёт издалека? Лодки здесь не проплывают, А машины проезжают! - Он на вокзалах есть всегда, К нему подходят поезда, Двойное «р» содержит он И называется … - На большие расстояния Мчится он без опоздания. Пишется в конце два «с» Называется…
|
1.Работа с интерактивной доской. - чтение детьми загадок и запись отгадок: Ванна, антенна, шоссе, перрон, экспресс, хоккей; - Составление из слов предложения «Анна читает длинный рассказ». Определение грамматической основы предложения. Проверка. |
V. Физкультминутка.
Диагностика качества освоения темы.
Цели деятельности |
Задание |
Результат деятельности |
-установить степень усвоения темы, а именно: - видеть удвоенные согласные в словах; - выделять слова с удвоенными согласными; - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - проверять выполненное задание. |
Работа с карточками ( в парах). В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Эмма любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл ходит в бассейн, а ещё он хоккеист . Инна играет в настольный теннис. Оля увлекается музыкой. Гаммы, аккорды, мелодии – Это её мир. А Вова увлекается аппетитными булочками и творожной массой с изюмом. У него всегда отличный аппетит! |
Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - проверять выполненное задание. Предметные умения: - определять местонахождение удвоенных согласных в словах; - выделять орфограмму удвоенных согласных. |
VI. Рефлексивная деятельность.
Цели деятельности |
Самоанализ и самооценка ученика |
Результат деятельности |
Научить школьников : - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. |
1. Самоанализ. (на листочках). - Я читаю слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове есть удвоенные согласные, ставьте «+», а если звук короткий, то «-». (Сверка с ответами на доске.) II. Самооценка. - С помощью «светофоров» оцените свою работу на уроке ( Зелёный: всё понял, могу идти дальше. Жёлтый: ещё допускаю ошибки. Надо потренироваться. Красный : стоп! Нужна помощь!) - Что на уроке было трудным? Что интересным? |
Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |
Домашнее задание: выписать 8 слов с удвоенными согласными из словаря в учебнике.
Самоанализ и самооценка учителя.
Цели деятельности |
Самоанализ и самооценка учителя. |
Результат деятельности |
- Соотнести полученный результат с полученной целью; - оценить результат своей деятельности. |
Цели темы: - Сформировать представление об удвоенных согласных в словах; - ввести правило проверки написания удвоенных согласных по орфографическому словарю, - научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения: Личностные умения: - творческое отношение к процессу выполнения задания с карточкой: Регулятивные умения: - соотносить учебное действие с общепринятым правилом. Коммуникативные умения: - Формировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - определять в словах удвоенные согласные; - слышать слова с удвоенными согласными и правильно обозначать их на письме.
|
Во 2 классе на тему «Удвоенные согласные» отводится 1 урок. Обучающиеся запомнили термин «удвоенные согласные» и что эти слова надо проверять по словарю. 50 % учащихся правильно выполнили письменное задание на уроке. Остальные допустили ошибки в классной работе. Неудовлетворительно выполнили работу в тетради 2 чел. (6.4 %). Спланированы дополнительные занятия с учителем. |