Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени
Урок русского языка. 4 класс
Утешева Татьяна Владимировна,
учитель ГБОУ Лицей №40
Приморского района Санкт-Петербурга
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить с написанием суффиксов глаголов прошедшего времени.
Задачи урока
Коммуникативные:
- формировать умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- развивать желание оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- развивать умение формулировать свои затруднения.
Предметные:
- закрепить знания о глаголах прошедшего времени;
- формировать умение правильно писать суффиксы в глаголах прошедшего времени;
- совершенствовать умение правильно обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов.
Метапредметные:
- формировать умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
- развивать умение составлять алгоритмы действий и пользоваться ими для достижения целей;
- развивать речь и обогащать словарный запас;
- развивать умение слушать и вступать в диалог;
- совершенствовать умение работать в парах;
- совершенствовать умение сличать результат работы с заданным эталоном.
Личностные:
- формировать мотивацию к обучению и познанию;
- формировать способность детей прислушиваться к другому мнению, анализировать его и делать выводы.
Ресурсы урока:
- Учебный материал, приготовленный учителем на интерактивной доске;
- карточки с разноуровневым заданием.
Ход урока
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Повторение. Актуализация знаний. |
|
Проверка домашнего задания. Упр. (подготовиться к письму под диктовку) Видели вы ледоход на реке? Где? Расскажите о своих впечатлениях. Какой тип текста? Какие литературные приёмы использует автор?
На какие орфограммы вы обратили особое внимание? Учитель диктует текст.
Найдите в тексте глаголы, стоящие в прошедшем времени, разберите их по составу.
Обобщите знания о глаголах прошедшего времени.
Упр.499 Что можете рассказать о словах, которые вам надо подобрать к схемам? |
Краткие рассказы детей. - текст-описание -олицетворение – «лёд дрогнул» - метафора – Зимняя чёрная дорога разорвалась на части. Ожидаемый ответ – раздаётся, кружатся, крошатся. Объяснение. Дети записывают текст под диктовку, проверяют по учебнику, оценивают себя. Разбор глаголов по составу (самостоятельно; один чел. – у доски; глаголы заранее напечатаны учителем на интерактивной доске, применяем «шторку») Проверка.
- Это глаголы, стоящие в прошедшем времени; мн. ч. и ед. ч. – м.р., ж.р., ср..р. Упр.499 – самостоятельная работа, парная проверка |
Организация познавательной деятельности |
|
Возникли у вас какие-либо трудности при выполнении этого задания? Учитель идёт «за дет Поставьте глаголы в прошедшее время м. р., ед.ч.(заготовка на интерактивной доске, пользуемся «шторкой») Как будете рассуждать? Учитель соглашается. – Давайте попробуем. Ответить – ответ…л Исправить – исправ…л Увидеть – увид…л – делаем преднамеренную ошибку Плакать – плак..л - противоречие Отрезать – отрез…л– противоречие
Сформулируйте тему, поставьте перед собой задачу на урок.
Обидеть – обид…л Лаять – ла…л Проверьте свою гипотезу. Учебник – правило. - Один из глаголов на нас обиделся. Помогите ему. Вернитесь к упр.499, проверьте, правильно ли вы написали суффиксы. |
- нет (?) - да (Какой суффикс писать перед суффиксом –л-?) Слышится нечётко.
Вставляем пропущенный суффикс. Возможный ответ – используем алгоритм, по которому определяли окончания глаголов наст. и буд. вр.
Алгоритм не подходит (он для определения окончаний глаголов, а у нас – суффиксы) Вспоминают, что перед началом изучения темы «Глагол» на линии времени прошедшее время вынесено в отдельную тему. Формулируют тему, задачи. Ищут решение проблемы. Кто-то из детей обязательно это решение предложит. Проверяем.
Читают правило в учебнике, заканчивают работу. Исправляют ошибку в глаголе увидел. Проверяют упражнение с опорой на правило. |
Первичное закрепление |
|
1. Чему будете учиться, выполняя это упражнение? 2. Даны глаголы в неопр. форме. Образуйте глаголы, которые будут стоять в прош. вр., в ед. ч., в м.р. и глаголы в наст. вр., во мн.ч., в 1 л. Чему будете учиться, выполняя это задание? Глаголы заготовлены заранее учителем на интерактивной доске. Применены разные цвета. К суффиксам –а-, -и-, -е- применена функция «Утилита множественного клонирования». Используется «шторка». Слушать – слуш…л, слуша…м Слышать - слыш…л, слыш…м Бросить – брос…л - пропедевтика Бросать – брос..л (уд.). брос…м Зависеть – завис…л, завис…м Клеить – кле…л, кле…м Встречали ли вы такую форму слова – клеем - ? 3. Самостоятельная работа на карточках с разноуровневым заданием. Вставить суффиксы (+ окончания глаголов).
Если позволит время, проверить по образцу на доске, выяснить, сколько человек справились с заданием без ошибок; допустили ошибки (1-2-3), попросить детей построить круговую диаграмму во внеурочное время (данная тема пройдена на уроке математики).
|
Упр.500 – ответы детей, с.р., парная проверка. Повторение правила.
Будем учиться писать суффиксы в глаголах прош. вр. и окончания глаголов наст. вр. Разные алгоритмы. Парная работа. Проверка – парами у доски. Суффикс глагола неопред. формы «перетаскивают» в глагол наст. вр. для лучшей наглядности. Отличие слов слушать и слышать.
Вид глаголов.
Клеим– глагол, клеем – сущ. в твор. падеже. Ужалить - ужал…л, ужал…шь. Ненавидеть - ненавид…л, ненавид…шь. Лаять – ла…л, ла…шь. Ездить – езд…л, езд…шь. Посеять – посе…л, посе…шь. |
Рефлексия Кластер Прош. вр. гл. Правописание суфф. глаг. прош. вр. Н.ф. гл. Вид. гл. Д.З. – упр.501 (пословицы ) – 1уровень – задание в учебнике, 2 ур. - + разобрать по составу гл. прош. вр., 3 ур. - + добавить 1-2 пословицы |