Методическая разработка
Обобщение знаний об имени прилагательном
Топкова Наталья Сергеевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ школа №346
Невского района Санкт- Петербурга
Предмет: русский язык.
Класс: 3
УМК: «Школа России» (автор учебника В. П. Канакина)
Тема:Обобщение знаний об имени прилагательном.
Подготовительный этап: выбор редакторов отдела писем, новостей, поэтической странички, исторической справки, спорта; подготовка оборудования к уроку, создание презентации.
Образовательные технологии: интерактивное обучение.
Форма проведения урока: деловая игра.
Цели:создать условия для применения знаний признаков имён прилагательных при решении учебных задач.
Задачи урока:
· систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи, находить имена прилагательные в тексте, способствовать развитию умения писать родовые окончания имён прилагательных;
· содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию коммуникативных навыков, осуществлению самоконтроля; рефлексии.
· воспитывать уважительное отношение к учебной деятельности сверстников, к спортсменам, проявлять толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья; воспитание этических чувств.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Положительное отношение к учению; уважительное отношению к одноклассникам, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные:
общеучебные:осуществление поиска и выделения необходимой информации, структурирование знаний об имени прилагательном, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;
логические– анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез с восполнением недостающих компонентов при составлении предложений;
постановка и решение проблемы– создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: осуществление контроля, коррекции, оценки и регуляции учебной деятельности сверстников в группе.
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение функций участников в группе, разрешение возникших конфликтов в процессе выполнения заданий, управление поведением партнёров по команде, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные:
умение находить имена прилагательные в тексте, определять род, число и падеж имён прилагательных, писать родовые окончания, согласовывать имена прилагательные с существительными, умение осуществлять разбор имени прилагательного по составу, умение составлять синквейн.
.
Формы организации деятельности детей: коллективная.
Оборудование: карточки с названиями отделов писем, отдел новостей, отдел поэзии, отдел спорта, исторической справки, листы для оформления страниц, конверты с заданиями, оценочные листы.
Ход урока
I. Орг. момент. (30 сек)
- Внимание! Внимание!
Сегодня у нас заседание редакционного совета журнала «Грамматика».
Прошу всех занять свои места.
II. Объявление темы и формы проведения урока.(1 мин.)
- Коллеги, мы долгое время готовились к выпуску первого номера нашего журнала, посвящённому имени прилагательному. Настало время утвердить материал, чтобы отправить журнал в печать. Давайте проверим готовность наших отделов. На столах должны лежать: 5 конвертов, оценочный лист, ручки, карандаши, ластик.
- Отдел новостей. (В полном составе)
-Отдел писем. ( В полном составе)
- Отдел поэтической странички. ( В полном составе)
- Отдел исторической справки (В полном составе)
- Отдел спорта. ( В полном составе)
Все в сборе. Приступаем к обсуждению вопросов.
III. Актуализация опорных знаний. ( 1 мин. 30 сек.)
- Создание журнала начнём с колонки главного редактора.
- (Демонстрация обложки и листа с колонкой редактора.)
Колонка редактора.
Я хочу рассказать вам историю имени прилагательного. Уже в самом имени прилагательном содержится намёк на то, что оно должно к чему-то прилагаться, присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории. Дословный перевод названия «прилагательный» с греческого – «эпитет». Да и в латыни этот термин звучит похоже, и переводится как «нечто подкинутое», «прибавленное», «приложенное». Кстати, само греческое слово «эпитет» у нас тоже применяется. Именно эпитеты делают стихотворения живописными. Когда мы научимся пользоваться этим богатством, вдумчиво подходить к подбору прилагательных, тогда наша речь станет ярче и красивее.
IV. Самоопределение к деятельности. (30 сек.)
- У вас на столах лежат конверты. Здесь собрана информация, которую необходимо проверить: соответствует ли она заявленной теме журнала « Имя прилагательное». Вы должны создать 5 тематических страниц. На каждой странице будет размещён материал всех пяти отделов.
V. Проведение деловой игры.
1 страница.Историческая справка ( 4 мин.)
В конверте №1 представлены материалы по частям речи. Ваша задача: отобрать только те, которые касаются имени прилагательного.
1 отдел исторической справки: Эта часть речи обозначает предмет.
Эта часть речи обозначает признак предмета.
Эта часть речи обозначает действие предмета.
Эта часть речи обозначает количество предметов.
2 отдел новостей: Эта часть речи отвечает на вопросы: кто? что?
Эта часть речи отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Эта часть речи отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Эта часть речи отвечает на вопросы: сколько? который по счёту?
3 отдел спорта: Имя прилагательное изменяется только по родам.
Имя прилагательное изменяется по родам и числам.
Имя прилагательное изменяется по числам, а в единственном числе по родам.
. Имя прилагательное изменяется по числам, падежам, в единственном числе по родам.
4 отдел писем. В предложении чаще всего бывает: подлежащим.
В предложении чаще всего бывает: сказуемым.
В предложении чаще всего бывает определением.
В предложении чаще всего бывает: дополнением
5 отдел поэтической странички.
Примеры имён прилагательных: пишет, сверлит, думает, читает.
рябина, весна, туман, красота.
рябиновый, весенний, туманный, красивый.
Подведём итоги: сформулируем определение/
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, в единственном числе по родам и по падежам. В предложении бывает определением.
Учащиеся вырезают слова из карточки и наклеивают на лист бумаги, закрепленный на доске. Аналогично со следующими заданиями.
- Первая страница готова: историческая справка.
2Страничка новостей.( 8 мин.)
Подобрать к словам однокоренные имена прилагательные. Разобрать по составу.
1 отдел исторической справки. Подобрать имя прилагательное во мн. числе
Верба - вербные
Сафьян - сафьяновые
Старина - старинные
Царь - царские
2 отдел новостей Подобрать имена прилагательное в женском роде
Компьютер – компьютерная
Интерактив – интерактивная
Креатив - креативная
Толерантность – толерантная
3 отдел спорта
Подобрать имена прилагательные в мужском роде.
Выше – высокий
Быстрее– быстрый
Сильнее– сильный
Смелее - смелый
4 отдел писем
Подобрать имя прилагательное в среднем роде
Радость – радостное
Дружба – дружное
Смелость – смелое
Веселье – весёлое
5 отдел поэтической странички
Подобрать имена прилагательные в начальной форме.
Золото - золотой
Свежесть – свежий
Нежность – нежный
Изумруд – изумрудный
- Какие слова запишем под этой схемой, под второй. Какие прилагательные можно написать под третьей схемой?
3 Спортивная страничка (7 мин.)
- Каждый спортсмен обязан добежать до финиша, даже если понимает, что приходит последним. А вот в 3 конверте вы увидите имена прилагательные без финиша. Как вы думаете, какой части слова там нет? (Окончания).
- Дописать окончания имён прилагательных в словосочетаниях.
1 отдел исторической справки.
Спортивн…. стрельба, древнегреческ…… игры, олимпийск…. символика, сильн….. спортсмен, быстр… конница.
2 отделновостей.
Российск…. спортсмены, паралимпийск…. игры, лыжн…. гонки, вынослив…. лыжник, горн …. трасса, золот…. медаль.
3 отделписем.
Городск….. соревнование, школьн… турнир, весёл….. эстафета, подвижн… игры, футбольн….матч.
4 отдел спорта.
Фигурн…. катание, лёгк… атлетика, художествен… гимнастика, футбольн…. поле, серебрян… призёр, хоккейн…. матч.
5 отдел поэтической странички.
Стальн…. мышцы, перв… победа, чудесн…. игра, грациозн… движенье, талантлив… фигурист, лёгк…. бег, красив… осанка.
- Каким правилом руководствовались, вставляя пропущенные окончания?
( Определяли род и число имён существительных, по ним определяли род и число имён прилагательных, писали окончания).
Физ. пауза. (1мин 30 сек.)
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.И.п. -сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза -средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
4 Страничка писем. (10 мин.)
Вставить пропущенные имена прилагательные в нужном падеже. Письма в конверта №4.
1 отдел исторической справки
Здравствуйте! Я хочу Вам рассказать о словах «внимательный, внимание». Это слово пришло к нам из ………………………………. языка. Наши ………………………….. предки знали и часто употребляли слово «имати» , что означало «брать». Позже при помощи приставки «вън»(в) от этого слова образовали ……………………… глагол – внимати, который обозначает «слушать», буквально – «вбирать в себя». Глагол имати исчез из нашего языка совсем, слово внимать употребляется редко, зато производные от него внимание, ……………………………, понимать знает каждый …………………………… школьник.
Петров Кирилл, ученик 3 класса.
Слова для справок: старославянский, древний, устаревший, новый, внимательный, современный.
2 отдел новостей.
………………….. день!
Недавно мы с классом ездили на …………………………..экскурсию в ………………………..музей. Нам показали ………………………………….. костюмы украинцев, русских, якутов. Мы узнали, что …………………………..дома в ……………………………, ……………………………., ………………………… деревнях назывались хатой. Экскурсия была очень ……………………………………. .
Иванова Ксения, ученица 3 класса.
Слова для справок: добрый, интересный, Этнографический, национальный, крестьянский, украинский, белорусский, южнорусский, познавательная.
3 отдел спорта.
Здравствуйте! Вот и закончились Одиннадцатые ………………………………………. ……………………………… игры в Сочи. Наша команда одержала ………………………………. победу. В …………………………………. таблице мы заняли ………………………………. строку. ……………………………………….. спортсмены проявили выносливость, терпение, стремление к победе. Мы гордимся этими
………………………………………, ……………………………………… людьми.
Кроткин Артём, ученик 2 класса.
Слова для справок: Зимний Паралимпийский, неоспоримый, турнирный, верхний, Российский, сильный, целеустремлённый.
4 отдел писем
....................................... день!
Я хочу рассказать вам о наступлении весны в нашем крае.
С земли ещё не сошёл снег, а воздух уже …………………………… и ………………………….. . Ярче и приятнее стали ………………………..лучи. Земля пробуждается от ………………………………….., ………………………………..сна. Около ………………………………….оврага красуется верба. Скоро над ней закружат в ………………………………… хороводе разнообразные насекомые.
Веселов Максим, ученик 4 класса.
Слова для справок: добрый, чистый и прозрачный, солнечный, долгий, зимний, глубокий, весёлы
5 отдел поэтической странички.
………………………. время настало,
Кругом распустилась сирень,
И школьникам трудно так стало
За партою высидеть день.
Зимой в дневнике все пятерки,
Сейчас же учить не могу,
Хватаю я спиннинг, скорее
На пруд наш ……………………………бегу!
Вся гладь ………………………….рябится,
Цветы распустились в лесу,
С весной поздравляю я маму,
Букет ей ……………………………. несу!
Пусть мама моя будет ………………………
И сильно пусть любит меня!
Когда-то ведь буду ………………………..,
Опорой ей буду тогда!
Крашенинников Володя, 6 класс.
Слова для справок: весёлый, любимый, водяной, прекрасный, добрый, серьёзный.
5 Поэтическая страничка (10 мин.)
Составление синквейна.
- Напомните, что называется синквейном.
(Это нерифмованное стихотворение, где на первой строке пишется имя существительное, на второй два имени прилагательного, на третьей – три глагола, на четвёртой – четыре слова, выражающие отношение к объекту, на пятой – слово- синоним.)
Тема стихотворения в конверте №5.
1 отдел исторической справки
- Очи
2 отдел новостей
- Интернет
3 отдел спорт
- Чемпион
4 отдел писем
- Ландыш
5 отдел
- Черёмуха
VI.Итоги урока. ( 1мин. 30)
У нас получилось 6 страниц.
Перечислите страницы.
Колонка редактора +
-1. Историческая справка.
2. Новости.
3. Спорт.
4. Письма читателей.
5. Литературная страница.
- Какие знания помогли составить журнал? (Ответы учащихся)
VII.Рефлексия.(1 мин.)
Выберите, пожалуйста, одну из фраз и продолжите её:
- Я сегодня узнал……………….
- Мне понравилось задание ………………..
- Я захотел……………………………..
Я удивился, узнав …………………….
- Мне понравилось работать с моей группой, потому что …………….
- Я испытал трудности……………………………………..
-Урок был для меня...........................................................
VIII.Домашнее задание (1 мин.)
- Подобрать 5 загадок с именами прилагательными для создания проекта: «Имена прилагательные в загадках» на одну из тем : «Весна», «Цветы», «Звери», «Птицы», «Грибы», «Деревья».