Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Обобщение знаний об имени прилагательном

 

Топкова Наталья Сергеевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ школа №346
Невского района Санкт- Петербурга

 

Предмет: русский язык.

Класс: 3

УМК: «Школа России»  (автор учебника В. П. Канакина)

Тема:Обобщение знаний об имени прилагательном.

Подготовительный этап: выбор редакторов отдела писем, новостей, поэтической странички, исторической справки, спорта; подготовка оборудования к уроку, создание презентации.

Образовательные технологии: интерактивное обучение.

Форма проведения урока: деловая игра.

Цели:создать условия для применения знаний  признаков имён прилагательных при решении учебных задач.

Задачи урока:

·       систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи, находить имена прилагательные в тексте, способствовать развитию умения писать родовые окончания  имён прилагательных;

·       содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию коммуникативных навыков, осуществлению самоконтроля; рефлексии.

·       воспитывать уважительное отношение к учебной деятельности сверстников, к спортсменам, проявлять толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья; воспитание этических  чувств.

Планируемые  результаты:

Личностные результаты:

Положительное отношение к учению; уважительное отношению к одноклассникам, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.  

Метапредметные (универсальные учебные действия):

Познавательные:

общеучебные:осуществление поиска и выделения необходимой информации, структурирование знаний об имени прилагательном, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;

логические– анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез с восполнением недостающих компонентов при составлении предложений;

постановка и решение проблемы– создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: осуществление контроля, коррекции, оценки  и регуляции учебной деятельности сверстников в группе.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение функций участников в группе, разрешение возникших конфликтов в процессе выполнения заданий, управление поведением партнёров по команде, умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли.

Предметные:  

 умение находить имена прилагательные в тексте, определять род, число и падеж имён прилагательных, писать родовые окончания, согласовывать имена прилагательные с существительными, умение осуществлять разбор имени прилагательного по составу, умение составлять синквейн.

.

Формы организации деятельности детей:  коллективная.

Оборудование: карточки с названиями отделов писем, отдел новостей, отдел поэзии, отдел спорта, исторической справки, листы для оформления страниц, конверты с заданиями, оценочные листы.

Ход урока

I. Орг. момент. (30 сек)

- Внимание! Внимание!

Сегодня у нас заседание редакционного совета журнала «Грамматика».

Прошу всех занять свои места.

II. Объявление темы и формы проведения урока.(1 мин.)

- Коллеги, мы долгое время готовились к выпуску первого номера нашего журнала, посвящённому имени прилагательному. Настало время утвердить материал, чтобы отправить журнал в печать. Давайте проверим готовность наших отделов. На столах должны лежать: 5 конвертов, оценочный лист, ручки, карандаши, ластик.

- Отдел новостей. (В полном составе)

-Отдел писем. ( В полном составе)

- Отдел поэтической странички. ( В полном составе)

- Отдел исторической справки (В полном составе)

 - Отдел спорта. ( В полном составе)

Все в сборе. Приступаем к обсуждению вопросов.

 III. Актуализация опорных знаний. ( 1 мин. 30 сек.)

-         Создание журнала начнём с колонки главного редактора.

-         (Демонстрация обложки и листа с колонкой редактора.)

 Колонка редактора.

Я хочу рассказать вам  историю имени прилагательного.  Уже в самом имени прилагательном содержится намёк на то,  что оно должно к чему-то прилагаться, присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории. Дословный перевод названия «прилагательный»  с греческого – «эпитет». Да и в латыни этот термин звучит похоже, и переводится как  «нечто подкинутое»,  «прибавленное», «приложенное». Кстати, само греческое слово «эпитет» у нас тоже применяется.  Именно эпитеты делают стихотворения живописными.  Когда мы научимся пользоваться этим богатством, вдумчиво подходить к подбору прилагательных, тогда наша речь станет ярче и  красивее.

IV. Самоопределение к деятельности. (30 сек.)

- У вас на столах лежат конверты. Здесь собрана информация, которую необходимо проверить: соответствует ли она заявленной теме журнала « Имя прилагательное».  Вы должны создать 5  тематических страниц. На каждой странице будет размещён материал всех пяти отделов.

V. Проведение деловой игры.

1 страница.Историческая справка ( 4 мин.)

В конверте №1 представлены материалы по частям речи. Ваша задача: отобрать только те, которые касаются имени прилагательного.

 1 отдел исторической справки:     Эта часть речи обозначает предмет.

                                               Эта часть речи обозначает признак предмета.

                                               Эта часть речи обозначает действие предмета.

                                               Эта часть речи обозначает количество предметов.

2 отдел новостей:   Эта часть речи отвечает на вопросы: кто? что?

                            Эта часть речи отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

                            Эта часть речи отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

                            Эта часть речи отвечает на вопросы: сколько? который  по счёту?

 

3 отдел спорта: Имя прилагательное изменяется только по родам.

                   Имя прилагательное изменяется по родам и числам.

                   Имя прилагательное изменяется по числам, а в единственном числе по родам.

.                  Имя прилагательное изменяется по числам, падежам, в единственном числе по родам.

4 отдел писем.         В предложении чаще всего бывает: подлежащим.

                             В предложении чаще всего бывает: сказуемым.

                            В предложении чаще всего бывает определением.

 В предложении чаще всего бывает: дополнением

 

 

5 отдел поэтической странички.

Примеры имён прилагательных: пишет, сверлит, думает, читает.

                                               рябина, весна, туман, красота.

                                               рябиновый, весенний, туманный, красивый.

 

Подведём итоги: сформулируем определение/

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, в единственном числе по родам и по падежам. В предложении бывает определением. 

 

Учащиеся вырезают слова из карточки и наклеивают на лист бумаги, закрепленный на доске.  Аналогично со следующими заданиями.

- Первая страница готова: историческая справка.

2Страничка новостей.( 8 мин.)

Подобрать к словам однокоренные имена прилагательные. Разобрать  по составу.

1 отдел исторической справки. Подобрать имя прилагательное во мн. числе

Верба - вербные

Сафьян - сафьяновые

Старина - старинные

Царь - царские

 

2 отдел новостей Подобрать имена прилагательное в женском  роде

Компьютер – компьютерная

Интерактив – интерактивная

Креатив - креативная

Толерантность – толерантная

 

3 отдел  спорта

Подобрать имена прилагательные в мужском роде.

Выше – высокий

Быстрее– быстрый

Сильнее– сильный

Смелее - смелый

 

4 отдел писем

Подобрать имя прилагательное в среднем роде

Радость  – радостное

Дружба – дружное

Смелость – смелое

Веселье – весёлое

 

5 отдел поэтической странички

Подобрать имена прилагательные в начальной  форме.

Золото - золотой

Свежесть – свежий

Нежность – нежный

Изумруд – изумрудный

 

- Какие слова запишем под этой схемой, под второй. Какие прилагательные можно написать под третьей схемой?

3 Спортивная страничка (7 мин.)

 - Каждый спортсмен обязан добежать до финиша, даже если понимает, что приходит последним. А вот в 3 конверте вы увидите имена прилагательные без финиша. Как вы думаете, какой части слова там нет? (Окончания).

- Дописать окончания имён прилагательных в словосочетаниях.

1 отдел исторической справки.

Спортивн…. стрельба, древнегреческ…… игры,  олимпийск…. символика,  сильн….. спортсмен,  быстр… конница.

 

2 отделновостей.

Российск…. спортсмены, паралимпийск…. игры, лыжн…. гонки,  вынослив…. лыжник,  горн …. трасса, золот…. медаль.

 

3 отделписем.

Городск….. соревнование, школьн… турнир, весёл….. эстафета, подвижн… игры,  футбольн….матч.

 

4 отдел спорта.

Фигурн…. катание, лёгк… атлетика, художествен… гимнастика, футбольн…. поле, серебрян… призёр, хоккейн…. матч.

 

5 отдел  поэтической  странички.

Стальн…. мышцы, перв… победа, чудесн…. игра, грациозн… движенье, талантлив… фигурист, лёгк…. бег, красив… осанка.

 

- Каким правилом руководствовались, вставляя пропущенные окончания?

( Определяли род и число имён существительных, по ним определяли род и число имён прилагательных, писали окончания).

 

Физ. пауза. (1мин 30 сек.)

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.И.п. -сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза -средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

4  Страничка  писем. (10 мин.)

Вставить пропущенные имена прилагательные в нужном падеже. Письма в конверта №4.

1 отдел исторической справки

Здравствуйте!  Я хочу Вам рассказать о словах «внимательный, внимание». Это слово пришло к нам из ………………………………. языка.  Наши ………………………….. предки  знали и часто употребляли слово «имати» , что означало «брать». Позже при помощи приставки «вън»(в)  от этого слова образовали ……………………… глагол – внимати, который обозначает «слушать», буквально – «вбирать в себя». Глагол имати исчез из нашего языка совсем, слово внимать употребляется редко, зато производные от него внимание, ……………………………, понимать знает каждый …………………………… школьник.

                                                                           Петров Кирилл, ученик 3 класса.

Слова для справок: старославянский, древний, устаревший, новый, внимательный, современный.

 

 

 

2 отдел новостей.

…………………..  день!

Недавно мы с классом ездили на …………………………..экскурсию  в ………………………..музей. Нам показали ………………………………….. костюмы украинцев, русских, якутов.  Мы узнали, что  …………………………..дома  в ……………………………, …………………………….,  ………………………… деревнях назывались хатой. Экскурсия была очень ……………………………………. .

                                                                  Иванова Ксения, ученица 3 класса.

 

 Слова для справок: добрый, интересный, Этнографический,  национальный, крестьянский, украинский, белорусский, южнорусский, познавательная.

 

 3 отдел спорта.

 Здравствуйте! Вот и закончились Одиннадцатые ………………………………………. ……………………………… игры в Сочи. Наша команда одержала ………………………………. победу.  В  …………………………………. таблице мы   заняли ………………………………. строку. ……………………………………….. спортсмены проявили выносливость, терпение, стремление к победе.  Мы гордимся этими

………………………………………, ……………………………………… людьми.

                                                                           Кроткин Артём, ученик 2 класса.

Слова для справок: Зимний Паралимпийский, неоспоримый, турнирный, верхний, Российский, сильный, целеустремлённый.

4 отдел писем

....................................... день!

Я  хочу рассказать вам о наступлении весны в нашем крае.

 С земли ещё не сошёл снег, а воздух уже …………………………… и ………………………….. . Ярче и приятнее стали ………………………..лучи. Земля пробуждается от …………………………………..,  ………………………………..сна. Около ………………………………….оврага красуется верба.  Скоро  над ней закружат в ………………………………… хороводе разнообразные насекомые.

                                                                           Веселов Максим, ученик 4 класса.

Слова для справок: добрый,  чистый и прозрачный,  солнечный, долгий, зимний, глубокий, весёлы

 

 5 отдел поэтической странички.

 

………………………. время настало,

Кругом распустилась сирень,

И школьникам трудно так стало

За партою высидеть день.

Зимой в дневнике все пятерки,

Сейчас же учить не могу,

Хватаю я спиннинг, скорее

На пруд наш ……………………………бегу!

Вся гладь ………………………….рябится,

Цветы распустились в лесу,

С весной поздравляю я маму,

Букет ей ……………………………. несу!

Пусть мама моя будет ………………………

И сильно пусть любит меня!

Когда-то ведь буду ………………………..,

Опорой ей буду тогда!

                                                                  Крашенинников Володя, 6 класс.

Слова для справок: весёлый, любимый, водяной, прекрасный, добрый, серьёзный.

 

5 Поэтическая страничка (10 мин.)

 Составление синквейна.

- Напомните, что называется синквейном.

(Это нерифмованное стихотворение, где на первой строке пишется имя существительное, на второй два имени прилагательного, на третьей – три глагола, на четвёртой – четыре слова, выражающие отношение к объекту, на пятой – слово- синоним.)

 Тема стихотворения в конверте №5.

  1 отдел исторической справки

- Очи

2 отдел  новостей

- Интернет

 3 отдел  спорт

 - Чемпион

4 отдел писем

 - Ландыш

5 отдел

 - Черёмуха

VI.Итоги  урока. ( 1мин. 30)

У нас получилось 6 страниц.

Перечислите страницы.

Колонка редактора +

-1. Историческая справка.

2. Новости.

3. Спорт.

4. Письма читателей.

5. Литературная страница.

 - Какие знания  помогли  составить журнал? (Ответы учащихся)

 

VII.Рефлексия.(1 мин.)

Выберите, пожалуйста, одну из фраз и продолжите её:

 

- Я сегодня  узнал……………….

 - Мне понравилось задание ………………..

 - Я захотел……………………………..

 Я удивился, узнав …………………….

- Мне понравилось работать с моей группой, потому что …………….

 - Я испытал трудности……………………………………..

-Урок был для меня...........................................................

VIII.Домашнее задание  (1 мин.)

- Подобрать 5 загадок с именами прилагательными для создания проекта: «Имена прилагательные в загадках» на одну из тем : «Весна», «Цветы», «Звери», «Птицы», «Грибы», «Деревья».

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»