Развитие речевого творчества на уроке русского языка
Русский язык - основной предмет в школе, вызывающий трудности у учеников. Многие ассоциируют изучение языка со знанием набора правил, терминов, грамматических разборов. На самом деле, задача учителя состоит в том, чтобы заменить скучное обучение на увлекательный творческий процесс познания и успешной деятельности .
Язык – великая сила, и задача педагога привить интерес к слову, научить маленького ученика слушать, читать и писать. Современная действительность породила языковую распущенность, а данное явление может привести к нравственному торможению личности. Именно поэтому для учителя начальной школы важно научить своего ученика вглядываться в самого себя и в окружающий мир. Тем интереснее будет ему слушать, говорить, писать, сочинять, то есть проявлять устную и письменную речевую активность.
На уроках русского языка моя работа направлена на обогащение нравственного опыта детей, на развитие способности речевого самовыражения. Поскольку работаю в школе давно, думаю, что мои советы могут оказаться полезными для коллег.
Готовясь к урокам развития речи , я всегда очень внимательно отбираю тексты для работы. Они должны нести в себе глубокий смысл, наводить на размышления, « толкать» ребёнка к самостоятельной деятельности, вызывать желание узнавать больше, творить. Мои дети очень любят работать с притчами Сколько мудрости, тонкости и смысла в притчах. Короткие мудрые истории всегда давали людям повод для размышления. Это очень эффективное средство развития и воспитания, позволяющее решать задачи интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания младших школьников. Однажды попав в душу ребенка, главная мысль притчи остается в ней навсегда и как дерево дает нравственные « плоды».
Предлагаю вашему вниманию фрагмент моего урока развития речи « Что легче?»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
- Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь — лесной сторож идёт.
- Нет, — говорит, — в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй про деда рассказал, а дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.
С какой проблемой столкнулись ребята?
Подчеркните в тексте особо « важные» по смыслу слова, выпишите их.
Где мы можем узнать значение слов?( работа с толковым словарем)
Что такое правда? Что такое ложь?
Как можно назвать человека, говорящего правду, ложь?
Почему простили только третьего мальчика?
Давайте подумаем, почему в старину так говорили:
Мир только правдою держится. Лицемерие и ложь - одно и то ж.
Правду на базаре не купишь. Ложь ложью погоняет
Правда с хорошими людьми живёт.
А вот другая ситуация.
Незнайка обманул своих друзей. Он переживал и думал про себя : « Зачем я так поступил?» Подумайте и расскажите, почему Незнайка чувствовал себя неспокойно?
Когда Незнайке станет легче на душе? Запишите свой совет сказочному герою.
Подберите прилагательные к словам правда,ложь
Подберите глаголы к данным словам.
С чем бы ты сравнил правду? С чем можно сравнить ложь?
Давайте придумаем слова, созвучные с нашими главными на уроке словами
Правда- звезда, не будет вреда, следа,навсегда,вражда
Ложь –молодежь,дрожь, обнадежь,встревожь, умножь
Домашнее задание.
Хотелось бы вам попробовать стать поэтами? Попробуйте сочинить поэтические строчки с со своими рифмами или с рифмами, придуманными нами на уроке. Задание можно выполнять в соревновании с родителями. Мы с удовольствием послушаем их « пробы пера» в сравнении с вашими.
Процесс формирования речевой и нравственной культуры маленького человека кропотлив, требует системной работы, методической грамотности, фантазии учителя, постоянного самообразования. Думаю, что мой труд прививает ученикам интерес к слову, речи, родному русскому языку. Ребенок по своей природе творец. А цель моей работы предоставить творцу больше духовного света, возбудить в нем интерес к творчеству, воспитать коммуникативно развитого человека с высоконравственной жизненной позицией.Русский язык- основной предмет в школе, вызывающий трудности у учеников. Многие ассоциируют изучение языка со знанием набора правил, терминов, грамматических разборов. На самом деле, задача учителя состоит в том, чтобы заменить скучное обучение на увлекательный творческий процесс познания и успешной деятельности .
Язык – великая сила, и задача педагога привить интерес к слову, научить маленького ученика слушать, читать и писать. Современная действительность породила языковую распущенность, а данное явление может привести к нравственному торможению личности. Именно поэтому для учителя начальной школы важно научить своего ученика вглядываться в самого себя и в окружающий мир. Тем интереснее будет ему слушать, говорить, писать, сочинять, то есть проявлять устную и письменную речевую активность.
На уроках русского языка моя работа направлена на обогащение нравственного опыта детей, на развитие способности речевого самовыражения. Поскольку работаю в школе давно, думаю, что мои советы могут оказаться полезными для коллег.
Готовясь к урокам развития речи , я всегда очень внимательно отбираю тексты для работы. Они должны нести в себе глубокий смысл, наводить на размышления, « толкать» ребёнка к самостоятельной деятельности, вызывать желание узнавать больше, творить. Мои дети очень любят работать с притчами Сколько мудрости, тонкости и смысла в притчах. Короткие мудрые истории всегда давали людям повод для размышления. Это очень эффективное средство развития и воспитания, позволяющее решать задачи интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания младших школьников. Однажды попав в душу ребенка, главная мысль притчи остается в ней навсегда и как дерево дает нравственные « плоды».
Предлагаю вашему вниманию фрагмент моего урока развития речи « Что легче?»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
- Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь — лесной сторож идёт.
- Нет, — говорит, — в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй про деда рассказал, а дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.
С какой проблемой столкнулись ребята?
Подчеркните в тексте особо « важные» по смыслу слова, выпишите их.
Где мы можем узнать значение слов?( работа с толковым словарем)
Что такое правда? Что такое ложь?
Как можно назвать человека, говорящего правду, ложь?
Почему простили только третьего мальчика?
Давайте подумаем, почему в старину так говорили:
Мир только правдою держится. Лицемерие и ложь - одно и то ж.
Правду на базаре не купишь. Ложь ложью погоняет
Правда с хорошими людьми живёт.
А вот другая ситуация.
Незнайка обманул своих друзей. Он переживал и думал про себя : « Зачем я так поступил?» Подумайте и расскажите, почему Незнайка чувствовал себя неспокойно?
Когда Незнайке станет легче на душе? Запишите свой совет сказочному герою.
Подберите прилагательные к словам правда,ложь
Подберите глаголы к данным словам.
С чем бы ты сравнил правду? С чем можно сравнить ложь?
Давайте придумаем слова, созвучные с нашими главными на уроке словами
Правда- звезда, не будет вреда, следа,навсегда,вражда
Ложь –молодежь,дрожь, обнадежь,встревожь, умножь
Домашнее задание.
Хотелось бы вам попробовать стать поэтами? Попробуйте сочинить поэтические строчки с со своими рифмами или с рифмами, придуманными нами на уроке. Задание можно выполнять в соревновании с родителями. Мы с удовольствием послушаем их « пробы пера» в сравнении с вашими.
Процесс формирования речевой и нравственной культуры маленького человека кропотлив, требует системной работы, методической грамотности, фантазии учителя, постоянного самообразования. Думаю, что мой труд прививает ученикам интерес к слову, речи, родному русскому языку. Ребенок по своей природе творец. А цель моей работы предоставить творцу больше духовного света, возбудить в нем интерес к творчеству, воспитать коммуникативно развитого человека с высоконравственной жизненной позицией.