Научно-методические подходы к использованию игры
в педагогической работе с младшими школьниками
Федотова Ольга Павловна,
учитель начальных классов
ГБОУ школы № 596 Санкт-Петербурга
«Хороший, ясный выговор слова,
такой, чтобы каждый из звуков,
его составляющих, был слышен,
и чуткое ухо в различении этих звуков –
вот главные основания правописания»
К.Д.Ушинский
Предупреждение нарушений чтения и письма у учащихся начальных классов, использование ресурсов игры в образовательном процессе
Одной из причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются стойкие нарушения письма и чтения. Дисграфия и дислексия, возникнув в начальной школе, не исчезают самостоятельно. Накапливаясь, они создают для детей серьезные препятствия не только в овладении академическими знаниями, но и в социальной адаптации.
Научные данные подтверждают, что нарушение письма и чтения связаны не только с нарушением устной речи (теория фонологического дефицита), но существует и другая теория, теория зрительного дефицита.
Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Для того, чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. На начальных этапах овладения навыком письма роль проговаривания очень велика. Она помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове. Затем следует моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.
Основными условиями успешного овладения навыком чтения и письма являются:
1. Правильное произношение всех звуков.
2. Развитые фонематические процессы и способность к звука – слоговому анализу и синтезу.
3. Способность к лексико-грамматическому анализу и синтезу.
4. Соответствующие возрастной норме зрительная и слуховая память, пространственные представления.
5. Нормальное развитие моторной сферы.
«Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, его составляющих, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания», - писал К.Д.Ушинский.
Сделать обучение грамоте развивающим, т.е. способствующим умственному развитию ребенка, на начальных этапах обучения в школе – основная задача системы обучения чтению и письму. Для этого нужно следовать некоторым принципам:
1. Использовать оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы на уроке.
2. Формировать потребность в эмоциональном и познавательном общении. Полноценное общение дает результаты, способствующие формированию коммуникативной и социальной готовности к школьному обучению:
- снижается страх перед самостоятельным высказыванием;
- прививается навык анализа собственных действий;
- формируется умение оценивать свою работу и работу других;
- закрепляется чувство радости от совместной работы.
3. Использовать сюжетно – ролевые игры на уроках чтения. Это способствует устойчивости интереса детей, созданию положительного эмоционального настроя, желанию учиться.
4. Обучение грамоте проводить в режиме посильных заданий, а также преодоления трудностей. Самостоятельность в работе – одно из необходимых условий, способствующих активации познавательной деятельности на уроке обучения грамоте. Задания будут интересны, если в ходе работы ученик анализирует, сравнивает, доказывает, объясняет различные явления языковой деятельности, опираясь на свои знания и опыт.
При использовании навыкового подхода к обучению грамоте недостаточно используется потенциал речевого развития, не вполне реализуются возможности умственного развития. В ходе обучения грамоте поэтапно проводится лексическая работа, которая способствует коррекции лексико-грамматических несовершенств в речи детей, накоплению и активации словарного запаса.
Приемы, демонстрирующие содержание и способы ведения словарной работы с учениками на уроке.
1. Введение самого понятия «слово», знакомство с функцией слова: называть предметы, действия, качества, факты, явления окружающей действительности. Важно дать понятие «слово» и «предмет».
2. Знакомство с лексическим значением. Учащиеся должны для себя открыть, что слово всегда что-то обозначает. На этом этапе используются приемы сравнения и наблюдения над словами «настоящими» и «искусственными». Например, стихотворение И.Токмаковой (см. приложение №1), т.о. ученики приходят к выводу, что «ненастоящие» слова нельзя объяснить. Можно построить работу по превращению «ненастоящих» слов в «настоящие». Стихи Н. Кончаловской (приложение №2). Эти приемы позволяют не допустить такие нарушения в письме, как наложение слов друг на друга. Они научатся выделять слово из предложения, определять границы слов.
3. Приучать ученика при встрече с незнакомым словом узнавать его значение.
4. Введение учеников в лексическую систему языка, знакомство с омонимами, синонимами, антонимами, слов с переносным значением, образных устойчивых словосочетаний. Например, можно использовать стихотворение Г. Новицкой «Лук» (ученики размышляют над словами «лук», «перо». см. приложение № 3) Игра «Я начну, а ты закончи» (приложение № 4) актуальна при работе с антонимами. Работа с лексическими средствами языка предполагает анализ и синтез словосочетаний и предложений, наблюдение над звуковым составом слов.
5. Обучение умелому использованию лексических средств языка. В ходе сюжетно-ролевой игры на уроках чтения при изучении сказок, устного народного творчества дети учатся правильно употреблять слова, точно использовать по значению, грамотно строить фразы, связное высказывание, узнают многообразие значений «слова».
Такие виды работ носят пропедевтический характер для освоения письмом и предупреждения нарушений. Так же в работе по предупреждению нарушений чтения и письма можно выделить несколько этапов:
I этап – с целью профилактики проводится работа по следующим направлениям:
1. Развитие памяти (письмо по памяти) и мышления.
2. Формирование общеречевых навыков (сюжетно-ролевые игры, пересказ текста и др.)
3. Формирование правильного произношения звуков.
4. Совершенствование фонематических процессов.
5. Укрепление мускулатуры рук и развитие тонких координированных движений кистью и пальцами рук (на уроках труда при работе с пластилином и вырезывание из бумаги).
II этап – этап освоения звуко-слогового анализа и синтеза. Слово анализируется с разных сторон, звуковой и смысловой. На уроках литературного чтения хорошо использовать аудио записи со звуками окружающего мира: звуки природы и др. Дети по звукам догадываются о происходящих событиях. Затем переходим к работе над звуками речи. Проводится наблюдение над гласными и согласными, гласными ударными и безударными, согласными твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Основные темы этого периода «Слог», Слово», «Ударение», «Слоговая структура слова», «Звуковой анализ и синтез». Эти темы имеют важное значение для формирования орфографического навыка, орфографической зоркости. При изучении, например, темы «Правописание мягкого знака» сопоставляются слова с оппозиционными по твердости-мягкости звуками (приложение № 5).
Профилактика нарушений чтения и письма основана на работе по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
Методики профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи можно успешно использовать на уроках чтения, русского языка, труда и др. (методики, приложение № 6), что позволит уменьшить или предотвратить данные нарушения.
МЕТОДИКИ
Проведения профилактической работы по предупреждению нарушений чтения и письма.
НАРУШЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:
1.Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
2.Придумать предложение с определенным количеством слов.
3.Увеличить количество слов в предложении.
4.Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.
5.Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
6.Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
7.Поднять сигнальную карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.
РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства можно отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. Опора на гласные звуки (умение выделять гласные звуки в слове) при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавление гласных.
1. Использование сигнальных карточек при определении звука в слове:
гласный - красный, согласный - синий (согласный твердый). Сначала подбираются односложные слова, затем двух- и трехсложные.
2. Использование графической схемы слова:
определяется место гласного звука [о] о о .
а). На основе схемы придумать слова (подбираются слова, произношение которых не отличается от написания).
б). Записать только гласные данного слова (например, окна - о -а)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
1.Определить количество слогов в данных словах.
2.Разложить предметные картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии (в словах 2 или 3 слога).
3.Выделить первый слог из названий предметов, записать его. Затем объединить слоги в слово, предложение, прочитать (например, улей, домик, машина, луна, жаба). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.
4.Определить пропущенный слог в слове.
5.Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
6.Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
АГРАММАТИЗМЫ.
Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и с однородными словами.
Работа над предложением:
1.Двусоставные предложения, включающие существительное в И.п. и глагол 3-го лица н.в. (Дерево растет.)
2.Другие двусоставные предложения.
3.Распространенные предложения из 3-4 слов.
4.Распространенные предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета.
5.Составление предложений в виде ответов на вопросы.
6.Придумывание предложений по заданной схеме.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
1.Вставить пропущенные буквы в слова.
2.Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.
3.Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
4.Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:
Па…(парк) ла…(лапа)
Па…( пар) Ла …( лак )
Па…(паром) ла…(лампа) и т.д.
5.Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: из 3,4,5,6 букв.
Р У Ч К А
Рот Уля час кот Аня
Роза угол чаша каша аист
Рукав улица чехол корка астра
6.Преобразовать слова:
а). Добавляя звук:
рот – крот
мех – смех
б). Изменяя один звук: сом – сок – сук – суп – сух – сох-
сор – сыр – сын
в). Переставляя звук:пила – липа, палка – лапка
7. Какие слова можно составить из одного слова(ствол – стол, вол)
8. «Какой звук убежал?»
Крот – кот
Лампа – лапа
9. Найти общий звук в словах.
Луна – стол
Формирование пространственных представлений.
1. Определить расположение предметов к самому себе.
2. Определить расположение предмета сбоку: « Какой предмет справа, слева?»
3. Определить соотношение 2-3 предметов или изображений: « Что находится справа от цветка, слева, сверху, снизу и т.д.?»
4. Назвать число, следующее за 7, перед 7 и т.д.
5. Положить данный предмет справа, слева.
Игры, способствующие закреплению зрительного образа букв и алфавита, развитию навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
1. Найди букву.
2. Сложи буквы.
3. Сортировка букв.
4. Кто дальше прошагает?
5. Кто точнее?
6. Поможем зверям.
7. Поможем Незнайке.
Игры, способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков слогового анализа и синтеза.
1. Слоговая цепочка.
2. Кто быстрее?
3. Путаница.
4. Полсловечка за тобой.
5. Кто, в каком домике будет жить?
6. Слог – шаг.
7. Сложи имена.
Игры, способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза.
1. Сигнальщики.
2. Какой звук чаще всего слышим?
3. Подбери слово.
4. Красный – синий.
5. Твердый – мягкий.
6. Загадки Петрушки.
Игры, способствующие формированию знаний о частях речи и их признаках.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
1.Кто? Что?
2.Из отдельных частей собери предмет скорей!
3.Ванька-встанька.
4.Найди слово близкое по значению.
5.Кто внимательнее?
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
1.Назови такой же предмет.
2.Подбери картинку.
3.Времена года.
4.Узнай свое слово.
5.Образуйте прилагательное.
ГЛАГОЛ.
1.Лишнее слово.
2.Кто как передвигается?
3.Кто как голос подает?
4.Подбери пару.
5.Кто что делает?
Игры, способствующие формированию знаний о составе предложения.
1.Кто первый?
2.Придумай предложение.
3.Угадай знак.
4.Кто точнее?
5.Подвижные слова.
6.Собери предложения.
7.Кто последний?
8.Начало и конец.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение № 1.
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово – ПЛИМ,
Вот прыгает и скачет,
ПЛИМ, ПЛИМ, ПЛИМ!
И ничего не значит
ПЛИМ, ПЛИМ, ПЛИМ.
Приложение № 2.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
ОГОРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА,
ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.
Приложение № 3.
Меня послали в огород
За луковым пером.
Смотрю, на грядках лук растет.
А перьев нет кругом.
Они на курицах растут,
Я точно знаю это.
Какая-то ошибка тут,
У лука перьев нету.
Приложение №4.
Куст низкий, а дерево…..
Малина сладкая, а калина…..
Уголь черный, а мел ……
Лед холодный, а печка…….
Приложение №5.
Галька – галка
Банька – банка
Мель – мел
Ель – ел
Шесть – шест
ЛИТЕРАТУРА.
3) Л.Г.Парамонова «Стихи для развития речи».
4) Е.А.Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей 6-10 лет (стихи, занятия, игры, упражнения)
Творческий центр, Москва 2005г.
5) О.А. Степанова, О.А.Рыдзе.
Дидактические игры на уроках в начальной школе. Методическое пособие. Творческий центр, Москва, 2005г.
6)Л.Ю.Субботина «Учимся, играя» (развивающие игры для детей 5-10 лет) Издательство «У-Фактория» Екатеринбург,2005г.