Конспект урока русского языка в 4 классе
Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Павлова Ольга Евгеньевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №156 Санкт-Петербурга
Тема урока:
Сочинение по картине И.И. Левитана « Весна. Большая вода»
Цели урока:
1. Формирование умения составлять художественное описание природы с элементами оценки.
2. Формирование умения использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником.
3. Формирование умения отбирать материал по теме.
Задачи:
1. Развитие творческого воображения учащихся.
2. Развитие чувств и эмоций детей.
Ход урока:
I.Вступление
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!»
Ф. И. Тютчев
- Какие чувства вызывает у вас стихотворение Ф.И. Тютчева?
- Какие ещё стихотворения о весне вы знаете?
( Ученики читают стихи о весне)
- Я хочу прочитать отрывок из сочинения о весне, автор – ученик нашего класса…
( Дети писали сочинение – миниатюру о весне)
- На уроке развития речи мы овладевали изобразительными средствами языка, подбирали эпитеты, сравнения.
- Посмотрите на выставку творческих работ. Здесь представлены рисунки, фотографии, ваши поэтические очерки на тему « Весна».
Звучит музыка П.И. Чайковского « Времена года. Апрель»
- О чем рассказала музыка?
( Учащиеся рассказывают о своих впечатлениях)
- Поэзия весны, пробуждение природы, таяния снегов – излюбленная тема русской литературы и русской живописи.
II. Сообщение задачи урока
Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана « Весна. Большая вода»
- Что вы знаете о художнике?
- Кого называют художником?
Дети работают с толковым словарем и находят следующие определения:
· Человек, создающий произведения изобразительного искусства - живописец
· Тот, кто творчески работает в какой-нибудь области искусства
· Тот, кто достиг высокого совершенства, кто проявил мастерство в чём – либо
Синонимы: живописец, мастер.
Исаак Ильич Левитан написал около 1000 картин: « Золотая осень», «Март», «У ручья», «Деревня. Лунная ночь» и другие. Многие из них стали мировыми шедеврами, они хранятся в лучших музеях.
- Что означает слово – «шедевр»? Обратимся опять к толковому словарю.
Шедевр- исключительное по своим достоинствам произведение искусства.
Интересующая нас картина находится в Третьяковской галерее в Москве. Художник очень любил русскую природу. Долгие годы жил в нужде, быть может, этим вызвана легкая грусть и задумчивость в большинстве его пейзажей. Любил писать весну, осень. Эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. Его картины называют « пейзажами настроений».
Пейзаж - от французского - жанр изобразительного искусства, изображающий виды природы.
Пейзажист– художник, специализирующийся в области пейзажа.
Современники называли Левитана поэтом русской природы. Почему?
- Редко у кого из художников природа России была выражена с такой полнотой, необычайной свежестью, как у Левитана.
III. Знакомство с картиной
Репродукция– воспроизведение картины путем фотографии, картина, воспроизведенная типографическим способом.
Учащиеся рассматривают картину. Звучит музыка.
Можно использовать для восприятия картины стихотворение Рыленко:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
IV. Анализ картины
- Какое впечатление произвела картина на вас?
- Какое время весны на ней изображено? Почему? (Художник показал апрель – месяц воды. Из берегов выходят на раздолье лугов весенние воды. Вода затопила березовую рощу.)
- Почему картина имеет второе название?
- Каким словом можно заменить словосочетание «большая вода»? (Половодье, разлив)
- Почему реки выходят из берегов?
- Какое время суток изображено на картине? Как художник показал это? (Художник описал полдень. От деревьев пролегли на песок четкие тени)
- Картина полна трепетного дыхания жизни. Людей на ней нет. Какие детали внес художник для того, чтобы мы почувствовали, что здесь близко незримо присутствует человек? (У берега стоит легкая лодочка – челнок. Челнок – маленькая лодочка, выдолбленная из одного куска дерева, обычно из осины)
V. Работа над языковыми средствами
- Каким языком говорит с нами художник? (Левитан говорит с нами языком красок. С помощью них художник пишет картину весны.)
- Какие краски выбрал художник? (Мягкие, нежные спокойные)
- Как вы думаете, почему преобладают желтые и голубые цвета? ( Автор картины хотел показать тепло солнечных дней, ясное голубое небо)
- Какой стоит день? ( Солнечный, яркий, тихий, теплый, лучезарный, дивный) Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. Его лучи чувствуются на стволах деревьев, на берегу. От березок на песчаный берег легли четкие линии. Ветра почти нет. Река тихая.
-Взгляните на небо. Оно бледно – голубое, лазурное, ласковое.
- С чем можно сравнивать плывущие по небу облака? (С белыми барашками, с легкими корабликами, с белыми комьями ваты)
- Веса – прекрасное время года, чтобы показать оживление и радость пробуждающейся природы, художник написал и чистое голубое небо, и залитую солнцем воду, и березовую рощу.
- Взгляните в весеннюю воду. Какая она в реке? ( Чистая, сине – голубая, прозрачная)
- С чем можно ее сравнить? (С зеркалом, в ней отражаются деревья, небо, кусты; зеркальная гладь воды.)
- Какие деревья растут в роще? ( Осины, березы, ель)
- Как можно назвать эту рощу? ( Молодой лесок)
- Подберите эпитеты. ( Белоствольные, застенчивые, тонкие, нежные, легкие березки, трепетные, робкие осинки, стройная строгая ель)
- Расскажите об этих деревьях. (В воде стоят молодые стройные березки. Они загляделись в сияющие струи прозрачной воды. Кажется, что деревья далеко ушли от берега, чтобы полюбоваться на свое отражение в воде. Одна березка даже изогнулась, чтобы получше себя рассмотреть)
-Зачем художник изобразил старую осину с сучьями, похожими на старые, корявые пальцы? ( Чтобы подчеркнуть чарующую прелесть молодых березок и осинок)
- Посмотрите сквозь рощицу. Что там видите? Почему художник написал ее такой прозрачной? (От этого картина как бы наполняется свежим воздухом)
- Какие действия живых существ приписываются явлениям природы? (Использование олицетворений: лучи солнца играют, скользят, улыбаются; деревья смотрят в воду, живут, дышат; тени от деревьев ползут, тянутся, ложатся)
VI. Составление плана
План
1. Приход весны
2. Река разлилась
3. Весеннее небо, солнце, воздух
4. Деревья
5. Настроение, вызванное картиной
VII. Орфографическая подготовка
Ученики работают по индивидуальным карточкам
VIII. Выбор эпиграфа
- Какой эпиграф можно подобрать к картине?
-Кто испытывает затруднения, может обратиться к эпиграфам, написанным на доске.
Эпиграфы:
üГонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
А.С. Пушкин
üВсё в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Н.И. Рыленко
IX. Пожелание успеха в написании работы
Приложение 1
Третьяковская галерея
великий поэт природы
изобразил
спокойная обильная
слегка колеблющиеся
отражение березок
застенчивые, доверчивые
чёткие
кажутся
пробуждающаяся
насквозь
насквозь
наполняет
на переднем плане
лодочка – челнок
Приложение 2
б . льшая вода
р.дная страна
р . дная стр . на
зам . чать красоту
зат . пила ств . лы
зерк . ло
ро .кие б. рё .ки
в ож .дании
скорлу .ка
м . л . дой л .сок
пр .снулась
з . стыла
пр . никновение в .терка
п . качивает
п . дплыл
радос .ное