Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 91

 

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе

Упражнение в написании слов с мягким знаком на конце
и в середине слова

                                                                                                                                                                       Морозова Светлана Олеговна,
учитель начальных классов
г. Кемерово

 

        

Задачи:

1.     Формировать навык правописания слов с «ь» на конце и в середине слова.

2.     Развивать умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

3.     Развивать творческие способности учащихся.

4.     Воспитывать толерантные отношения в процессе коллективной деятельности.

        Оборудование:  учебник для 2 класса (авт. Полякова),  инструкция,  слова для справок, картинки осеннего пейзажа, стихотворение, сигнальные карточки.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа.)

 2.Чистописание.

Учитель.Прочитайте буквы, написанные на доске:

е  Ж  и  К  м …

Учитель. Подумайте, какая буква, следующая в этой логической цепочке.

Пропишите ее 3 раза в тетради.

Учитель. Какую букву написали? Как догадались?

Дети. – Написали большую букву «О»

- Идет чередование через одну букву алфавита.

- Чередуются большая и строчная буквы.

Учитель. Придумайте и напишите два слова, которые начинаются с этой буквы.

Учитель. Прочитайте записанные слова.

Учитель. Какая особенность этих слов?

Дети. – Слова написали с большой буквы, это имена собственные.

Учитель. Что вы знаете об именах собственных?

Дети. – Имена, фамилии, клички животных, названия улиц, городов, рек, стран пишутся с большой буквы. Это имена собственные.

Учитель. Ребята, я тоже на доске написала два слова:

Ольга            Обь

Учитель. По какому признаку я объединила слова?

Дети. – Это имена собственные.

- Во всех словах есть «ь», как показатель мягкости согласного звука.

3. Сообщение темы и задачи урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем упражняться в написании слов с «ь» на конце и в середине слова.

4.Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, расскажите все, что вы знаете о мягком знаке.

Дети. -«ь» показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко.

-«ь» пишется после буквы согласного и вместе с ней обозначает мягкость согласного звука.

Учитель. Прочитайте слова, написанные на доске:

Осень, пеньки, листья, лось, дождь, зверьки.

Учитель. Что общего у этих слов?

Дети. Это имена существительные с мягким знаком.

Учитель. Найдите «лишнее» слово.

Дети.-Лишнее слово «листья».

-В этом слове пишется разделительный мягкий знак.

Учитель. Разделите эти слова на две группы.

(Дети работают самостоятельно и группируют слова по любому признаку )

Учитель. Как смогли сгруппировать?

Дети.– По слогам.

-По числам.

-Одушевленные и неодушевленные.

-Слова с безударным гласным и слова с парным согласным.

Учитель.Ребята, а я разделила слова так:

осень              пеньки

лось                зверьки

дождь           

Учитель.По какому признаку я сгруппировала слова?

Дети. «ь» на  конце и в середине слова.

Учитель. Кто еще так разделил?

Учитель.Сделайте вывод.

Дети.«ь» обозначает мягкость согласного звука, если он стоит в конце слова или между двумя согласными.

5.Работа с учебником.

Учитель.Откройте учебник на стр.55, упр. 117 и прочитайте задание.

Дети.Спишите. Где нужно, вместо точек поставьте «ь».

(Самостоятельная работа)

Учитель. Прочитайте предложение, где в слова вставили «ь». Докажите.

Дети.Согласный звук произносится мягко, значит, пишется «ь».

6.Физминутка.

Учитель. Если я назову слово с «ь» на конце слова вы будете стоять, а если в середине – приседать.

 7. Творческая работа.

Учитель.Ребята, предлагаю вам сегодня интересное творческое задание в группах. Условия работы даны в инструкции, которая лежит у вас на столах.

Ваша задача внимательно прочитать каждый пункт задания и выполнить его.

В случае затруднения поднимите сигнальную карточку – я пойму, что вам нужна моя помощь.

Учитель.Желаю вам творческих успехов

(Класс делится на 4 группы по 5-6 человек в каждой. В группе есть предварительно подготовленный консультант)

Группам выдается по 4 полоски размером 3х15. На каждой полоске написана отдельная строка из стихотворения, в которой одно слово пропущено.

 

Образец задания

_________        золотая,        листики      блестят.

 

 

 

Вся природа примеряет __________ наряд.

 

 

Птицы улетают в __________ края,

 

 

Чтоб вернуться в мае,_________ нам даря.

 

 

 

Образец инструкции

Инструкция по выполнению работы

1.Прочитайте текст.

2.Продумайте, какие слова с мягким знаком пропущены, запишите их на линиях.

3.Расположите полоски так, чтобы получилось стихотворение. Наклейте полоски на лист.

4. Наклейте фрагменты картинки на лист так, чтобы получилось иллюстрация к вашему стихотворению.

5.Представьте работу классу.

 

Слова для справок

 

осень

 

дальние

 

радость

 

новенький

(Слова для справок выдаются группе в случае затруднения)

Фрагменты картинок осеннего пейзажа.

(Иллюстрация разрезается на несколько частей, как мозаика)

Презентация.

(По мере выполнения задания дети оформляют его на доске)

Учитель. Прочитайте получившееся у вас стихотворение.

(У каждой группы получились свои варианты)

Учитель.Какие вставили слова? Что их объединяет?

(Дети читают вставленные слова)

Дети.В словах написали «ь», как показатель мягкости согласного звука.

8. Итог урока.

Учитель.Ребята, так зачем нам нужен в русском языке «ь».

Дети.– Чтобы обозначать на письме мягкость предшествующего согласного звука.

9. Домашнее задание.

Учитель.Дома сочините рассказ на тему «Осень» с теми словами, которые у вас написаны в тетрадях.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»