Авторская программа
Обучение грамоте и письму
Цветкова Елена Геннадьевна,
учитель гимназии №209 Санкт-Петербурга
Раздел 1
Русский язык является основным предметом обучения в начальной школе. Учащиеся начальной школы должны научиться сознательно, правильно, бегло и выразительно читать, грамотно писать, свободно и правильно излагать свои мысли устно и письменно.
В соответствии с этими задачами программный материал имеет следующие четыре раздела:
1-обучение грамоте;
2-грамматика и правописание;
3-чтение;
4-развитие устной и письменной речи.
В период обучения грамоте практикуются несколько типов уроков:
- Урок изучения нового звука, его буквенных обозначений и овладение умениями чтения;
- Урок закрепления и углубления знаний, развития умений, приобретенных при изучении нового звука и буквы, а также связанных с тренировкой в чтении;
- Урок обучения написанию новой буквы и ее употреблению в письме слогов, слов и предложений;
- Урок закрепления знаний и умений написания слогов, слов и предложений с изученными звуками и буквами;
- Комбинированные или смешанные уроки, когда чередуются разные виды работ, связанные с научением элементарному чтению и обучением первоначальному письму.
Переход на новую структуру начального образования предусматривает широкое применение активных методов преподавания, многократного переключения с одного вида деятельности на другой и своевременного введения активного отдыха. В этом случае раздражители, распределяясь равномерно на слуховой, зрительный, тактильный и другие анализаторы, не вызывают резкого ухудшения функционального состояния центральной нервной системы детей в течение учебного дня, недели, года.
Обучение грамоте проводится в 1 классе с сентября по 15 февраля. Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической, психологической и методологической наук, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие учащихся и высокий уровень сознательности чтения, речи, их правильность и выразительность.
Основы навыка сознательного и правильного чтения закладывается еще в букварный период. Обучение первоначальному чтению ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. В добукварный период ведутся занятия, подготовляющие детей к обучению чтению и письму. Особо важное значение имеет звуковой анализ слова как в подготовительный период, так и в процессе обучения чтению. Правильно поставленный звуковой анализ имеет решающее значение для овладения механизмом чтения и для выработки сознательного отношения к читаемому.
Первоначальное чтение должно быть слоговым. Слоговое чтение дает возможность детям читать связно, плавно, правильно. Кроме того, слоговое чтение помогает детям учиться писать без пропуска и перестановки букв. Постепенно дети от слогового чтения переходят к чтению без деления слов на слоги.
В подготовительный период дети овладевают такими представлениями и терминами, как речь, текст, предложение (восклицательное, вопросительное, повествовательное), слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние согласного с гласным. Отрабатываются гигиенические и технические правила, в частности, умения правильно сидеть за партой, держать ручку, карандаш. Проводятся упражнения, подготавливающие к письму: рисование, соединенное со штриховкой (в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо), лепка, тренировка мелкой мускулатуры пальцев, кисти, предплечья. Огромное внимание отводится развитию у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата; совершенствованию общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, умеренной громкости, правильному интонированию, правильному речевому дыханию. Для этого необходимо заучивание наизусть стихотворений, потешек, скороговорок, песенок, считалок и т.д., воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
С 1 октября первоклассники знакомятся с первой буквой. На изучение каждой буквы отводится 5 занятий (2 занятия по обучению грамоте, 2-по письму, 1-комбинированный).
Первыми учащиеся изучают 6 букв: а, о, у, и, ы, э.
Далее буквы изучаются по принципу парности по глухости-звонкости, по мягкости-твердости: с-з, к-г, т-д, в-ф, п-б, ч-щ, ж-ш. Это дает возможность учителю с первых уроков изучения согласных фонем познакомить детей с парностью согласных звуков не только по мягкости- твердости, но и по глухости-звонкости, расширить представления учащихся о звуковой стороне языка, систематизировать представления о согласных звуках.
После изучения данных согласных первоклассники знакомятся с буквами в таком порядке: й, е, я, ё, ю. Цель такой подачи материала состоит в том, чтобы на научной основе показать, что в одних словах йотированные гласные обозначают гласный слияния+мягкость согласного , входящего в это слияние, а в других словах эти буквы обозначают слияния, то есть два звука (jа), (jо), (jу), (jэ). б
На последнем этапе изучения букв идет ознакомление с буквами н, л, р, м, х, ц, ь, ъ.
Обучение чтению и письму идет (параллельно) и тесно связано с развитием речи, обогащением словарного запаса, упорядочением синтаксического строя речи, произносительных навыков.
Во время основного периода первоклассники учатся правильно оформлять написанные предложения (большая буква в начале предложения, (.), (!), (?)-на конце), знакомятся с некоторыми расхождениями между произношением и правописанием (жи-ши, ча-ща, чу-щу), отрабатывается умение писать большую букву в именах собственных.
Раздел 2.
При обучении детей грамоте звуковым аналитико-синтетическим методом первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками.
Для успешного усвоения детьми грамоты и активного вхождения в новую для них область изучения родного языка чрезвычайно важно дать ученикам четки е представления о характерных признаках каждого звука-фонемы, об их классификации, помочь строго разграничивать звук и букву, не смешивать звуковой и буквенный, графические ряды, научить анализировать звуковую форму слов, выделять в речи слова и предложения, составлять небольшие связные тексты-рассказы.
При организации работы по формированию у младших школьников представлений о фонетическом составе русского языка в период обучения грамоте является «лента звуков», которая содержит в себе полную характеристику звуковой стороны языка, показывает широкий спектр звуков русского языка, тем самым способствует формированию у младших школьников, с одной стороны, умения дифференцировать звуки и буквы, а с другой стороны- гласные и согласные звуки, глухие и звонкие, мягкие и твердые согласные звуки. В этом отражается связь между периодом обучения грамоте и изучением раздела «Звуки и буквы» в курсе русского языка.
Для того, чтобы учащиеся получили более полное представление о звуках русского языка с артикуляционной и акустической сторон, можно использовать цветовое обозначение звуков, принятое в действующей азбуке, внеся лишь некоторые дополнения.
Для обозначения характеристики звуков русского языка используются карточки, на которых приняты цветовые обозначения со следующими значениями:
- Гласные звуки - карточками красного цвета;
- Безударные гласные - карточками розового цвета;
- Мягкие звонкие согласные – ярко-зеленые;
- Мягкие глухие согласные – бледно-зеленые;
- Твердые звонкие согласные – синие;
- Твердые глухие согласные – голубые.
Важнейшей составной частью всей работы на уроках обучения грамоте является слого-звуковой анализ произносимых слов, который осуществляется с опорой на схемы, выступающие в качестве моделей этих слов.
В школьной практике схемы-модели слов стали надежными помощниками учащихся, обучающихся чтению и письму.
Для обозначения звуков используются только карточки с изображением квадрата (модель «слияния» тоже имеет вид квадрата, образованного из двух треугольников). Это дает возможность показать ученикам, а затем предоставить им самим осмысленно конструировать модель «слияния» в виде двух треугольников, получающихся при частичном совмещении двух квадратов, символизирующем проникновение одного звука в другой, наслоение их артикуляций; сохраняется единообразное обозначение любого звука в виде квадрата.
Работа со схемой- моделью слова очень важна, и при соблюдении со стороны учителя разнообразных приемов может стать очень интересной и любимой детьми. Этот прием должен использоваться на всех структурных компонентах урока: при повторении, изучении нового, закреплении.
При обучении письму преобладает техническая работа, которая требует предварительной подготовки. Эта сторона письма часто делает предмет недоступным и неинтересным. Но без овладения техникой письма не может быть и каллиграфии. Чтобы сделать процесс письма доступным и занимательным, надо прежде всего учитывать физиологические и психологические особенности развития первоклассников.
У первоклассников до 7 лет в процессе обучения письму чаще возникают нервно-психические перегрузки, чем у более старших одноклассников, из-за малой выносливости к статическому напряжению, недостаточной сформированности волевых качеств. У них еще узок объем внимания. Поэтому при обучении письму должен быть постепенный переход от игры к учебе.
Вопрос о том, как эффективно формировать у младших школьников каллиграфические навыки, приобрел в последние годы особенную актуальность. И это понятно: там, где сформирован каллиграфический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности.
Обучение письму условно можно разделить на три этапа:
- развитие мускульной памяти;
- развитие тактильной памяти;
- закрепление полученных сведений с помощью копирования.
Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек с вырезанными на них геометрическими фигурами. Начиная с октября, учащиеся уже штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнистыми, и круговыми линиями, полуовалами, петлями.
Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребенка. При штриховке развивается внутренняя и внешняя речь ребенка, его логическое мышление, общая культура, творческие способности. Штриховка проводится в течение всего учебного года.
Составление, моделирование и штриховка предметов - это и способ развития речи, т.к. попутно можно составлять небольшие рассказы по теме, работая над словом.
На втором месяце обучения учащиеся уже сами составляют свои рисунки из фигур трафарета и лекал. Работа со штриховкой очень увлекает детей, она доставляет им большое удовольствие.
Основная цель второго этапа – это создание в памяти ребенка образа заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений. Двигая пальцем по буквам, ребенок как бы ощупывает их контуры, запоминая образы букв, их различия, элементы букв, направление письма. Шероховатая поверхность буквы (наждачная бумага) действует как раздражитель на нервные окончания указательного пальца. Кроме тактильной информации, дети получают и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство языка, орфографическая зоркость. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения букв.
Этот прием помогает ученикам приобрести уверенность в овладении той или иной формой буквы, что оказывает положительное эмоциональное воздействие на ребенка при письме.
Третий этап – письмо букв с помощью подкладного листа, на котором написаны буквы, слоги и т.д. Подкладывая вкладыш под страницу, ученик обводит буквы, слоги, соблюдая при этом наклон букв и правильное направление письма. С помощью этого вида работы у детей вырабатывается правильный наклон букв и закрепляются приобретенные навыки: направление письма, написание буквы, ее элементов.
Этот метод позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов сформировать не только понятие о букве и ее графическом начертании, но и развивать синтетическое, логическое мышление, внутреннюю и внешнюю речь, память, а также творческие способности учащихся. На уроках дети не чувствуют утомления и усталости, а значит и не падает интерес учащихся к урокам письма.
Обучение по этому методу позволяет писать в тетрадях для второго класса. При обучении письму в одну линию открывается большой резерв для повышения грамотности учащихся. Экономия времени и повышение скорости дают возможность увеличить объем учебного материала, разнообразить виды работ. Отказ от применения тетрадей в две линейки дает возможность не тратить время на слежение за двумя линиями и переучивание писать с одной разлиновки на другую.
В работе по обучению грамоте очень важен выбор методов обучения. При выборе методов нужно руководствоваться положением дидактики о том, что нет единого универсального метода. Но главным методом обучения на всех уроках должна быть все же игра как ведущая деятельность детей этого возраста.
Программа
1.Подготовительный период (40 ч.)
1. Обучение грамоте (20 ч.)
1. Праздник «Полет в будущее».
2. Как появилась речь. Речь устная и письменная.
3. Текст, предложение, слово.
4. Понятие о тексте как единице речи.
5. Общее понятие о предложении. Членение речи на предложения.
6. Предложение. Употребление большой буквы в начале предложения, точки- на конце.
7. Упражнения в постановке знаков препинания в конце предложения и в выразительном произношении предложений. Вопросительный, восклицательный знаки и точка.
8. Наблюдение над произношением предложений, в которых стоят разные знаки препинания.
9. Предложение и слово. Слова в предложении связаны по смыслу.
10. Слог. Определение количества слогов в слове.
11. Слог. Деление слов на слоги.
12.Понятие об ударении. Ударный и безударный слог.
13. Упражнение в делении слова на слоги, определение ударного и безударного слогов.
14. Звуки в речи. Звуки и буквы.
15. Гласные и согласные звуки.
16. Упражнение в распознавании гласных и согласных звуков.
17-18. Слияние согласного звука с гласным.
19-20. Повторение и закрепление пройденного материала.
2. Письмо(20 ч.)
1. Посадка при письме. Письменные принадлежности. Обводка геометрических фигур.
2-20. Построение предметов из геометрических фигур, штриховка параллельными линиями (сверху вниз, снизу вверх, слева направо,под определенным углом).
2.Основной период (160 ч .) + 1 ч.=161 ч.
1.Изучение гласных букв (24 ч.)
1.Гласный звук (а), буквы А, а.
2. Строчная письменная буква а.
3. Заглавная буква А.
4. Комбинированный урок (закрепление).
5.Гласный звук (о), буквы О, о.
6. Строчная письменная буква о.
7. Заглавная буква О.
8. Комбинированный урок (закрепление).
9.Гласный звук (у), буквы У, у.
10. Строчная письменная буква у.
11. Заглавная буква У.
12. Комбинированный урок (закрепление).
13.Гласный звук (и), буквы И, и.
14. Строчная письменная буква и.
15. Заглавная буква И.
16. Комбинированный урок (закрепление).
17.Гласный звук (ы), буква ы.
18. Буква ы.
19. Комбинированный урок (закрепление).
20.Гласный звук (э), буквы Э, э.
21. Строчная письменная буква э.
22. Заглавная буква Э.
23. Комбинированный урок (закрепление).
24. Повторение и закрепление пройденного материала (комбинированный).
Гласные звуки и буквы.
2. Изучение согласных букв (73 ч.)
1. Звуки (с), (с,), буквы С, с.
2. Строчная буква с.
3. Звуки (с), (с,), буквы С, с (закрепление).
4. Заглавная буква С.
5.Комбинированный урок (закрепление).
6. Звуки (з), (з,), буквы З, з.
7. Строчная буква з.
8. Звуки (з), (з,), буквы З, з (закрепление).
9. Заглавная буква З.
10.Комбинированный урок (буквы с-з).
11. Звуки (к), (к,), буквы К, к.
12. Строчная буква к.
13. Звуки (к), (к,), буквы К, к (закрепление).
14. Заглавная буква К.
15.Комбинированный урок (закрепление).
16. Звуки (г), (г,), буквы Г, г.
17. Строчная буква г.
18. Звуки (г), (г,), буквы Г, г (закрепление).
19. Заглавная буква Г.
20.Комбинированный урок (буквы к-г).
21. Звуки (т), (т,), буквы Т, т.
22. Строчная буква т.
23. Звуки (т), (т,), буквы Т, т (закрепление).
24. Заглавная буква Т.
25.Комбинированный урок (закрепление).
26. Звуки (д), (д,), буквы Д, д.
27. Строчная буква д.
28. Звуки (д), (д,), буквы Д, д (закрепление).
29. Заглавная буква Д.
30.Комбинированный урок (буквы т-д).
31. Звуки (в), (в,), буквы В, в.
32. Строчная буква в.
33. Звуки (в), (в,), буквы В, в (закрепление).
34. Заглавная буква В.
35.Комбинированный урок (закрепление).
36. Звуки (ф), (ф,), буквы Ф, ф.
37. Строчная буква ф.
38. Звуки (ф), (ф,), буквы Ф, ф (закрепление).
39. Заглавная буква Ф.
40.Комбинированный урок (буквы в-ф).
41. Звуки (п), (п,), буквы П, п.
42. Строчная буква п.
43. Звуки (п), (п,), буквы П, п (закрепление).
44. Заглавная буква П.
45.Комбинированный урок (закрепление).
46. Звуки (б), (б,), буквы Б, б.
47. Строчная буква б.
48. Звуки (б), (б,), буквы Б, б (закрепление).
49. Заглавная буква Б.
50.Комбинированный урок (буквы п-б).
51. Звук(ч,), буквы Ч, ч.
52. Строчная буква ч.
53. Звук(ч,), буквы Ч, ч (закрепление). Сочетания ча, чу.
54. Заглавная буква Ч.
55.Комбинированный урок (закрепление).
56. Звук (щ), буквы Щ, щ.
57. Строчная буква щ.
58. Звук (щ), буквы Щ, щ(закрепление). Сочетания ща, щу.
59. Заглавная буква Щ.
60.Комбинированный урок (закрепление). Буквы ч-щ.
61. Звук (ж), буквы Ж, ж.
62. Строчная буква ж.
63. Звук (ж), буквы Ж, ж (закрепление). Сочетание жи.
64. Заглавная буква Ж.
65.Комбинированный урок (закрепление).
66. Звук (ш), буквы Ш, ш.
67. Строчная буква ш.
68. Звук (ш), буквы Ш, ш (закрепление).
69. Заглавная буква Ш.
70.Комбинированный урок (закрепление). Буквы ж-ш.
71.Звуки (ч,), (щ),(ж),(ш). Буквы Чч, Щщ, Жж, Шш (обобщение).
72. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
73.Повторение и закрепление пройденного материала (комбинированный).
Согласные звуки и буквы.
3. Й и йотированные гласные (25 ч.)
1. Звук (й,), буква й.
2. Буква й.
3.Комбинированный урок (закрепление).
4. Буквы Е, е.
5. Строчная буква е.
6. Буквы Е, е (закрепление).
7. Заглавная буква Е.
8. Комбинированный урок (закрепление).
9. Буквы Я, я.
10. Строчная буква я.
11. Буквы Я, я (закрепление).
12. Заглавная буква Я.
13. Комбинированный урок (закрепление).
14. Буквы Ё,ё.
15. Строчная буква ё.
16. Буквы Ё, ё (закрепление).
17. Заглавная буква Ё.
18. Комбинированный урок (закрепление).
19. Буквы Ю, ю.
20. Строчная буква ю.
21. Буквы Ю, ю (закрепление).
22. Заглавная буква Ю.
23. Комбинированный урок (закрепление).
Согласный й и гласные.
25. . Повторение и закрепление пройденного материала (комбинированный).
Согласные.
4. Изучение согласных букв (32 ч.)
1. Звуки (н), (н,). Буквы Н, н.
2. Строчная буква н.
3. Звуки (н), (н,). Буквы Н, н (закрепление).
4. Заглавная буква Н.
5. Комбинированный урок (закрепление).
6. Звуки (л), (л,). Буквы Л, л.
7. Строчная буква л.
8. Звуки (л), (л,). Буквы Л, л (закрепление).
9. Заглавная буква Л.
10. Комбинированный урок (закрепление).
11. Звуки (р), (р,). Буквы Р, р.
12. Строчная буква р.
13. Звуки (р), (р,). Буквы Р, р (закрепление).
14. Заглавная буква Р.
15. Комбинированный урок (закрепление).
16. Звуки (м), (м,). Буквы М, м.
17. Строчная буква м.
18. Звуки (м), (м,). Буквы М, м(закрепление).
19. Заглавная буква М.
20. Комбинированный урок (закрепление).
21. Звуки (х), (х,). Буквы Х, х.
22. Строчная буква х.
23. Звуки (х) (х,). Буквы Х, х (закрепление).
24. Заглавная буква Х.
25. Комбинированный урок (закрепление).
26. Звук (ц). Буквы Ц, ц.
27. Строчная буква ц.
28. Звук (ц). Буквы Ц, ц (закрепление).
29. Заглавная буква Ц.
30. Комбинированный урок (закрепление).
31. Повторение и закрепление пройденного материала (комбинированный).
Согласные.
- Буквы ь и ъ.
- Буква ь.
- Буква ь.
- Буква ъ.
- Буква ъ.
- Комбинированный урок. Буквы ь и ъ (закрепление).
- Алфавит (2 ч.)
- Алфавит.
- Алфавит (закрепление).