Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СЛОВАРЕЙ

 

Галочкина Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 10
г. Люберцы Московской области

Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. Анатоль Франс В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе. Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе передовые педагоги стали рассматривать этимологический анализ. Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка. Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов. К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется в начальной школе. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Учебники по русскому языку для начальных классов не нацелены на проведение словарно-орфографической работы с использованием этимологии "трудных" слов. Поэтому проблема организации словарно-орфографической работы на основе этимологического анализа так актуальна в современной методике преподавания русского языка. Проблема нашего исследования формулируется следующим образом: Как организовать словарно-орфографическую работу на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа? В соответствии с данной проблемой цель исследования - разработать, научно обосновать и экспериментально проверить систему упражнений для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа. Объект исследования - словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах Предметом исследования является процесс организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа Гипотеза - словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе будет проходить более эффективно, если в её основе будет лежать этимологический анализ. При этом необходимо, чтобы: - учитель осознавал значимость этимологического анализа для запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми орфограммами; - учитель проводил словарно-орфографическую работу на основе этимологического анализа с учётом возрастных особенностей младших школьников; - учитель систематически использовал этимологический анализ как методический приём словарно-орфографической работы. Задачи исследования: - рассмотреть понятия словарно-орфографической работы, этимологии и этимологического анализа; - описать приёмы проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах; - теоретически обосновать возможность и необходимость проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах; - проанализировать учебники по русскому языку для начальной школы; - экспериментальным путём определить уровень орфографической грамотности младших школьников в словах с непроверяемыми орфограммами; - разработать систему словарно-орфографической работы в начальной школе на основе этимологического анализа с учётом возрастных особенностей младших школьников; - экспериментально проверить эффективность разработанных упражнений. Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. Известно, что с помощью словарей учащимся предоставляется возможность обогатить свой словарный запас, уточнить и активизировать его, познакомиться с лексическим значением незнакомых слов, усвоить грамматические формы, нормы языка, а так же научиться правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Ещё Константин Ушинский говорил о том, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”. Действительно, умение пользоваться толковым словарём имеет большое социальное значение. Это умение даёт учащимся не только в школьные годы, но и в их дальнейшей жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при общении, чтении книг и периодических изданий, а также при слушании радио и просмотре телепередач. На наш взгляд, целесообразно проводить работу со словарями не фрагментарно, исходя из конкретных целей и задач урока, а систематически, с первого по четвёртый класс. Чаще всего работа со словарями сводится к тому, что учащиеся прибегают к помощи только толкового словаря, однако, по нашему мнению, даже в начальных классах полезным окажется знакомство учащихся со словарями разных видов: фразеологическими, синонимов, ударений, иностранных слов, этимологическими, энциклопедическими. Желательно, чтобы словари постоянно находились в классной комнате и дети могли свободно пользоваться ими не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Для того чтобы учащиеся уже на начальном этапе приступили к овладению словарным запасом родного языка, необходимо развивать потребность обращаться к словарю за справками, создавая на уроках и во внеурочное время ситуации поиска лексического значения слова, а также использовать возникшие спонтанно ситуации анализа незнакомых слов в тексте учебников или дополнительной литературы. В процессе работы учащиеся должны узнать назначение словарей, научиться находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать трудные (непроверяемые) слова без ошибок. К началу обучения в школе ребенок испытывает активную нехватку лексических средств. Следствием несовершенства их словаря являются: * частая повторяемость одних и тех же слов, * неточность употребления слов в речи, * неумение конструировать текст, * неумение использовать изобразительные средства языка. Бедность словаря нередко мешает работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, т.к. их нет в активном словарном запасе учащихся. Использование разнообразных приемов работы над словарными словами в рамках общей работы по формированию орфографической зоркости способствует более успешному усвоению непроверяемых написаний. Таких приемов наберется, наверное, с полсотни. Но среди них можно выделить наиболее продуктивные. Для обогащения словаря учащихся часто использую следующие упражнения: 1. Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование). 2. Диктант «Угадай словечко!» (учитель даёт толкование, дети записывают само слово). 3. Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов) . 4. Зрительные диктанты. 5. Задание «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить - предоставить, надеть - одеть); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Таким образом, идёт усвоение лексико-семантического уровня слова. 6. Проверочные словарные диктанты (2 раза в месяц). Часто даю развивающие задания на закрепление пройденных тем со словом с непроверяемым написанием. Тема: «Число имен существительных». 1. Вставить пропущенные буквы в слова Вороб... и, к…ровы, карандаш..., щ... нки, с... кунды, з…дачи. 2. Найти слово, где количество букв и звуков не совпадает, образовать от него однокоренное слово, с уменьшительно-ласкательным значением (воробьи – воробышек). 3. Записать слова в форме единственного числа (воробей, корова, карандаш, щенок, секунда, задача). 4. Догадаться какое слово спрятано (в 3 пункте) В новом словарном слове 6 букв, первая «в», последняя «а» ворона. 5. Записать его в форме множественного числа, подобрать однокоренные. 6. Прочтите скороговорку и запишите по памяти. Проворонила ворона вороненка. Тема: «Правописание приставок». 1. Записать под диктовку, объяснить написание приставок Надстроить, надписать, залезать, замерзать, перевоз, переходить. 2. Указать части речи 3. Найти «лишнее» слово (перевод) разобрать его по составу. 4. «Собрать» словарное слово (п.1)налево 5. Указать часть речи, подобрать антоним. Тема: «Правописание безударных окончаний глагола». 1. Записать под диктовку, комментируя написание безударных гласных. Озябнешь, барабанишь, окружают, рыбачите, обманываешь, настелишь, аромат. 2. Выделить «лишнее» слова (Аромат). 3. Назвать глаголы с приставками. 4. Определить число глаголов. 5. Разгадать спрятанное слово (по начальным буквам). 6. Работа над лексическим значением слова оборона - боевые действия войск с целью отражения нападения противника, удержания занимаемого участка, района. 7. Подобрать антонимы: оборона - нападение, оборонительный - наступательный, 8. Объяснить значение пословиц и поговорок: «Будь в обороне стоек, а в атаке напорист и боек», «Оборону построил - победу устроил», «В обороне не подражай вороне». Запиши по памяти любое предложение. Тема: «Правописание прилагательных мужского и среднего рода». 1. Под диктовку: большой, громкий, интонация, замкнутое, вместе, весеннее, инициатива, утренний. 2. Выделить 1 слово (наречие), составить с ним предложение по схеме: __________._._._ _ _ ______ ._._. 3. Оставшиеся слова разбить на 2 группы (прилагательное и существительное). 4. В прилагательных определить род, выделить окончания. 5. Догадаться, какое слово загадано (по вторым буквам). 6. Найти значение слова орнамент в толковом словаре. 7. Составить орнамент, используя буквы и элементы букв этого слова. Тема: «Правописание безударных окончаний глагола». 1. Записать слова, вставив пропущенные буквы. Прос…ться, перенос...т, почувству...шь, встан...шь, прокладываешь, след...шь, 2. Определить спряжение и лицо глаголов. 3. Выделить «лишнее» слово. 4. Словарное слово состоит из 6 букв: п _ _ _ _ ь. 5. Лексическое значение слова печаль - чувство грусти, скорби, состояние душевной горести. 6. Образовать: а) прилагательное жен. р. , б) наречие - что значит «печально известен»? (известен с плохой стороны) в) глагол с возвратным значением, сравнить Н.ф. с формой 3 л. (пропедевтика к теме «Отличие гл. в возвр. значении неопределенной формы от 3 л.») Тема: «Правописание безударных гласных». 1. Записать под диктовку Переселить, лесник, адрес, товарищ, отлетел, коротенький. 2. Сгруппировать (рассматриваются 2 варианта: по частям речи и по проверяемости - непроверяемости безударных гласных) 3. Объяснить значение словарного слова платок. Платок - предмет одежды, кусок ткани или вязанное трикотажное изделие обычно квадратной формы. 4. На каждую букву слова подобрать другое слово; относящееся к одежде. Тема: «Правописание безударных окончаний глагола». 1. Под диктовку: светлеешь, ездите, колешь, реет, ехать, тают. 2. В каком слове нет орфограммы в окончании? 3. Определить лицо глаголов. 4. По начальным буквам собрать слово. 5. Объяснить лексическое значение. Секрет-то, что держится в тайне, скрывается от других. 6. Объяснить выражения «по секрету всему свету», «не секрет, что...». 7. Образовать однокоренные слова. В работе со словарными словами хорошие результаты дает орфографическое чтение. Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова блоками (пять-десять слов). Тематические блоки. Работу строю так. 1. Первый раз учащиеся самостоятельно читают слова про себя (слова написаны на карточках или на доске с соблюдением правил каллиграфии, оформление выделено контрастным цветом). 2. Затем учитель читает слово орфографически, 3. Дети повторяют слова два-три раза орфографически, глядя на карточку (доску). 4. Орфографическое чтение всего блока слов. 5. Запись слов с карточки (доски). 6. Проверка всего блока слов устно (я читаю слово орфоэпически, дети орфографически, называя буквы для запоминания). В следующий раз: 1. Карточка на мгновение показывается классу. 2. Я произношу слова орфоэпически. 3. Дети три раза произносят слово орфографически, 4. Запись слова с карточки. 5. После записи всего блока слов следует проверка. Потом: Устный диктант всего блока слов (я один раз произношу орфоэпически) дети проговаривают слово орфографически. В четвертый день: 1. Карточка перед классом, ученики читают один раз, называя буквы для запоминания (-оро-, а, о,). 2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление. 3. Проверка всего блока слов. Как сделать родной язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? Понятно, что без игровых занятий здесь не обойтись. Игра активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Особенно коллективная игра. Игра и занимательные упражнения помогают детям узнавать «опасные» места в написании слова. Игры: «Расколдуй слово» (расположить буквы в алфавитном порядке) ХОУПЛ (лопух), СВЬОА (авось). «Что за слово» (расшифровать и записать слова, буквы которых обозначают числа по их месту в алфавите) 1,13,22,1,3,10,20 (алфавит). «Путаница» РО-СО-КА (сорока), БА-СО-КА (собака) «Три О» МЛК (молоко), ХРШ (хорошо), МЛТК (молоток). В данных словах отметить сильную позицию гласных. «Где слова родные, однокоренные?» «Орфографическое лото», «Кто больше запомнит?», «Конкурс знатоков» и другие. И наконец: Слуховой (контрольный) диктант. Орфографическое чтение использую при проведении и подготовке зрительных и устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать орфографическое чтение на всех уроках. Особенно широкие возможности открываются на уроках природоведения и чтения, где подобные задания являются занимательными моментами. Наиболее распространенным видом словарно – орфографических упражнений я считаю диктанты. И в своей работе над словарными словами я использую такие виды диктантов: 1. Зрительный диктант с предварительным разбором. Обучающиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанные на карточке словарные слова с выделенной безударной гласной и записывают его в тетрадь по памяти. 2. Картинный диктант. 2.1. Я показываю карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его; 2.2. Я показываю карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную, проставляя знак ударения; 2.3. Я показываю карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую нужно запомнить при письме, ставят знак ударения. 3.Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Я предлагаю детям или карточки-картинки, или карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, или слова на слух. 4. Диктант с использованием загадок. Заворчал живой замок, Лег у двери поперек, (собака) Есть два друга у меня, Два серебряных коня. Езжу на обоих. Что это за кони, (коньки) 5. Диктант по памяти. 5.1 записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов; 5.2 записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву Е (О, А, И, Я). 6. Диктант с комментированием. Я называю слово из Словаря или однокоренные ему слова. Один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь. 7. Творческий диктант. Заменить развернутое определение одним словом. Пример: человек, едущий на транспорте (пассажир); деревянный ящичек для ручек и карандашей (пенал) и т.д. Проверку выполнения провожу по-разному: взаимопроверка, самопроверка, проверка с помощью сигнальных карточек. И еще одна интересная работа, дающая положительные результаты при усвоении слов с непроверяемым написанием. Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить у детей интерес к словарным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть неполным, а частичным, "упрощенным". Ученикам нравится, когда все вместе мы разгадываем написание того или иного слова (малина - мал, гвоздика - гвоздик, шиповник - шип). Мышление обучающихся начальных классов носит наглядно - образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Поэтому применяется метод, когда для запоминания слова предлагается выполнить рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты, в итоге, соответствуют ожиданиям. Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова. В моей работе представлены упражнения, позволяющие формировать у младших школьников навык написания слов, обогащать словарный запас, развивать речь, интерес и внимание к слову. Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания. Словарно-орфографическую работу на уроках можно так же проводить в игровой форме (см. приложение). Для этого организуются «Словарные эстафеты». «Словарные эстафеты» проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т. к, оценка за карточку ставится всему ряду. Цель: Формирование орфографического навыка в написании слов с непроверяемыми гласными и согласными. Готовясь к уроку, ребята обращаются к орфографическому словарю, чтобы запомнить правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными по тематическим группам: фрукты, овощи, одежда, обувь, игрушки и т.д. Задание: Класс делится на две группы: покупатели и продавцы. На подготовительном уроке распределяем, кто из ребят продавцом каких товаров будет. Каждый продавец дома готовит витрину своего отдела: на альбомном листе красиво и разборчиво, а главное, правильно пишет перечень товаров своего отдела и украшает этот перечень рисунком. Затем «витрины» выставляются для обозрения учащихся. Их цель - запомнить правильное написание как можно большего числа слов. «Витрины» убираются, а учащиеся записывают в тетрадь слова, которые запомнили. Выигрывает тот, кто правильно запомнил большее количество слов. Для знакомства с новым словом ученикам можно предложить иллюстрацию, ребус или загадку. Например: «Раскололся тесный домик на две половинки, И посыпались в ладони бусинки-дробинки (Горох)». Затем учитель объясняет значение слова, вспоминает вместе с учениками, где встречали его. Идет работа на запоминание, можно использовать мнемотехнику: на что похоже, с чем связано слово. В следующем упражнении «Узнавание слова» Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Показывается печатная карточка с выделенной буквой. Слово записывается на доске и в тетрадях. На следующем уроке предлагается узнать слово в тексте: «На жарком солнышке подсох и рвется из стручка горох». Подбираются к слову подходящие по смыслу слова, которые обозначают признак предмета. Горох (какой?) зеленый, спелый, кудрявый, в стручках, вкусный, круглый. В процессе работы с орфографическим словарем, ученикам можно давать и такие задания: 1. Составьте кроссворд, подбирая загадки к словарным словам. 2. Вставьте подходящие по смыслу слова из словаря. 3. Спишите текст, вставив словарное слово. 4. Составьте и запишите рассказ на заданную тему, используя слова из словаря. Работа со словарями продолжается и в проектно-исследовательской деятельности учащихся. Исследовательские работы учащихся: Тарелка 1.Показ фаянсовой, алюминиевой тарелки; рисунок ударного музыкального инструмента и светящегося летающего объекта. 3 слога; второй - ударный; безударный гласный - а 2. Впервые тарелки появились во Франции 600 лет назад. Они были не круглыми, а четырёхугольными. Делались только из серебра и золота. Фарфоровая тарелка появилась всего 300 лет назад. А древние народы клали еду на листья, в раковины или в скорлупки от крупных орехов. На Руси тарелки назывались тарелы. Они использовались в знатных домах. В крестьянских домах ели из миски, которая считается прабабушкой тарелки. Они были из глины или дерева с резьбой и затейливым рисунком. 3. Тарелка, тарель, нем. Столовая посуда, на которой едят. У крестьян деревянный кружок, на котором крошат мясо. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка» Тарелка -1) столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и плоским дном; 2) ударный музыкальный инструмент - два металлических диска; 3) летающий объект, светящийся в ночи. С.И.Ожегов 4.Тарелка - тарелочка. 5. Земля - тарелка: что положишь, то и возьмёшь. 6. Тарелка, миска, блюдо, блюдце. Не в своей тарелке (не на своем месте) На тарелочке с голубой каёмочкой (получить, не прикладывая особых усилий) Языком тарелку проломил (много говорил без дела) 7. Тарелка (какая?) большая, фарфоровая, голубая, четырёхугольная, праздничная, маленькая, красивая. 8. Вот пришли из школы братья, Из-за третьей вышла ссора – Решили бабушке помочь. Каждый тянет в две руки, Взяли братцы два стакана, В результате - черепки!.. Мирно вымыли под краном. А пришла домой старушка – И тарелки взялись мыть. Черепки лежат в пыли... Три тарелки - как тут быть? Славно внуки помогли! По одной помыли скоро. И.Демьянов 9. В нашей области в посёлке Борисовка на керамической фабрике изготавливают различную керамическую посуду, кувшины, тарелки, вазы. Дорога 1. Загадка. Неживая - а идёт, Лежит брус во всю Русь, Неподвижна - а ведёт. Встанет - так до неба достанет, А ляжет - так всю Русь обойдёт. 3 слога; второй - ударный, безударный - о 2. Дорога - ездовая полоса; накатанное и нарочно подготовленное различным образом протяжение, для езды, для проезда, прохода; путь, стезя; направление и расстояние от места до места, сама езда или ходьба, путешествие. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка» Дорога -1) Полоса земли, предназначенная для передвижения, сообщения; 2) Направление, путь следования. 3) путешествие, пребывание в пути. В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина «Словарь современного русского языка» 3. Дорога - дорожка - дороженька - дорожный - бездорожье - подорожник – придорожное. 4. Смелые дороги ведут к победе. Умный товарищ- половина пути. Одному ехать - и дорога длинна. Самая лёгкая дорога та, которую ты уже прошёл. Самая трудная дорога та, которую не знаешь 5. Синонимы: дорога - путь - тропинка; Антонимы: дорога - бездорожье. 6. Идти своей дорогой. Дорога жизни. Сбиться с дороги. Дороги разошлись. Стать поперёк дороги. 7. Дорога (какая?) длинная, широкая, лесная, асфальтированная, мокрая, горная, трудная, извилистая, старая, шоссейная. Идти вдоль дороги, следить за дорогой, стоять на дороге, брести по дороге, расположиться рядом с дорогой, свернуть с дороги, перевести через дорогу. 8. Дорога Подумайте только, как много А вскоре пополнится новым Значений у слова дорога. Значеньем привычное слово Дорогой зовут автостраду. Представьте: готова ракета И тропку, бегущую рядом, К прыжку на другую планету. И шлях, что лежит на равнине. Прощаясь с её экипажем, И путь каравана в пустыне, Стоящим у звёзд на пороге, И шаг альпиниста на круче, Мы просто и буднично скажем: К вершине, упрятанной в тучах, До встречи! Счастливой дороги! И след корабля над волнами, Подумайте только, как много И синие выси над нами... Значений у слова дорога. В. Остин Радость 1. Слово угадывается учащимися в результате игры «Радуга» (нужно расположить по порядку цвета радуги и тем самым прочесть слово) О - зелёный А - оранжевый С - голубой Ь-фиолетовый Р-красный Т-синий Д - жёлтый Радость - 2 слога, а - ударный, о - безударный 2. Радость - веселье, услада, наслаждение, утеха, внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая; самое событие или предмет, возбудивший эти душевный чувства. В.И. Даль «Иллюстрированный толковый словарь русского языка» Радость - 1.чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, весёлое настроение, внешнее проявление этого чувства; 2. событие, предмет, возбуждающие такое чувство; 3. употребляется при обращении в значении милый, любимый (разговорный стиль); Д.Ушаков «Толковый словарь русского языка» Радость -1. чувство большого удовольствия, удовлетворения; 2. о ком - чём - нибудь, кто вызывает такое чувство. В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина «Словарь современного русского языка» 3. Радость - радостный - радовать - радуются - порадуются - радостно. 4. После грозы солнце, после печали радость. От радости кудри вьются, от печали секутся. Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине. 5. Радость- веселье, наслажденье, утеха Радость - грусть, печаль, горе, скорбь 6. Вне себя от радости, (очень рад) Сделаю с радостью, (с полной готовностью). Радости жизни, (все то, что сопровождается удовольствием) Прыгаешь от радости, (сильно рад); Мне от этого радости мало, (малое количество удовольствия) 7. Радость (какая?) неожиданная, большая, шумная, близкая, прошедшая. Доставить радость, испытали радость, окончится радостью, потянется без радостей. 8. Афоризмы про радость: Радоваться в одиночку грустно. Н.С. Шамфор И сменою радостей жизнь хороша. И.В.Гете Горе можно пережить в одиночестве, но радость - чтоб познать её в полной мере – нужно разделить с другим человеком. М.Твен Яблоко (работа выполнена к уроку русского языка на тему « Род имён существительных») 1. Загадка. Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки, 2. Яблоко - плод дерева яблонь или яблоня, даёт мелкие кислые и горькие яблоки, кислицу и резань (рязань), а холя и уход вывели из дички множество вкусных пород, хорошо растущих во всей средней Европе; в Сибири яблоки вырождаются, а растут там только сибирские, китайские или райские с мелкими яблоками. В. И.Даль 3. Яблоко - плод яблони. Глазное яблоко - шарообразное тело глаза. В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина 4. Яблоко - яблоня - яблочко - яблоневый - яблочное. 5. Яблочко от яблоньки не далеко катится. Не срывай яблоко, пока зелено, созреет - само упадёт. Яблоньку за яблочки любят, а пчёлку - за мёд. 6. Яблоко раздора - то, что порождает ссору, раздор. Яблочку негде упасть - очень тесно. 7. Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю. Я. АКИМ 8. На гербе нашего города изображены яблоки, так как наш край богат этими фруктами. В начальном обучении русскому языку предусматривается ознакомление учащихся со словами, близкими по значению - синонимами и противоположными по значению - антонимами (термины не вводятся). Эта работа направлена на осознание младшими школьниками лексического значения слов, обогащение их словарного запаса, на формирование у них умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных упражнений. Но если с синонимами учащиеся не только знакомятся, но и учатся употреблять их на уроках чтения, правописания, то работа над антонимами занимает весьма скромное место. Это нельзя признать правильным, т.к. "связь лексических единиц (слов), объединяемых отношениями сходства и противоположности, свидетельствуют о взаимном проникновении синонимии и антонимии" и, следовательно, "овладение синонимическими ресурсами русского языка оказывается практически невозможным без антонимов". Ценным дидактическим материалом для разнообразной работы с антонимами может служить "Словарь антонимов русского языка" М.Р.-Львова (М., 1978) и "Школьный словарь антонимов русского языка" (М., 1980) того же автора. В этих словарях можно найти не только антонимические пары слов, например: новый - старый легкий - трудный гордиться - стыдиться холодно - тепло день-ночь не только словосочетания: одержать победу - потерпеть поражение справедливый человек - несправедливый человек, Таким образом, материалы словарей можно использовать при составлении различных типов упражнений с антонимами и эффективно применять их на уроках русского языка в начальных классах. В целях развития речи младших школьников очень важно способствовать тому, чтобы дети запоминали как можно большее число антонимов. Работа учителя по обогащению словаря учащихся за счет его количественного увеличения антонимами может представлять собой следующие пути: 1. При ознакомлении школьников с новыми словами не ограничивается одним только толкованием их лексических значений, там, где это возможно подкреплять лексический анализ подбором антонимов; 2. При подборе антонимов к словам, известным учащимся, не останавливаться на том, что сделано учащимися, а дополнять, уточнять работу справками в словаре. Увеличение объема антонимов в речи учащихся само по себе предполагает и качественное совершенствование речи школьников. Однако для развития речи огромное значение имеют и способы организации, и подача известных учащимся антонимов. Так, наблюдение за рядами слов, обозначающих противоположные качества в разной степени их проявления, а затем и составление подобных рядов помогают детям наглядно увидеть, как выражаются и закрепляются в слове самые различные взаимопереходы противоположных явлений, что, безусловно, способствует развитию их речи: а) очень хорошие - просто хорошие - неплохие - плохие - очень плохие; б) геройство - доблесть – отвага – храбрость - смелость-робость-трусость; в) веселый - невеселый - грустный - печальный - угрюмый – мрачный; г) прекрасно - красиво - хорошо, нехорошо - некрасиво, дурно - уродливо – безобразно; д) глубокий - мелкий – поверхностный. Анализируя подобные ряды истинных и приблизительных антонимов, учащиеся без труда обнаруживают, какие пары вместе с тем являются синонимами, т.е. наглядно видят, как синонимия и антонимия сближаются. Важным этапом в процессе развития речи школьников является работа над словом в предложении, где слово имеет конкретное лексическое значение. Например: 1. Видно, будет у нас сейчас не легкий бой, а тяжелая битва. (А. Гайдар) 2. Ночь. Тема спит нервно и возбужденно… Сон то легкий, то тяжелый, кошмарный, (И.Гарин - Михайловский). Общеизвестно, какой выразительной силой обладают пословицы и поговорки. Работа над ними заслуженно занимает в начальных классах довольно большое место. Широкое отражение в пословицах и поговорках находит и антонимия. Поэтому их так много в словарях М.Р.Львова. Например: 1. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Трус славит себя языком, а храбрец штыком. Смелый там найдет, где робкий потеряет. 2. Хорошая слава в лукошке лежит, э плохая по дорожке бежит. Доброе смолчится, а худое молвится. 3. Лучше бедная мудрость, чем богатая глупость. К "Школьному словарю антонимов русского языка" следует обращаться как можно чаще. Во-первых, с целью общего знакомства с данной книгой: нужно изучать ее построение, разделы. Во-вторых, к словарю рекомендуется обращаться при изучении соответствующего материала по русскому языку. В словаре можно найти хорошие примеры как антонимических пар, так и текстов, показывающих их употребление. В-третьих, словарь следует использовать для справок при чтении художественной литературы и особенно в ходе анализа языка художественного произведения. В-четвертых, словарь следует использовать для работы над культурой собственной речи. Так, при написании сочинения у ребенка может возникнуть вопрос о том, какое подобрать антонимическое слово к данному. Например, к слову широкий - малый или узкий. Словарь подскажет, что более уместно для противопоставления слово узкий. В-пятых, к словарю необходимо обращаться за стилистическими справками. Так, к слову "труженик" словарь предлагает несколько стилистически сниженных антонимов: лодырь (разг.), дармоед (разг.), трутень (разг.), захребетник (прост.). Привычка обращаться к словарям и справочникам характеризует культурного человека. Во всех случаях сомнения желательно обращаться к словарю, лучшему помощнику и советчику. При работе со "Школьным словарем антонимов русского языка" нужно помнить следующее: искать антонимическую пару в словаре следует по алфавиту - либо в самом словаре, либо по алфавитному указателю в конце словаря, куда вынесены некоторые члены антонимических пар. Например, необходимо найти антоним к слову закат. Среди заголовка статей на букву "3" такого нет. Тогда нужно обратиться к алфавитному указателю и, найдя там слово закат с указанием страниц, следует посмотреть антонимическую пару, помещенную на этих страницах. На основе материала словарей антонимов русского языка учитель может создать целую серию самых разнообразных грамматических упражнений со словами, противоположными по смыслу. Задание №1. Списать слова, противоположные по значению. Подчеркнуть корень в однокоренных словах. Придумать и записать с некоторыми предложения, Определить, какими членами предложения они будут. 1)трудолюбивый - ленивый трудолюбие - лень труд-лень труженик - лентяй трудиться - лениться 2)грязь-чистота грязный - чистый грязно - чисто грязнуля - чистюля 3)гордость - стыд гордый - стыдливый гордиться - стыдиться гордо - стыдливо 4) высокий-низкий высокий-низкорослый высокий–приземистый высокий - маленький Задание №2. К данным словам приписать слова, противоположные по значению, но отвечающие на тот же вопрос. (кто?) друг - (кого?)... (что?) дружба - (что?)... (какой?) горький - (какой?)... (что делать?) говорить - (что делать?)... (как?) низко - (как?)... Задание №3. Списать словосочетания, подчеркнуть в них слова, противоположные по значению. Какая часть в этих словах изменяется? Почему? а) Ясный день - пасмурный день, ясное утро - пасмурное утро. б) Добрый человек - злой человек, доброе чувство - злое чувство, добрая подруга - злая подруга. Задание №4. Списать словосочетания, подчеркнуть предлоги, указывающие на противоположное направление. Бежать к дому - бежать от дома; Ехать к друзьям - ехать от друзей; Подняться на площадку - сойти с площадки. Задание №5. Подобрать к следующим словам слова с противоположными значениями: порядок, правда, привыкать, зацветать, светлый, холодно, потолок, одевать. Подобные упражнения способствуют глубокому усвоению учащимися антонимии как языкового явления. Школьники оперируют здесь не столько словами - антонимами, сколько антонимами - морфемами. Усложняется мыслительная работа. Немаловажно то, что материал для грамматико-речевых упражнений формирует у детей и навыки правописания. В целом работа над антонимами помогает подменному овладению речью. Таким образом, благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка у учащихся увеличивается интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку. Список использованной литературы: 1. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка, Л., 1953. 2. Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. - №8. -1999, С. 23. 3. Грушников П.А. Орфографический словарик: Учебное пособие для учащихся начальной школы. – М.,1994. 4. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994. 5. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М., 1991. 6. Новиков Л.А. Антонимия и словарь антонимов. Вступ. ст. - В кн.: Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1978, с.7). 7. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. – М., 2003. 8. Словарь русского языка в четырёх томах. – М., 1985.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»