Внеклассное мероприятие по русскому языку
КВН
Его величество Фразеологизм
Нечитайло Ирина Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ Гимназии № 248
Санкт-Петербурга
Целевые установки ( планируемые результаты)
Предметные результаты:
-продолжить знакомство с фразеологизмами, наблюдать за особенностями значения фразеологических оборотов.
- иметь представление о выразительных возможностях фразеологических оборотов;
- понимать их значение, правильно употреблять в речи;
- уметь находить значение фразеологизма во фразеологическом словаре.
Метапредметные результаты:
- уметь выделять фразеологизм из группы обычных словосочетаний;
- понимать смысл фразеологизмов в структуре предложения;
- понимать значение фразеологизмов;
- применять фразеологизмы, составляя предложения.
Личностные результаты:
Развитие умения работать в группах: распределять работу, представлять результаты, устанавливать очередность; уважать мнение товарища и свое личное. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.
Ход внеклассного занятия.
Учащиеся показывают сценки.
- Паша, ты опять опоздал!
- Мария Ивановна, я больше не буду.
- Вчера опоздал, сегодня опоздал. Я тебе говорю, а с тебя как с гуся вода.
- Паша, скажи нам, в слове под…езд нужно писать Ъ или Ь.
- Ну – у … я не запомнил.
- Ты сегодня совсем не внимателен. Сидишь и ловишь мух.
- Паша, ты обещал, что исправишь «тройку» по математике.
- А меня не вызывали.
- По – моему, ты водишь меня за нос.
- –Какие устойчивые сочетания слов вы услышали?
-Как они называются?
- Что мы называем фразеологизмами?
(Устойчивые сочетания слов, которые употребляются в переносном значении.
- Что означают фразеологизмы, использованные в сценках?
- Давайте себе представим, что мы оказались в клубе весёлых и находчивых. Тема нашей встречи: «Его величество Фразеологизм».
Давайте подумаем, какие у нас с вами будут задачи. ( Познакомиться с новыми фразеологизмами, учиться использовать фразеологизмы в речи.)
Наша игра – это соревнование команд.
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
- Какие правила работы командой надо соблюдать.
В группе должен быть организатор обсуждения,
Говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
четко высказываем свое мнение,
уважаем мнение собеседника.
-Когда проходит соревнование между командами, обычно их судит жюри. Сегодня я предлагаю каждой команде при выполнении задания оценить себя самостоятельно. (Вспоминаем критерии оценивания).
- Представление команд. ( музыка)
- Мы уже начали изучать фразеологизмы. Каждый из вас выполнил творческую работу. Нарисовал иллюстрацию к фразеологизму. Давайте посмотрим, что у нас получилось.
(Музыкальный клип)
- Разминка. Конкурс капитанов.
Перед вами предложения. Определите, в каких предложениях используется фразеологизм, а в каких - слова в прямом значении.
- Я вовремя прикусил язык, иначе мама узнала бы о нашей тайне.
Меня так подбросило на ухабе, что я прикусил язык.
- Засучив рукава, он доставал из пруда живую рыбу.
Ребята сегодня работали, засучив рукава.
- Сергею попался на удочку карась.
Сергей попался на удочку рекламы.
- Задание №1.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Как вы это понимаете? К сожалению, бывают случаи, когда дети употребляют фразеологизмы неправильно. Исправьте ошибки. Составьте предложение с одним из фразеологизмов.
- клевать клювом – клевать носом
не в чужой тарелке – не в своей тарелке
- некуда груше упасть – некуда яблоку упасть
пальчики откусишь - пальчики оближешь
- водить за ухо – водить за нос
сесть в сапог – сесть в калошу
Оцениваем работу своей команды.
- Фразеологизмы тесно связаны с историей и культурой России, обычаями и традициями русского народа.
Наши предки, наблюдая за животными, переносили их качества на человека. Закончите фразу.
Голоден как …(волк).
Надут как… (индюк).
Хитер как … (лиса).
Нем как … (рыба).
Труслив как … (заяц).
Здоров как … (бык).
Упрям как …(осёл).
Колючий как … (ёж).
Болтлив как …(сорока).
- Задание №2.
Существует большая группа фразеологизмов, в которой используются названия различных частей тела. В конвертах с заданиями вы найдете облака слов. Составьте из них по 3 фразеологизма. Запишите их значение.
Что нам поможет выяснить значение фразеологизма? ( фразеологический словарь)
1)Рука 2) Язык 3)Нос
на скорую руку язык без костей водить за нос
золотые руки язык проглотил на носу
отбиться от рук длинный язык нос не дорос
Оцениваем работу своей команды.
- Инсценировка.
Задание № 3.
Вы посмотрели небольшую сценку. Тексты этой сценки у вас в конвертах. Найдите 10 фразеологизмов. Объясните их значение.
- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Саша стучит...
Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
Как об стенку горох
Ему хоть кол на голове теши
Не видать тебе как своих ушей
Ему про Ерёму, а он про Фому
Да ты как с Луны свалился
Ну, хватит воду в ступе толочь
Русским языком сказано
Кашу маслом не испортишь
Сказано – сделано
Всему своё время
Оцениваем работу своей команды.
- Чьи слова в этой сценке помогут нам ответить на вопрос, зачем нужно использовать в речи фразеологизмы.
Вывод: они делают речь яркой и выразительной.
- Разминка.
Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: водой …
* * *
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…
* * *
Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, …
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …
- Задание №4.
В ваших конвертах на листочках записаны предложения. Ваша задача попробовать заменить подчеркнутые слова фразеологизмами.
- Вера Сергеевна объяснила решение задачи, но Петя не слушал.
пропустил мимо ушей
Серёжа всегда преувеличивает. делает из мухи слона
Ира узнала, что поездка откладывается и загрустила.
повесила нос
- Мы догадывались, что он нас обманывает. водит за нос
Таня весь урок сидела вялая. как сонная муха
Брат с сестрой целый день ссорились. как кошка с собакой
- Сёстры были очень похожи друг на друга. как две капли воды
Ваня раньше всех решил задачу и важничал. задирал нос
Катя сегодня целый день усердно работала. засучив рукава
Оцениваем работу своей команды.
- Подведение итогов.
Выясняем справились ли с поставленными задачами.
Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от уроков русского языка. И русский язык станет для вас, ребята, верным другом.