МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (4 КЛАСС)
УМК «Школа России»
Ударные и безударные окончания имён существительных
Шубочкина Ольга Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ школа №559
Цель:познакомить учащихся с тем, имена существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные окончания имён существительных.
Задачи: способствовать овладению умения сравнивать ударные и безударные окончания существительных одного и того же склонения, учить подбирать существительное с ударным окончанием к существительному с безударным окончанием одного и того же склонения.
Планируемые результаты:
Личностные:-проявлять интерес к новым знаниям, проявлять интерес к русскому языку, развивать способность самооценке, воспитывать у учащихся толерантного отношения друг к другу.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя , планировать деятельность на уроке под практических результаторуководством учителя, сотрудничать с одноклассниками, включаться в диалог, оценивать результаты выполнения работы.
Предметные: формировать умение, сравнивать ударные и безударные окончания имён существительных одного и того же склонения в единственном числе, способствовать достижению понимания учебного материала, добиваться практических результатов.
Оборудование:1. Учебник «Русский язык» 4 класс Т. Г. Рамзаева
2.Таблица : «Три типа склонения имён существительных.
3.Памятки: « Как определить склонение имён существительных в И.п и в косвенных падежах».
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Контроль за посадкой.
II. Мотивация познавательной деятельности.
Учитель просит прочитать тему урока в учебнике на стр.94
Ученик читает : «Ударные и безударные окончания имен существительных».
- К концу урока мы научимся сравнивать ударные и безударные окончания имён существительных одного итого же склонения.
III. Актуализация знаний.
1.Чистописание.
Отработка каллиграфической записи элементов буквы « и», букву « и».
2.Словарная работа.
Предлагаю послушать , назвать одним словом и записать.
- Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати для общего пользования.
( библиотека)
-.Тот, кто едет или собирается ехать (пассажир)
-Состояние атмосферы в данном месте и в данное время ( погода)
- Два ряда домов и пространство между ними.( улица)
- Группа людей , объединённых общей работой , учёбой, общими интересами. (коллектив)
Самопроверка. Рефлексия
-Познакомимся с новым словарным словом « горизонт»
-Кто уже встречался с этим словом?
«Горизонт.»
Ученик читает в словаре С. И. Ожегова
1.Видимая граница( линия кажущегося соприкосновения неба и земной или водной поверхности
2. Всё видимое вокруг пространство.
3. Переносный смысл. Круг знаний, идей.
Запишем это слово и однокоренные слова : горизонтальный, горизонтально, горизонтальность.
Синоним : кругозор.
-Составим предложение с этим словом. «Солнце скрылось за горизонтом.»
-Разберём это предложение по членам предложения и по частям речи. Дадим характеристику предложения.
( Учащиеся разбирают предложение по членам предложения и по частям речи. Дают характеристику предложению)
Самопроверка. Рефлексия.( по 5-ти бальной системе)
Физкультминутка.
Раз , двать , – встать пора
Три , четыре –руки шире,
Пять , шесть- тихо сесть
Семь, восемь – лень отбросим
IV. Организация познавательной деятельности
-Уточним с какой частью речи мы с вами работаем на уроках.?
( Имя существительное. Склонение.)
-Какие три типа склонения вы знаете?
(1-скл. ,2-скл, 3-скл.)
Какие существительные относятся к 1-ому скл., 2-ому скл.3-скл.
Предлагаю сделать задание по карточке
Карточка№1
Прочитайте слова.Разделите слова на две группы, опираясь на ударение.
Река, речка , земля , яблоня, окно, дерево.
Разделите слова в две группы. Опираясь на окончания
Группа 1 : река, земля, окно (ударение падает на второй слог, окончание ударное)
Группа2 : речка, яблоня, дерево(ударение падает на первый слог , окончание безударное)
-Предлагаю понаблюдать за ударными и безударными окончаниями и сравнить ударные и безударные окончания одного и того же склонения. Ответить на вопрос , как пишутся ударные и безударные окончания одного итого же склонения.
-Предлагаю выполнить упр.179 (устно).
-Чему мы будем учиться , выполняя это упражнение?
(сравнивать ударные и безударные окончания имён существительных одного итого же склонения.)
- Организую фронтальную работу.
-Учащиеся высказывают свои наблюдения за окончаниями и читают правило
на стр. 94.
Предлагаю выполнить работу по карточке в парах.(учащиеся планируют работу в парах)
.Карточка№2
Цель: сравнить ударные и безударные окончания одного и того же склонения
Прочитай, сгруппируй существительные по склонениям и по падежам, напиши, выдели окончания , поставь ударение.
Учащиеся повторяют алгоритм определения типа склонения:
1.Ставлю в начальную форму.
2.Выделяю окончание
3.Определяю род.
Заросли ольх –
Защищают от засух-
Приехал от бабушк-
Сердце забилось в груд-
Сохраним в памят-
Подбежал к лошад-
Двигались по площад-
Стоит на стол-
Работа в пол-
Говорили о деле-
( Учащиеся планируют работу в парах , выполняют работу , проводят самооценку с рефлексией)
Организует индивидуальную самостоятельную работу по заданиям разного уровня.
1. Низкий уровень упр.181.( по заданию)
2. Средний уровень.
Вписать в пословицы и поговорки слова в нужном падеже .Определите склонения и падежи. Укажи окончания.
На чужой (сторонушка)----------------- рад своей ( воронушка ).
Овёс к (лошадь)---------------- не ходит. Не грози ( щука)-----------морем. В ( радость) ------------мы болтливы, в ( печаль) -----------
молчаливы. Делу время , (потеха)---------------час.
Высокий уровень.
Запишите краткие ответы на вопросы .Выделить окончания.
Где зимой ловят рыбу?
К кому подкрадывается кошка?
Кому овёс лучшая пища?
Где уселась ворона?
Слова для справок :прорубь, мышь, лошадь, игородь.
Предлагается самопроверка с рефлексией.
V. Домашнее задание
Упр. 180 . Придумать предложение со словом «зарядка.»
VI. Диагностика достижения планируемых результатов.
-Чему планировали учиться на уроке? Чему научились?
-Как пишутся ударные и безударные окончания имён существительных одного и того же склонения?
( Отвечают: «Научились сравнивать ударные и безударные окончания имён существительных в одном и том же падеже пишутся одинаково.) »
VII. Рефлексия
Чем урок понравился?
Чем урок не понравился?
Поблагодарим друг друга за работу.