Методическая разработка урока русского языка в 3 классе
УМК «Школа России»
Арсентьева Елена Леонидовна,
составила учитель высшей категории
ГБОУ СОШ № 317 Адмиралтейского района г. С-Пб
Написание окончаний существительного единственного
и множественного числа в различных падежах
Тип урока: Закрепление знаний по теме «Существительное» и ранее изученных тем.
Цели урока:
- Совершенствовать навыки правописания и точного употребления в речи имён существительных.
- Совершенствовать навыки распознавания существительных единственного и множественного числа.
-Совершенствовать навыки умения исправлять ошибки, осознанно применять изученные правила.
-Обобщить знания об изменении имён существительных по числам.
-Следить за правильностью речи и развивать речь.
-Проверить готовность к диктанту по данной теме.
-Продолжить работу по формированию пространственных представлений.
Развивающие:
- Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, творческую активность.
-Создавать условия психологической комфортности для каждого ребёнка.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.
- Воспитывать любовь к родному городу, желание знать историю города.
Оборудование: учебник В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, тетрадь, карандаш, ручка с синей пастой и зелёной пастой;
- презентация по материалам урока и с видами города.
Литература: использовался материал из учебника Дмитриевой по изучению города «Санкт-Петербург».
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся. |
1.Организация класса на работу.
Регулятивные УУД. |
Проверьте готовность к уроку. - Всё ль на месте, всё ль в порядке Книжки, ручки и тетрадки. Пожелаю всем удачи – За работу, в добрый час! |
Проверяют готовность к уроку. |
2. Минутка орфографии и чистописания.
Познавательные УУД. Личностные УУД.
|
- В каком городе мы живём? 1 слайд.- Что означает название нашего города? - В честь кого и кем назван наш город? - Правильно, назвал Пётр 1, в честь святого Петра. - Запишите число, классная работа, пропишем Пп Санкт-Петербург. |
- В Петербурге. - «Бург» - укрепление, город; - «Санкт» - святой. - Пётр – апостол, владевший ключами от рая.
Ученики прописывают в тетрадях. |
Познавательные УУД. Личностные УУД.
Коммуникативные УУД. |
1. - Вспомните словарные слова на тему «Город». Записываем с комментированием, в столбик. 2. - Запишите новое слово: вокзал. - Определите склонение и выделите окончание. - Составьте предложение со словом вокзал. - Какие вокзалы вы знаете? - Какой есть в нашем микрорайоне? 1) Выполните полный разбор предложения по членам предложения. 2)Выпишите словосочетания с вопросами. 3) Определите части речи (зел. паста). - В каком числе мы записали словарные слова – ч. р. существительные? - Определите склонение и выделите окончание. - Измените – поставьте во множественное число в родительный падеж, в винительный падеж и в дательный падеж; запишите через тире в столбик к сущ. в ед. числе. - Надпишите падеж над существительными во множественном числе, выделите окончание. 3. Самопроверка в парах.
|
- Город, квартира, лестница, комната, машина, дорога, улица…
Комментируют написание Сущ. стоят в единственном числе. В тетрадях: Город – городов, города, городам. Квартира – квартир, квартиры, квартирам. Лестница – лестниц, лестницы, лестницам. Комната – комнат, комнаты, комнатам. Машина – машин, машины, машинам. Дорога – дорог, дороги, дорогам. Улица – улиц, улицы, улицам. -Витебский вокзал.
В тетрадях и на доске: На вокзал прибыл поезд с ценными грузами.
Работают в тетрадях по заданию.
Проверяют друг у друга работу. Выставляют количество баллов на полях. |
4. Игра «Найди лишнее слово». |
1. Из трёх существительных, написанных в столбике, укажите существительное, которое употребляется только в единственном числе. Огурец, зерно, земляника. Овощ, картофель, яблоко. Ягода, морковь, помидор. 2.Назовите существительные, которые употребляются только во множественном числе. Будут ли они различаться по родам? |
Выписывают в тетрадь: Молоко, очки, каникулы. Очки, картофель, каникулы.
Нет. |
5.Закрепление пройденного. Проверка знаний. Рефлексия и актуализация знаний.
Познавательные УУД. Личностные УУД. Коммуникативные УУД. |
Вернёмся опять в город. Вы знаете, что жизнь и здоровье города зависят от каждого горожанина. Закрепляем полученные знания на правилах горожанина. Настоящий горожанин не будет: - людям досаждать;
- дом и город обижать; - в квартире прыгать и скакать; - громким голосом кр…чать; - двери ногами открывать; - в лифт… кнопк… …грать; - и на стенках рисовать; - сор на улицах бр…сать; - правила движенья нарушать. Разбираем написание, вставляем пропущенные орфограммы, определяем падеж у существительных мн. числа.
|
Записывают в тетрадь после разбора.
Проверяют по слайду презентации. Оценивают свою работу. Способ оценки выбирают само –стоятельно. |
6.Грамматическая задача. Практическое использование знаний. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. |
- Употребите слово лист в именительном падеже мн. ч. - Когда нужно сказать листы, а когда листья? - Будут ли различаться в родительном падеже множественного числа? Советуются в парах. |
Листы, листья.
Листы бумаги, листья на деревьях. Да. Про бумагу: много листов разноцветной бумаги. Про листья на дереве: много листьев на дереве. |
7.Итог урока. Личностные УУД. |
- Над чем мы сегодня работали? - Какое задание было самым интересным? - Какое задание вызвало большие трудности? - Кто считает, что справился со всеми заданиями сам? -Сделайте вывод: -Теперь я могу… Выставляются оценки за лучшую работу на уроке в журнал. |
Дети отвечают на вопросы и дают оценку своей работе. |