Учебно-методическое пособие по работе над сочинениями-миниатюрами по общей теме «Наш город - Санкт-Петербург»
Савёнышева Ирина Владимировна
ГБОУ СОШ № 254 Санкт-Петербурга
Сочинение в школе занимает особое место в ряде речевых упражнений. Сочинение — творческая работа и, как известно, работа над сочинением решает комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач. Ребенок учится грамотно выражать свои мысли и оформлять их в письменную речь, применяя правила орфографии и пунктуации. Умение наблюдать, сравнивать, делать выводы развивает умственную деятельность, а личное восприятие и переживания возбуждают эмоции и воображение. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции, выбор слов требует дисциплины и самостоятельности. Но, обучая детей выражать устно и письменно свои мысли и знания, нужно не забывать еще об одной задаче – о развитии культуры ученика. Сочинения, где наряду с собственными наблюдениями используется материал разных источников, могут дать детям более точное и систематизированное представление о многих предметах или явлениях.
В начальной школе широкие темы сложны и непосильны: ребенку трудно раскрыть тему и отобрать материал. Поэтому мы советуем с 3 класса использовать такой вид сочинений как сочинение-миниатюра. Миниатюра - это сочинение небольшого объема на узкую тему. Так как данный вид работы занимает 15-20 минут урока, то его можно использовать раз в неделю без ущерба для реализации программы. Приведем сокращенный план работы над блоком сочинений-миниатюр (Приложение 1) по общей теме «Наш город - Санкт-Петербург».
Этапы работы над сочинением-миниатюрой.
I. Накопление материала.
Домашнее задание: чтение статей из энциклопедии или художественных произведений, экскурсия, прогулка, наблюдение, просмотр документального фильма..
II. Погружение в тему. Просмотр мини-презентации.
Презентации к каждой теме даны в приложении к урокам.
III. Формулировка темы и цели сочинения-миниатюры.
IV. Обсуждение материала по теме
V. Отбор материала по теме. Уточнение лексического значения слов.
Составление списка опорных слов:
- запись слов (на доске(можно в виде кластера), слайд презентации)
- раздаточный материал
Уточнить, что сочинение-миниатюра пишется по правилам написания большого рассказа (введение, основная часть, окончание)
VI. Речевое оформление.
Запись текста. Обязательно использовать на уроке орфографический словарь.
VII. Самопроверка и проверка учителем.
По итогам работы над данным блоком сочинений-миниатюр можно провести итоговое сочинение «Прогулка по Санкт-Петербургу»
Безусловно, планируя обучение сочинению, учитель помнит главную цель: усваивая родной язык, ученик узнает о культурных и духовных ценностях поколений, приобщается к художественному творчеству народа и учится понимать природу и отношения между людьми. «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас» - П.А. Вяземский.
Приложение 1: Темы блока.
№ |
тема |
Опорные слова |
1 |
Мир города.
|
Город, горожане, переулок, проспект, здание, площадь, парк, жилые дома, улица, перекресток, пешеходная дорожка, светофор, реки, канал, мост, метро, городской житель, петербуржец.
|
2 |
Город рек и каналов
|
Нева, наводнение, волна, гранитные берега, набережная, сфинкс, Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова, разводной мост, Дворцовый мост, Литейный мост, Тучков мост, Аничков мост, ограда, фонарь, катер, теплоход, морская прогулка, Северная Венеция.
|
3 |
Петропавловская крепость
|
Петропавловская крепость, Трезини, остров, бастион, куртина, Петровские ворота, Петропавловский собор, иконы, усыпальница, колокольня, ангел, Монетный двор, комендант, ботик, заключенный, памятник, Михаил Шемякин, залп пушки.
|
4 |
Петропавловский собор
|
Храм, святые Петр и Павел, фасад, колонны, портик (навес-крыша), ярус, башенка, купол, колокольня, звонница, колокольный звон, куранты, шпиль, флюгер, ангел, иконостас, иконы, усыпальница, царская семья, музей.
|
5 |
Эрмитаж
|
Дворцовая набережная, площадь, Растрелли, Зимний дворец, архитектор, фасад, парадная лестница, зал, экспонат, живопись, картина, скульптура, статуя, музей, Эрмитаж, искусство.
|
6 |
Адмиралтейство
|
Адмиралтейство, архитектор, Захаров, моряк, Россия, Российский флот, скульптура, барельеф, композиция, Петр I, Нептун, трезубец, верфь, пьедестал, нимфы, шпиль, кораблик, символ. Военное училище.
|
7 |
Стрелка Васильевского острова
|
Васильевский остров, рукав Невы, ансамбль, Ростральная колонна, нос корабля, скульптура, Нептун, трезубец, маячный огонь, галерея, биржа, колонна, причал, гранитная набережная, торговля, музей.
|
8 |
Медный всадник
|
Площадь Декабристов, ансамбль, скульптор, Фальконе, памятник, бронза, Петр I, постамент, скала, вздыбился, император, лавровый венок, меч, копыта, змея, олицетворение, символ.
|
9 |
Летний сад |
Парковый ансамбль, аллея, деревья, кустарники, цветы, чугунная решетка, фонтаны, «Пирамида», павильон, Кофейный домик, оранжерея, Лебяжий канал, пруд, мраморные статуи, скульптурная группа, бюст, баснописец, Иван Андреевич Крылов, место прогулок. |
Литература:
1. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1991.
2. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. - М., Астрель,2003.
3. Нуруллина, Н.Н. Как я учу писать детей.Начальная школа. - № 3. – 1998. – с. 80.
Ресурсы:
http://www.wikipiter.ru
http://www.ilovepetersburg.ru/
http://www.baltexpress.ru/
http:// blackwidow.ru
http://historian-1984.livejournal.com/
http://sculpture.artyx.ru/
http://ispbguide.com/
http://oldsp.ru