Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Алексеева Анна Алексеевна

 


  Среди наших учеников встречаются дети, пишущие грамотно на интуитивном уровне, но таких становится всё меньше. О «врождённой грамотности» много спорят, но учёные  пишут о том, что основа этого явления – зрительное бессознательное выделение орфограмм. Чаще всего грамотно пишут дети много читающие. Таким образом, для большинства  учеников важно развивать орфографическую зоркость.

Как это  сделать?

   Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза – выделения звуков и букв, морфем, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями и т. д.
Все эти занятия, упражнения по степени сложности и самостоятельности можно расположить в определенной последовательности.
1. Звуко - буквенный анализ слов.
Этому приему работы должно уделяться большое внимание, так как самоконтроль при изучении звуков и букв опирается прежде всего на слух и произношение. Ученики должны научиться правильно произносить звуки, различать их и «переводить» звуки в буквы. Пишущий всегда отталкивается от слышимого слова. Поэтому важно, чтобы ученики еще до письма умели определить, что их может затруднить, какая это трудность, и решить вопрос о правильном написании.
Письмо таких слов, в которых написание не расходится с фонетическим звучанием, не затрудняет учеников (дом, шар, стул), и все внимание их в этот период направлено на то, чтобы не допускать пропуска, замены, перестановки и т. п.
Необходимы и крайне важны наблюдения над особенностями звуков речи при анализе тех слов, написание которых расходится с произношением.
Например, перед записью слова мороз (1 класс) следует предложить детям такие вопросы: «Какой звук слышится на конце слова?», «Какую букву нужно написать?»
2. Письмо с проговариванием.
В основе этого письма – проговаривание по слогам.
Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее, например:
За – пишу з с гласной а и т. д.
Слоги со стечением согласных дети проговаривают так: «Пишу н, пишу ра [р] с гласной а…»
Такое письмо исключает пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шепотом, постепенно переходя на мысленное проговаривание. Проговаривание может быть как хоровое, так и индивидуальное.
3. Списывание.
Этот вид упражнений предполагает бо?льшую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, можно пользоваться полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и т. д. до конца упражнения.
4. Комментированное письмо.
Учащиеся не просто проговаривают по слогам предложенные слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.
5. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается организованность, ответственность, самоконтроль, объективная самооценка.
6. Письмо под диктовку.
Сначала учитель диктует слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха проводится игра «Эхо».
Учитель читает слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы учителю было слышно. Если кто-то «скопировал» неправильно (исказил окончание слова, безударную гласную в корне, парную согласную и т. п.), то предлагается еще раз повторить это слово всем, а затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и записывают слово по слогам.
7. Письмо по памяти.
Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитываются аккуратность, честность, дисциплинированность, самоконтроль.
8. Творческие работы.
Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения сосредоточиться на составлении, на записи своих предложений (диктуется каждое слово по слогам) и на логике изложения.
Основные виды творческих работ: сочинения, изложения, творческие диктанты, составление предложений по опорным словам и т. п.
9. Грамматические зарядки.
Их можно включать в каждый урок. Учитель произносит слово, одновременно на доске изображает его схему (в виде прямоугольника). Дети вдумываются в смысл, определяют, с маленькой или с большой буквы писать и почему. Если с большой, то учитель пририсовывает к прямоугольнику вертикальную черту. «Какие еще правила "спрятались" в этом слове?» – спрашивает учитель. Дети перечисляют.
Вариант одной из грамматических зарядок: «Какие буквы "спорят", какие "побеждают " в словах сугро…, сне…, заво…, шка…, рука…»?
Формированию орфографической зоркости учащихся способствует также работа над ошибками с памяткой.

   И, наконец, последнее. Для того чтобы способность видеть орфограммы находилась у учащихся не на интуитивной, а на теоретической основе, необходимо вооружение их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в самом правиле. Например: «безударные гласные», «парные согласные на конце слов» и т. д.
Поэтому, работая над орфографическим правилом, целесообразно вместе с детьми выделять существенные отличительные признаки орфограмм, учить их обнаруживать орфограммы по данным признакам.
Приведем некоторые упражнения, направленные на отработку названных умений:
• Прочитать стихотворение (предлагается текст). На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.
• Прочитать текст. На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.
• Выпишите из текста все слова на изученные правила.
• Спишите текст, подчеркните все буквы на изученные правила.
• Можно ли применить данное правило (указывается какое) к словам (перечисляются слова)?
• Запишите (под диктовку) только те слова, к которым применимо данное правило (указывается правило, перечисляются слова).
• Найдите «четвертое лишнее».
Предлагаются четыре слова, среди которых три – на одно правило, а четвертое слово – на другое. Например: шишка, снежинка, группа, машина.
• Запишите (под диктовку) слова. Какие правила вы использовали, чтобы написать эти слова без ошибок?
• Какие правила надо знать, чтобы без ошибок написать слова (перечисляются)?
Выполняя данного рода упражнения, ученик обращается к памятке, видит перед собой список изучаемых орфограмм, способ их исправления и поэтому невольно запоминает их. А это, в свою очередь, способствует формированию орфографической зоркости.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»