Конспект урока по русскому языку 2 класс
Опарина Валентина Петровна,
Отличник народного просвещения,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №559Санкт - Петербурга
Изучаемая тема: «Имя существительное»
Класс: 2 «А»
Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Номер урока по теме - 4
Цель урока: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? От слов, отвечающих на вопрос что?
Проблема: какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?
Новое знание: чтобы правильно определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, надо правильно поставить вопрос к слову.
Задачи урока:
1. Предметные:
. выявление грамматической функции вопросов кто? что? для определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
. обеспечение условий для успешного понимания содержания учебного материала всеми учениками и применения знаний на практике.
2. Метапредметные:
. понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение задачи под руководством учителя;
. классифицировать слова по выделенным критериям;
. задавать вопросы с целью получения информации;
. вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводить аргументы;
.развитие коммуникативных умений (участвовать в коллективном обсуждении проблем).
. развитие поисково-информативных умений (работа со «Словарём»)
3.Личностные
. проявлять интерес к новым знаниям;
. выполнять правила поведения ученика на уроке;
. толерантно относиться друг к другу, уважать мнение других.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы: частично-поисковый, словесный, метод самостоятельной работы, наглядный, проблемный.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи, самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; делать звуко-буквенный разбор слова, соотносить произношение и написание, подбирать синонимы, пользуясь словарём.
Оборудование: печатный материал с заданиями, таблица-схема «Звуко-буквенный разбор», орфографические словари,
Содержание учебного материала.
1. Организационный момент.
2. Чистописание.
3. Словарная работа.
4. Орфографическая минутка.
5. Актуализация знаний.
6. Самоопределение деятельности.
7. Работа по теме урока.
8. Физкультминутка.
9. Создание проблемной ситуации.
10. Работа по учебнику.
11. Срезовая работа.
12. Рефлексия.
13. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Сегодня на уроке нас ожидает много интересных заданий, а помогут нам всё понять и выполнить хорошее настроение, добрая улыбка, внимательное отношение друг к другу.
Проверка готовности к уроку.
2.Чистописание.
Цель: работа над каллиграфией.
-Слушайте внимательно:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом
-Внимательные слушатели ответят на вопрос:-какой согласный звук повторяется чаще всего в этом стихотворении.
[р ]
-Мы сейчас будем писать заглавную и строчную букву Р р Сравнивайте написание с образцом. Старайтесь писать каллиграфически правильно, красиво. Не спешите, выводите каждый элемент.
3.Словарная работа.
Цель: повторение слов с непроверяемым написанием.
-Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(морковь)
Сидит дед,
Многими шубами одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(лук)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи.
(капуста)
Желта, а не масло,
Кругла, а не луна,
С хвостом, а не мышь.
(репа)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(картошка)
-Поставьте ударение во всех словах, подчеркните орфограммы.
Самопроверка. На доске записаны слова с выделенными орфограммами:
Морковь, лук, капуста, репа, картофель.
-Проверьте слова.
-Замените эти слова одним словом. (овощи)
-Посмотрим, как пишется это слово в орфографическом словаре. Запишем его.
-Сделаем звуко-буквенный анализ слова овощи, используя таблицу.
Гласные:
-ударный или безударный.
Согласные:
-звонкий или глухой
-твёрдый или мягкий
-парный или непарный (по звонкости-глухости)
Овощи – 3 слога
О [о]-гласный, ударный
В [в]-согласный, звонкий, твёрдый, парный
О [а]-гласный, безударный
Щ [щ]-согласный, глухой, мягкий, непарный
И [и]-гласный, безударный
5 б., 5 зв.
-В каком месте слова написание и произношение расходятся? (во втором слоге)
-Запомните, как пишется слово.
4. Орфографическая минутка.
-Составьте предложение с этими словами.
Повар сварил овощной суп с картофелем, капустой, морковкой.
Запись с комментированием в тетрадях и на доске.
-Подчеркните орфограммы.
Варианты ответов учащихся
«Повар»-первое слово в предложении, пишем с заглавной буквы. Ударение падает на первый слог, безударная гласная «а» во втором слоге, проверочное слово-«варит»;
«сварил»-слово пишется слитно;
«овощной»-слово с непроверяемым написанием, его надо запомнить;
«с»-предлог, пишется отдельно, с рассыпчатым картофелем;
«картофелем»-это слово с непроверяемым написанием, его надо запомнить;
«капустой»- слово с непроверяемым написанием, его надо запомнить;
«морковкой»-слово с непроверяемым написанием, надо запомнить;
после слов «картофелем», «капустой» ставим запятые, это интонация перечисления;
в конце предложения ставится точка.
5. Актуализация знаний.
-Какие части речи вы знаете?
(имя существительное, имя прилагательное, глагол)
-Какую часть речи мы сейчас изучаем?
(имя существительное)
-Повторим всё, что знаем об имени существительном по опорной схеме.
(имя существительное)-это (часть речи)
Отвечает на вопросы (кто?, что?)
Обозначает (название предметов, явлений, событий)
6.Самропределение к деятельности.
-Откройте учебник на с. 47 и прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».
(Учащиеся читают текст по цепочке. По ходу чтения учитель задаёт вопросы на усвоения прочитанного.)
-Почему эта часть речи получила такое название?
Имена существительные получили такое название потому, что обозначают (называют, именуют) всякий предмет, который существует в окружающем нас мире.
-Придумайте свой пример в группу слов с общим лексическим значением.
Предметы и вещи: пенал, ручка, платье;
явления природы: дождь, ветер ,солнышко;
люди: девочка, доктор, мама, бабушка;
животные: кошка, медведь, черепаха;
-В какую группу вы отнесёте слова из домашнего задания? (в группу явлений природы)
-Какой вопрос мы поставим к словам, обозначающим предметы и вещи, явления природы? (что?)
-Какой вопрос мы поставим к словам, обозначающим людей и животных? (кто?)
На таблице написаны слова
стол мальчик
гроза белка
праздник слон
-Посмотрите на таблицу. По какому признаку имена существительные распределены на две группы?
Слова, отвечающие на вопрос что?, и слова, отвечающие на вопрос кто?
-Попробуйте определить тему урока.
-Назовите учебную задачу.
(Научится правильно определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные и ставить к ним вопросы).…
7.Работа по теме урока.
-А где можно узнать необходимую информацию?
-Прочитайте правило от тётушки Совы на с. 48.
-Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто?
-Прочитайте правило от тётушки Совы на с. 51.
-Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что7
8.Игра «Кто? или что?»
(Учитель показывает рисунки различных предметов. Ученики показывают карточки, на которых напечатаны вопросы КТО? ЧТО?)
Дерево, зайчик, синичка, домик, лягушка, лётчик, доктор, пенал, картина, книга.
9. Физкультминутка.
Одолела нас дремота
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
Как пружинки, мы присели,
А потом тихонько сели.
10. Создание проблемной ситуации.
Работа в группах.
-Подберите к каждой группе имён существительных ещё по три слова
1 группа:
Люди (кто?) художник, (повар, тракторист, учитель)
2 группа:
Птицы (кто?) снегирь (ворона, воробей, сорока)
3 группа:
Домашние животные: (кто?) лошадь (корова, овечка, козочка)
4группа:
Обувь (что?) сапоги, (туфли, ботинки, тапочки)
5 группа:
Растения: (что?) крапива (берёза, одуванчик, ёлочка)
6 группа:
Посуда: (что?) тарелка (стакан, кастрюля, чашка)
Каждая группа после выполнения работы выходит для отчёта к доске. Дети называют слова, которые подобрали. Остальные учащиеся делают хлопок в ладоши, если согласны.
11. Работа по учебнику.
Работа по вариантам.
Упр. 82. С помощью словаря учебника (с. 140) подберите к каждому имени существительному синоним.
1 вариант – задание № 1 (учитель-преподаватель, друг-товарищ, лётчик-пилот)
2 вариант – задание № 2 (лягушка-квакушка, прозвище-кличка, тети-ребята)
Взаимопроверка.
Самооценка.
12. Срезовая работа. (работа по карточкам)
Карточка № 1.
Выпиши только одушевлённые имена существительные. Допиши ещё два слова.
Ученик, отвага, весна, хлебороб, школьник, пчела, морозы, ромашка, девочка, шляпа.
Карточка № 2.
Выпиши только неодушевлённые имена существительные. Допиши ещё два слова.
Молоток, заяц, месяц, верблюд, врач, осина, капуста, ребята, снегирь, снег.
Проверка учителем после сдачи работ.
13. Рефлексия.
-Понравился ли вам урок?
-В чём вы испытывали трудность?
-За что вы бы похвалили себя?
-Закончите предложения по теме урока:
Одушевлённые имена существительные отвечают…(на вопрос кто?)
Неодушевлённые имена существительные отвечают…(на вопрос что?)
14.Домашнее задание.
Прочитать правило на ст.48, 50.
Выполнить упр. 83.